Наверняка, вышесказанное вызвало ряд серьёзных вопросов:
Есть ли на Северном Кавказе рукотворные мегалиты, сооружения из них, и следы добычи строительного камня?
Откуда в горах появилось такое множество камней правильной геометрической формы, и даже сооружения, похожие на рукотворные?
Постараюсь ответить на эти вопросы наиболее доступным, простым языком:
Для начала рассмотрим следы оставленные камнерезами. Их достаточно много, и все они имеют общие черты. Выдающихся среди них нет, поэтому достаточно демонстрации лишь одного объекта. Он находится у самой дороги, в месте, где начинается тропа, по которой мы совершали восхождение на Планческие скалы:
Эти камни имеют правильную геометрическую форму, и следы механического воздействия ручным инструментом. Так добывали строительный камень в далёком прошлом, аналогичным способом его добывают и сегодня. Разве что, инструмент камнедобытчиков стал более совершенным.
Суть этого древнего способа камнедобычи заключается в следующем: Для того, чтобы отколоть от монолита кусок породы, требуемых размеров и формы, в нужных местах пробивались отверстия, в которые потом забивали высушенные деревянные клинья. После, клинья поливались водой, и разбухая, древесина увеличивалась в объёме, и по линии на которой были вбиты клинья, появлялась трещина в горной породе. Дальше, всё просто. Оставалось добытый кусок отделить от монолита, обработать, если требовалось, и отвести к месту стройки.
Но всё дело в том, что это следы примитивной добычи. Так производились закладные камни для фундаментов домов из саманного кирпича, которые строили поселенцы в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков. Но это не единственный способ добычи простых стройматериалов. Гораздо рентабельнее не тратить силы и время на откалывание камня для его последующей тёски молотком и зубилом, а попросту собирать в горах уже готовые камни правильной формы, пригодные для строительства.
Этим то и объясняется тот факт, что в доступных местах, рядом с дорогами и по берегам рек таких камней осталось не так много. А вот в горах, там куда невозможно подогнать телегу для погрузки и транспортировки природных камней к месту стройки, их просто бесчисленное количество. Откуда они берутся? Да всё очень просто:
Так выглядит горная стратификация (от слова «stratum», что в переводе с латыни означает – слой, пласт). Говоря научным языком,
Горная стратификация, это: - образование, накопление или отложение горных пород в виде слоев; особенно слоистое распределение или расположение осадочных пород или вулканических пород, образовавшихся из потоков лавы и фрагментарных вулканических отложений. Разделения между отдельными слоями называют плоскостями напластования. Они соответствуют слоям, которые связывают; для плоских слоев они горизонтальные, а на склонах расположены под наклоном.
А если по простому, то перед нами некое подобие торта «Наполеон». Забудем о лаве и кремниевых формах горных пород, которых на Северном Кавказе практически нет, и представим кухонный миксер, в котором перемешали воду и углеродные формы минералов, таких как известь, песок и глины.
В нашем случае:
Известь - карбонатная порода глинистый известняк СаСО3 с примесями оксидов кальция, магния, железа и других металлов в виде. Их называют доломитами и мергелями.
Песок - мелкообломочные рыхлые осадочные горные породы кварцитов.
Глины – мелкодисперсный водный раствор содержащий каолинит, монтмориллонит, галлуазит, серпентин, гидрослюды, в меньшей степени хлориты и палыгорскит.
Все эти породы имеют различные размеры и массу отдельных частиц. В принципе, глина, это тот же песок, только мелкого помола. Отличаются друг от друга так же, как сахар рафинад отличается от просеянной муки или крахмала. И людям взрослым не нужно объяснять, почему в нашем миксере, после отключения электромотора после отстоя получится «слоёный пирог» из смешанных компонентов. Самые тяжёлые и крупные частицы выпадут в осадок первыми, а самые лёгкие и мелкие окажутся сверху. Так мы через некоторое время сможем наблюдать через стекло кухонного прибора слой извести на дне, на нём слой песка, а сверху слой глины.
Всё тоже самое происходит и во время потопов и селей. Поток за потоком приносит дисперсию с взвешенными в ней горными породами, вперемешку с галькой, морскими животными и моллюсками. И каждый из таких приливов отстаивается, оставляя свою часть «пирога» из двух, трёх, или более слоёв. Затем вода уходит, глина осадочные породы теряют влагу и окаменевают. Глины при этом, остаются монолитными, а вот известняки трескаются. Затем, под воздействием литосферных, геологических и тектонических процессов, такие «пироги» накреняются, и могут даже встать вертикально.
При этом, твёрдые растрескавшиеся слои, утратив связующие их страты, становятся доступными для добычи. Человек остаётся только их собирать в лесу, словно грибы или ягоды. Некоторые «кирпичи» сразу готовы к применению в качестве строительного материала, а некоторые требуют минимальной обработки. А иногда, в результате выветривания, более твёрдые породы остаются на месте, в то время как мягкие осыпались, и получаются стены, которые почти невозможно отличить от рукотворных. И человек часто использует их, пристраивая к ним собственные постройки.
Бывает и так, что вставшие вертикально слои падают на землю, и тогда получаются вот такие образования:
В окрестностях посёлка Каменномосткий, в Адыгее, нам показали "древнюю мостовую".
И правда, на что же ещё это может быть похожим? Но ведь дело-то в том, что это только похоже на брусчатку. Просто человек так устроен, когда он видит нечто впервые, он ищет в памяти объекты аналогичного вида и конструкции. И если камни лежат под ногами, он тут же делает вывод о том, что кто-то вымостил тут дорогу, или площадь. На самом деле всё куда проще, и нет никаких причин для выстраивания умозрительных заключений. Перед нами фрагмент горной стратификации. Точнее один из её твёрдых слоёв, образованный растрескавшимся песчаником, лишённым сверху плодородного слоя. Он либо опрокинулся, приняв горизонтальное положение, либо изначально так и лежал, что вернее всего.
Эта «дорога» ниоткуда ни вела, и никуда не приводила. Но местные краеведы рассказывают туристам захватывающую историю о неких злобных турках, которые грабили караваны с шёлком, шедшие из Китая в Европу в обход Железных ворот Дербента. Здесь у них, якобы, был невольничий рынок, где они торговали захваченными в плен «китайскими туристами». Красиво, но неправдоподобно. Турецкий базар на самом деле мог существовать, теоретически. И путь из Персии через Малый Кавказ существовал.
Но вряд ли в горах мог существовать базар. В горах прячутся, а не торгуют. Это вам подтвердит любой из торговцев. Ведь даже запрещёнными товарами торгуют там, где есть покупатели. Поэтому базары, в том числе и невольничьи, устраивались в местах, доступных для больших масс людей. А мы видим всего лишь природное образование без определённой конфигурации. Обычный выход на поверхность одного из слоя осадочных пород.
Красивое место, и есть смысл увидеть всё собственными глазами. Тем более, что радушие и гостеприимство жителей Адыгеи не имеет границ! Но нам необходимо найти ответ ещё на один важный вопрос, который связан с рукотворными сооружениями из природного камня. И да. Таковые здесь имеются. Наибольший интерес вызывают, разумеется, дольмены. Их происхождение никому не приходит на ум подвергать сомнению. Конечно это рукотворные сооружения, но достоверной информации о них крайне мало. Мы изучили один из дольменов Адыгеи, и вот что у меня есть вам рассказать.
Есть в этой замечательной республике посёлок, который называется Гузерипль. Его главная достопримечательность, - Музей природы Кавказского заповедника, который располагается на правом берегу реки Белой. А главным экспонатом КГПБЗ (Кавказского Государственного Природного Биосферного Заповедника), является дольмен – великан.
Огромная передняя плита дольмена трапециевидной формы имеет в длину у основания 245 см, высота ее 210 см, а толщина 57 см. Неправильно-округлое отверстие, расположенное почти у земли, имеет величину 40x38 см. Официально считается, что дольмен построен древними каменотёсами во II – I тысячелетии до н.э. К тому же, его называют недостроенным.
Но я глубоко убеждён в том, что здесь нет ни единого слова правды. Никто не знает, кто и когда строил эти сооружения, и самое главное, - зачем! Версия о том, что дольмены являются погребальными сооружениями, смешит даже официальных историков. Но другие версии, наукой даже не рассматриваются. Но давайте сначала рассмотрим внимательно то, что мы видим собственными глазами, а не то, о чём нам говорят люди, которым так свойственно заблуждаться, и принимать на веру слова авторитетных учёных и исследователей.
Вид слева:
Вид справа:
Вид сзади:
Вид сверху:
Я вижу, небрежно сложенную в виде некоей конструкции груду, из доломитовых плит, обработанных весьма примитивным способом. Это явно не результат труда камнерезов. Плиты, вероятнее всего, были обработаны ещё тогда, когда они представляли собой не окаменевшие пласты глины. В точности, как ступени в Дантовом ущелье Горячего Ключа. Это можно было успешно делать даже деревянным инструментом.
Второе, что немедленно приходит на ум, это предположение о том, что дольмен стоит не на том месте, де он был создан. В пользу этого говорит тот факт, что ныне он опирается на подушку из камней и гальки, которая была создана явно не так давно. Кроме того, невозможно отделаться от ощущения, что «склеп адыгейского князя» был разобран, а затем крайне небрежно собран. Всё говорит о том, что строители, которые собирали дольмен, не представляли, как он выглядел изначально. Посмотрите на углы, в которых сопрягаются боковые плиты, с фронтальной и горизонтальной:
Видите этот замочный паз на верхней грани левой стенки? Так вот: фронтальная стена имеет такие размеры, которые полностью совпадают с размерами выступа на боковой грани дольмена, и мне совершенно очевидно, что изначально никакой ниши спереди не существовало. Фасад был сделан заподлицо, и имел вид правильного прямоугольника. А «крыша» лежала не внахлёст, а становилась в пазы боковых стенок. Строители же, по своей безграмотности, установили горизонтальную плиту так как она сейчас и расположена, и от того, что она не была вставлена в пазы боковых стенок, нагрузка на неё под воздействием собственного веса, оказалась распределена неравномерно. Именно потому «крыша» и треснула посредине (см. фото «вид сверху»).
Внутри, ничего примечательно мы не обнаружили, кроме речной гальки т валунов из окатанного базальта, привезённого для устройства «подушки» дольмена, как минимум за пятьсот километров.
Правда, показания дозиметра внутри дольмена, поставили нас в тупик. Уровень естественного радиационного фона, вопреки всем «правилам», внутри дольмена более чем вдвое ниже, чем снаружи.
И это повод для создания очередной версии назначения таких сооружений. Очень велик соблазн предположить, что дольмены были убежищами от сильной радиации. Правда возникает вопрос о том, как в него попадали люди. Ведь мы проникли в дольмен через пролом в его правой стене. А отверстие в фронтальной стенке пригодно, разве что, для проникновения маленького ребёнка, да и пробка этого «летка» запирала дольмен снаружи. Скорее всего, данная версия не состоятельна.
А «вишенкой на торте» оказалось сканирование дольмена с помощью металлодетектора. Результаты их не то чтобы сразили наповал, но вызвали достаточно много противоречивых эмоций.
Первой металлической «деталью» оказалась современная десятикопеечная монета на дне этого отверстия, которое было просверлено, скорее всего, строителями, собиравшими на месте дольмен, из привезённых плит и блоков:
А при исследовании самого дольмена, выяснилось, что он буквально нашпигован деталями, изготовленными из чёрных металлов, скорее всего, из углеродистой стали, из какой делают строительную арматуру. Самый большой из стальных прутьев, заложен в верхней части фронтальной плиты, и его цапфы уходят на 25 сантиметров в толщу боковых стен. Другие штифты длинной около 40 сантиметров, скрепляют все детали конструкции в месте их сопряжений, не имеющих сквозных щелей.
Таким образом, вердикт экспедиции однозначен: - Гузерипльский дольмен является фальшивкой и новоделом. Он собран при помощи современных инструментов и строительной техники, с применением современных технологий. Но парадокс заключается в том, что современные строители не смогли воссоздать дольмен с тем уровнем качества, с каким он был построен теми, «древними» строителями, которые строили дольмены без строительного раствора, арматуры и подъёмных механизмов. Т.е. примитивизм дольменов, явно кажущийся. И это согласуется с тем фактом, что мы не можем понять назначения этих сооружений.
Создатели дольменов не обладали технологиями, доступными нам, зато их знания в разы превышали наши современные. Лично мне это напоминает вот что:
Надеюсь, мысль понятна. Очень похоже на то, что дольмены, это высокотехнологичные устройства, собранные «на коленке», из того, что имеется под рукой. Так это или не так, мы не знаем, зато очевидно, что дольмены, сооружения очень непростые, и возраст их вполне сопоставим со временем потопа, намывшего горы из извести песка и глины на Северном Кавказе. Учёные утверждают, что дольмены - самые древние рукотворные сооружения в этом регионе. А так ли это? Посмотрим, что ещё есть тут рукотворного.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.