Мокошь, св. Параскева Пятница, иногда Богородица или
другие персонажи в известном смысле приравниваются к Алатырю,
«бел-горючу камню», дереву типа «сырого дуба Невида», а то и просто к
обрубку-столбу. Им, локализованным на перекрестке, принадлежит и вещая
роль. Слово судьбы может произноситься, нередко передаваясь через
посредника. Так, в «Допросе» некоего Сенки Затикова от 21 января 1701 г.
содержится рассказ этого крестьянина, перенявшего его от отца: «дряхлой
и велми престарелой и слеп очми иноземец Волхв», ударив «смолной
толстой не малой пень», стоявший при дороге, «подпиральным своим
батогом», по сути магическим жезлом, стал произносить пророчество
относительно судьбы города Выборга[32]. Однако со временем предсказание
чаще пишется: в сказке — на столбе, в былине — на камне. Надпись,
которую прочитывают на них эпические герои, — это формулы судьбы.
Согласно народным верованиям, доля дается каждому человеку или только
при рождении, или же трижды: при рождении, браке, смерти. Так проявляет
свое господство фатум, рок, участь.
Надпись на камне или столбе
(кстати, определенные популярные сентенции имеются и на упомянутых выше
гермах) вызывает ассоциации с книгами родословия, с книгами судеб. Так,
среди памятников «отреченной» литературы известна по крайней мере с VI
в. «Эпистолия о неделе». Обращают на себя внимание прежде всего те ее
редакции, где послание падает с неба в камне (в греческих и русских
текстах) либо начертано на деке или деках[33] (эквивалент столбу).
Книгой рода является словенский «Рожденик», в котором записывается
судьба каждого появившегося на свет. Все, что там предназначено,
считается «на роду (т. е. при рождении. — Н.К.) написанным», миновать
чего невозможно. Таков же и русский «Шестодневец», по которому узнают
свое будущее[34]. С усилением христианства решение судьбы переносится на
Бога. Теперь, по легендам, книга судеб в его руках: «Бог и писал, и
ковал, кому где буде смерть. У него книга така толста»[35]. Вариант:
ангел пишет судьбу каждого при рождении[36]. Да и «Эпистолию о неделе»,
согласно христианизированной версии, приносят с неба ангелы.
Предопределение
будущего в форме придорожной надписи, которое герой сказки узнает чаще
по достижении брачного возраста, а герой былины — на старости, по сути
эквивалентно словам судьбы, произнесенным мифическими существами в
момент рождения или в один из переходных моментов в жизненном цикле
определенного персонажа. Не случайно надпись на камне или на столбе
предвещает, судя по завершению главного действия героя (третьей
поездки), из-за которого и разворачивается весь сюжет, в сказке прежде
всего брак, а в былине смерть:
А ездил-то стар по чисту полю, И от младости да стар до старости, И от старости да до гробной доски, Эдакого чуда не наезживал: Наезжает стар да три дороженьки, А й три пути широкиих росстаночки[37].
И
вступающий в брачный период (в сказке), и находящийся на краю бытия (в
былине) переживает, подобно новорожденному, лиминальное («пороговое»)
состояние, как бы находясь ни здесь ни там. Этими обстоятельствами и
объясняется появление героя в урочный час на росстани, у камня или
столба, т. е. на грани между мирами[38].
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.