Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для всего
советского народа. Сражаться с врагом поднялась вся страна. Не остались в
стороне и женщины, которые ковали общую победу в тылу и на фронте. В
рядах Красной Армии, наряду с мужчинами, сражались с врагом порядка 600
тысяч женщин.
На этом фоне особенно выделялись советские
женщины-летчики, которые наравне с мужчинами освоили одну из самых
трудных во всех смыслах профессий – военного летчика. Трудной эта
профессия была, в том числе, и сугубо по физическим причинам. На военных
летчиков выпадали колоссальные физические и психологические нагрузки.
В
ряду известных советских летчиц периода Великой Отечественной войны
особое место занимает Екатерина Буданова, сражавшаяся с врагом на
истребителе Як-1. Буданова – боевая подруга другой прославленной
советской летчицы Лидии Литвяк.
В Советском Союзе авиация одинаково захватила умы и мужчин, и женщин Екатерина
Буданова родилась 7 декабря 1916 года в небольшой деревне Коноплянка,
сегодня это территория Вяземского района Смоленской области.
Прославленная в будущем летчица происходила, как и большинство людей
того поколения, из обычной крестьянской семьи. Трудно было поверить
тогда, что пройдут годы и девочка из самой обычной деревни вырастет и
станет управлять боевыми самолетами, но молодое советское государство и
сама эпоха предоставили Будановой такую возможность.
Как и многие
дети того периода, Екатерина Буданова получила семилетнее школьное
образование. Начальную школу Буданова окончила в родной деревне, до 6-го
класса училась в деревне Ермолинка, а в 1934 году – завершила обучение в
седьмом классе уже на станции Вязьма-Новоторжевская.
Летно-технический
состав второго отряда Киевского аэроклуба Москвы. В первом ряду вторая
справа - Екатерина Буданова, 1938 год, фото: goskatalog.ru Трудиться
Будановой пришлось с 7 лет, когда она начала подрабатывать нянькой. Всё
дело в том, что в возрасте 6 лет у Будановой умер отец. В будущем
Екатерине пришлось рано начать работать во многом для того, чтобы
помогать своей семье.
После завершения семилетки Екатерина отправилась в Москву, где утроилась на завод в Филях. Это был авиационный
завод №22 имени Горбунова, можно сказать, здесь жизненный путь
Будановой окончательно и бесповоротно остановился на авиации.
Параллельно работе девушка продолжала учиться, но уже в вечерней школе,
которую успешно закончила в 1935 году.
Одновременно с работой
Буданова посещала занятия в аэроклубе Киевского района столицы, в
котором обучалась с 1935 по 1937 год. После завершения обучения в
аэроклубе Екатерина Буданова осталась в нём в качестве инструктора,
освоив управление самолетами У-2, УТ-2, а также АИР-6. АИР-6 был первым
серийным самолетом конструкции Яковлева. Именно на истребителях данного
конструктора будет сражаться с врагом в годы войны Екатерина Буданова.
До
войны Екатерина успела воплотить в жизнь мечту многих советских
подростков, которые по-настоящему грезили авиацией на волне успехов
первых советских авиаторов. При этом девушка продолжала упорно
совершенствоваться в выбранной профессии. С конца 1939 года она
обучалась в Херсонской авиационной школе летчиков-инструкторов
Осоавиахима, вернувшись в мае 1940 года на работу летчиком-инструктором
уже в аэроклуб Фрунзенского района Москвы.
Птенцы гнезда Марины Расковой С
началом Великой Отечественной войны вопрос, как поступить в этой
ситуации, перед Будановой не стоял. Будучи хорошо подготовленным
летчиком-инструктором, девушка рвалась в действующую армию. В октябре
её, как и многих других сверстниц, зачислили добровольцем в ряды Красной
Армии, направив для обучения в Саратов. Здесь при действующей
Энгельсской военной авиашколе Буданова прошла обучение пилотированию
истребителя Як-1. Окончив курс обучения 22 февраля 1942 года. После
завершения обучения Екатерине Будановой было присвоено воинское звание
младшего лейтенанта.
Екатерина Буданова, фото с ресурса pamyat-naroda.ru Стоит
отметить, что именно 8 октября 1941 года было принято решение о
создании в составе Красной Армии трёх женских авиационных боевых части,
это были авиаполки: истребительный, бомбардировочный и ночной
легкобомбардировочный. В составе этих авиаполков женщины-летчицы воевали
с врагом до самой Победы в мае 1945 года.
Инициатива создания
данных частей исходила от прославленной советской летчицы, Героя
Советского Союза, майора Марины Расковой. За её плечами были не только
несколько мировых рекордов и рекордных перелетов, но и обучение в
Военно-воздушной академии имени Жуковского. Для того чтобы добиться
привлечения на военную службу летчиц, Расковой пришлось обращаться на
самый верх и её призывы были услышаны. В результате тысячи советских
летчиц, которые с начала войны осаждали пороги военкоматов, получили
реальный шанс поквитаться с врагом в небе.
Одной из этих летчиц и
стала Екатерина Буданова, которая после завершения учебы в Энгельсской
военной авиашколе была зачислена в состав 586-го истребительного
авиационного полка ПВО, став командиром звена. Задачей полка было
обеспечение воздушного прикрытия района Саратова. На службе в женском
авиационном полку Буданова познакомилась с Лидией Литвяк. Девушки стали
лучшими подругами и с этого момента всегда несли службу вместе.
Боевые будни Екатерины Будановой Первой
боевой наградой Будановой стал орден Красной Звезды, к которому она
была представлена 17 февраля 1943 года. В наградном документе
указывалось, что за период службы в 586-м истребительном авиаполку
Екатерина совершила 55 успешных вылетов на патрулирование над Саратовом,
а также сопровождение транспортной авиации с особо ценными и важными
грузами для фронта.
10 сентября 1942 года Буданова прибыла на
фронт под Сталинград, где совершила первые боевые вылеты. Под
Сталинградом, согласно наградным документам, Екатерина успела повоевать в
758 ИАП и 487 ИАП, с 1 октября перейдя в оперативное подчинение 9-го
гвардейского краснознаменного истребительного авиаполка. В наградных
документах указывается, что до 1 октября девушка провела 15 боевых
вылетов, приняв участие в двух воздушных боях с противником.
Техперсонал 586-го истребительного авиаполка ПВО обслуживает истребитель Як-1, фото: waralbum.ru Первая
боевая победа была одержана Екатериной Будановой 6 октября 1942 года,
когда летчица обнаружила и атаковала группу из 13 бомбардировщиков
Ju-88, сбив один из них южнее Владимировки. За несколько дней до этого
Буданова вместе со старшим лейтенантом Беляевой атаковали группу из 12
немецких бомбардировщиков Ju-88. Самолеты, летевшие бомбить ж/д станцию
Эльтон, в результате атаки советских истребителей не смогли прицельно
отбомбиться по объекту.
10 декабря 1942 года в районе Калача
Екатерина Буданова провела воздушный бой с одиночным немецким
двухмоторным истребителем Me-110, сбив его. К этому моменту летчица
действовала в составе группы «свободных охотников» 9-го гвардейского
ИАП.
Следующим местом службы летчицы стал 296 ИАП, в составе
которого с 8 января 1943 года по 4 февраля 1943 года девушка совершила 8
боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и прикрытие наземных войск
на передовой. 18 марта 1943 года данный полк получил звание гвардейского
и был переименован в 73-й гвардейский ИАП, одновременно с этим Буданова
стала гвардии лейтенантом.
В составе полка Екатерина Буданова
сражалась с врагом до июля 1943 года. Отважная советская
летчица-истребитель не вернулась из боевого вылета 19 июля 1943 года во
время Миусской наступательной операции советских войск. Выполняя боевой
вылет по сопровождению группы штурмовиков Ил-2, Буданова была атакована
вражескими истребителями Me-109 в районе города Антрацит.
В
воздушном бою истребитель советской летчицы был поврежден, а сама она
ранена. Несмотря на это девушка ещё сумела посадить самолет в поле.
Подбежавшие местные жители извлекли Буданову из кабины, но спасти её не
смогли, она умерла от полученных ран, не приходя в сознание. Местные
жители похоронили летчицу на окраине села Новокрасновка. 22 июля 1943
года Екатерина Буданова посмертно была награждена орденом Отечественной
войны I степени.
Летчицы Екатерина Буданова и Лидия Литвяк, фото: goskatalog.ru Количество
одержанных Будановой воздушных побед разнится. По одним данным, летчица
совершила 266 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолетов (6 лично и 5 в
группе). По данным, которые были опубликованы в книге «Женщины – герои
Советского Союза и России», написанной Андреем Симановым и Светланой
Чудиновой и изданной в 2017 году, указывается, что Буданова лично сбила
три вражеских самолета и совершила 109 боевых вылетов.
На самом
деле вопрос о том, сколько именно воздушных побед одержала в небе
Екатерина Буданова, является абсолютно второстепенным. Уважения достоин
уже сам факт отважной службы этой женщины, которая, не раздумывая,
встала на защиту Родины в самый трудный период её истории.
Героизм
советских летчиков не заключался в количестве сбитых вражеских
самолетов. Все они становились героями, оказываясь за штурвалом боевого
самолета и отправляясь в бой с очень опасным противником, который часто
имел преимущество в качестве и возможностях техники, боевом опыте и
уровне учебно-боевой подготовки. В таких условиях советским летчицам,
которые наряду с мужчинами выдерживали физически изнуряющие воздушные
бои с хорошо подготовленными летчиками Люфтваффе, и вновь шли в бой,
теряя боевых подруг и товарищей, можно только поклониться в пояс.
9
мая 1988 года останки советской летчицы были в торжественной обстановке
перезахоронены в селе Бобриково на территории Антрацитовского района
Луганской области. Тогда же над могилой Екатерины Будановой появился
строгий обелиск. Ещё в годы существования СССР поднимался вопрос о
присвоении Будановой звания Героя Советского Союза. Однополчане
Екатерины Будановой инициировали этот вопрос в 1990 году, но решить его
до развала Советского Союза не удалось.
Лишь 1 октября 1993
года, спустя 50 лет после гибели, Екатерине Будановой за боевые заслуги и
мужество, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, было
посмертно присвоено высшее звание России – звание Героя Российской
Федерации.
Юферев Сергей
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|