Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Четверг, 21.11.2024, 19:10
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 85
Пользователей: 82
Сейчас комментируют: 3


Новости сегодня
Восхитительные картины из камней (0)
Золотая малина (0)
Зимний режим в курятнике (3)
Что стоит успеть сделать собственникам недвижимости до конца 2024 года (0)
11 русских слов из XIX века, которые сегодня никто не поймет (1)
Сахар-рафинад в поездах СССР (0)
Самые странные поводы для войны (0)
Загадка подводного вулкана: таинственные сигналы предшествовали мощному извержению (0)
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса (1)
Вильфанд спрогнозировал резкое похолодание на юге России (0)
Американский актер Сорбо обратился к России из-за «психов» во главе США (4)
Шанхайский робот убедил еще 12 роботов прекратить работать и идти за ним (2)
Сочные и аппетитные чебуреки с сыром и картошкой (0)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (1)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (0)
французская левая партия снова запустила процедуру отрешения Макрона от власти (0)
Молдавия закупит системы ПВО, чтобы сбивать небольшие БПЛА, залетающие с Украины (0)
Любовь с первого взгляда (1)
Профессор Мориарти: настоящий и вымышленный (0)
Кaлендapи Майя и не только: как исчисляли время разные народы (1)
Толтеки – «люди знания» (0)
Силы стратегического сдерживания США готовы к переходу власти к Трампу (0)
Когда были изобретены очки и линзы? (0)
Где она, копия нашей Земли? (1)
В Британии не стали комментировать данные об ударе Storm Shadow вглубь РФ (0)
Карие - удивительная христианская церковь, сохраненная османами (0)
В Словакии рассказали о требовании закрыть счет для сбора денег жителям Курской области (0)
Кто построил Ольянтайтамбо? (0)
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (1)

Новости готовят...

Новостей: 33981

В архиве: 11391

Новостей: 8367

В архиве: 11931

Новостей: 5188

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3028

В архиве: 4005

Новостей: 1354

В архиве: 338

Новостей: 1312

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6966

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1389]Астрономия и космос [1527]Бывает же такое! [2262]
Гипотезы, версии, прогнозы [6145]Дом, сад, кулинария [1229]Животные и растения [559]
Здоровье, человек [2141]Искусство, поэзия [610]История, археология, судьбы [7208]
Мир вокруг нас [1756]Наука и технологии [1401]Непознанное [3440]
НЛО, уфология [258]Новости, общество, в мире [21707]Психология и отношения [643]
Религии, учения [118]Советы и истории из жизни [866]Стихия, климат, экология [1172]
Фильмы и видео [1259]Частное мнение [2924]Это интересно! [3041]
Юмор, афоризмы, притчи [1090]


06:08
Успехи и неудачи ВМФ СССР в Великой Отечественной обросли мифами


27-30 августа – 82 года с момента печально памятного прорыва кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Это событие считается одной из самых трагичных страниц в истории отечественного флота, ибо в ходе эвакуации из Таллина было утрачено 62 корабля и судна. Величина людских потерь до сих пор служит предметом споров, называются цифры от 11 до 15 тысяч человек.

В канун этого события возобновились споры о роли флота в Великой Отечественной войне. Есть люди, отстаивающие точку зрения о том, что якобы ВМФ являлся тогда чуть ли не обузой и почти никакого вклада в общую «копилку» Победы не внес.

Однако такую точку зрения в беседе с газетой ВЗГЛЯД опровергает известный историк Мирослав Морозов, специализирующийся на изучении деятельности советского флота в Великой Отечественной, автор ряда книг и курса лекций на данную тему. Архивные изыскания Морозова не только расширяют наши знания о важных эпизодах войны, но и помогают современным поисковикам разыскивать места гибели советских кораблей, в течение десятилетий остававшиеся неизвестными. Специалист рассказал о том, как за последние десятилетия изменились представления о роли ВМФ в войне и о том, какой вклад внес флот в победу над гитлеровской Германией.

ВЗГЛЯД: Высокие потери, понесенные во время Таллинского прорыва – насколько они были предопределены?

Мирослав Морозов: Вопрос о потерях в ходе Таллинского прорыва очень сложный и ответ на него зависит от того, что мы выберем в качестве точки отсчета начала подготовки и выполнения перехода. Больших потерь можно было бы избежать, если бы решение об эвакуации Таллина было бы принято примерно за две недели до фактического. То есть вскоре после того, как немецкие войска блокировали Таллин с суши и возникли выгодные условия для создания в центре Финского залива минно-артиллерийской позиции, за создание которой противник немедленно принялся.

Однако такое решение своевременно принято не было. Нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов считал, что Таллин удастся удерживать еще в течение длительного времени, а он был необходим в качестве промежуточного пункта снабжения авиагруппы, совершавшей налеты на Берлин с аэродромов на Моонзундских островах. Решение об эвакуации было принято лишь в ночь на 26 августа, то есть за двое суток для начала прорыва, когда обстановка резко изменилась не в нашу сторону. Минно-артиллерийская позиция в центре залива уже была создана, а Балтийский флот потерял аэродромы в западной части Ленинградской области, с которых планировалось прикрыть переход самолетами-истребителями.

Целый ряд ошибок был допущен в ходе вынужденно поспешной организации прорыва. Все это делало тяжелые потери в тех конкретных условиях обстановки, сложившихся к 28 августа, практически неизбежными.

ВЗГЛЯД: Появились ли за последнее время новые данные о действиях ВМФ СССР в Великой Отечественной?

М. М.: Да, в последние годы историческая наука значительно продвинулась в данной области. Это произошло в том числе и благодаря тому, что появился свободный доступ к документации немецкого и финского флотов. Долгие годы детали ряда боевых эпизодов представали в сомнительном свете, но сейчас мы имеем исчерпывающую информацию о том, что там происходило на самом деле.

Другое дело, что все эти новые данные не очень-то откладываются в массовом сознании. Увы, тематика Великой Отечественной с каждым годом все больше уходит на дальний план, сохраняясь, главным образом, в виде «юбилейной позолоты». Конкретика же мало кого интересует – подробности боев и сражений являются предметом любопытства лишь сравнительно узкого круга специалистов и любителей военной истории. Мы, историки, по мере сил пытаемся вернуть широкой публике интерес к тем событиям – в частности, я разместил на YouTube курс из тридцати двух своих лекций на тему советского ВМФ в Великой Отечественной. У каждой из них – порядка 60 тысяч просмотров. Не могу сказать, что полностью удовлетворен этими показателями.

ВЗГЛЯД: В советское время действия ВМФ во время войны преподносились в крайне выгодном свете. А потом валом повалили разоблачения: дескать, подводники массово фальсифицировали свои победы, которых у них почти и не было.

М. М.: Я бы не сказал, что этих побед не было. Сейчас у нас есть возможность сравнить информацию, преподносившуюся в советской литературе, с современными данными. Так вот, подтверждаются примерно пятьдесят процентов победных реляций советских подводников Балтийского флота.

Это не такой уж плохой показатель. И тут не было злонамеренного завышения. Тенденция невольно преувеличивать свои успехи – порой многократно! – тогда оказалась свойственна всем воюющим сторонам. Тем более, что советское командование, когда выпадала такая возможность, всегда старалось проверить донесения об успехах своих подводников. Членов экипажа опрашивали после возвращения на базу – и выходит, что командир, дабы сфальсифицировать данные, должен был вступить в сговор со всей командой. Что, понятное дело, невозможно. Поэтому отрапортовать, к примеру, об атаке, которой на самом деле не было, командир не мог.

Скорее, людям иногда не хватало самокритичности, ведь им очень хотелось побед. Тут уместно провести сравнение с футбольным матчем, который оценивает не судья, а сами футболисты.

ВЗГЛЯД: В детстве я читал «Книгу будущих адмиралов» и «В море Травкин», в которых Иван Васильевич Травкин был назван одним из лучших советских подводных асов. Ему приписывали уничтожение тринадцати кораблей и судов противника. А сейчас оказывается, что все эти успехи – «дутые».

М. М.: Ну, не совсем всё же дутые... Как минимум одна успешная атака у Ивана Васильевича была. 20 июля 1942 года жертвой атаки подлодки Травкина Щ-303 стал немецкий войсковой транспорт «Альдебаран», перевозивший в Финляндию части гитлеровской 7-й горнострелковой дивизии. Однако Травкин его не утопил, а только повредил – при взрыве торпед погибло два человека и еще шестеро получили ранения. Транспорт сумел сохранить ход и прибыл в место назначения, но до 9 января 1943 года он простоял в ремонте. Тем не менее это успех.

Во всех же остальных случаях Травкин доносил о победах, основываясь на услышанных из-под воды взрывах – а на самом деле торпеды взрывались преждевременно, не достигнув цели, либо это был грохот глубинных бомб... Но были и другие командиры, у которых количество заявленных ими побед совпадало с фактическими результатами.

ВЗГЛЯД: Некоторые мифы советского времени до сих пор не выведены из оборота. Многие люди и сейчас искренне верят в успешную атаку подлодки К-21 Николая Лунина на немецкий линкор «Тирпиц».

М. М.: Это так. В свое время мы с коллегой Николаем Скрынниковым написали книгу об этой атаке, в которой проследили зарождение и жизнь мифа. Своей живучестью он обязан беллетристу Валентину Пикулю, написавшему знаменитую книгу «Реквием каравану PQ-17». В ней он оценивал атаку Лунина на «Тирпиц» с точки зрения не тактики, а политических симпатий и антипатий – мол, англичане все врут, немцы все врут... Отсюда и его версия о подмене вахтенного журнала «Тирпица», чтобы скрыть последствия атаки...

Да, советские мифы живучи. Не буду далеко ходить за примером. 25 июля в Санкт-Петербурге состоялся военно-морской парад, который я смотрел по телевизору. Диктор за кадром вещал о том, что, дескать, за годы Великой Отечественной войны советские подводники потопили сто боевых кораблей врага и триста транспортных судов общим тоннажем в миллион тонн.

Но это цифры, принятые в советский период – и за них, невзирая на все исследования последних лет, цепляются до сих пор. Фактически же речь должна идти о 36 боевых кораблях, 149 транспортных, вспомогательных и рыболовных судах, которые были потоплены или повреждены советскими подводниками. Их суммарный тоннаж составил около 370 тысяч тонн.

ВЗГЛЯД: Корректировка данных советских лет привела и к противоположному – прискорбному! – результату. Появились разоблачители, внушающие, что никакой помощи флот армии во время войны не оказал, был чуть ли не обузой.

М. М.: Ну это, конечно, глупости. Беда в том, что начиная с 90-х в историческую науку пришло очень много дилетантов, а то и откровенных жуликов. И издательства стали массово публиковать написанные ими книги – руководствуясь критерием не научной добросовестности, а сенсационности. В свое время огромным тиражом разошлась писанина Суворова-Резуна, шокируя обывателя – а потом нормальным историкам пришлось затратить уйму усилий, чтобы ниспровергнуть в массовом сознании его сказки.

Советский флот принимал активнейшее участие во множестве операций, которые без его помощи были бы попросту невозможны. В первую очередь это оборона важнейших военно-морских баз. Семьдесят три дня оборонялась Одесса, двести пятьдесят дней – Севастополь, блокада Ленинграда продолжалась девятьсот дней, но враг город так и не взял. Успешно оборонялся от врагов и Мурманск. Но враг очень быстро взял бы все эти базы, если бы в их обороне не участвовал флот. Какое значение для исхода войны имело то, что мы удержали Ленинград, или что враг в течение восьми с лишним месяцев застрял под Севастополем, не имея возможности начать наступление на Кавказе – думаю, это понятно всякому.

ВЗГЛЯД: Но этим же участие флота в войне не ограничилось?

М. М.: Конечно. Огромное значение имели морские и речные коммуникации, по которым мы осуществляли снабжение своих войск, а немцы – своих. Скажем, в одном только 1943 году по Каспию и Волге осуществлялась перевозка с нефтепромыслов в Баку до нефтеперегонных заводов Саратова 14 млн тонн нефтепродуктов. Разве можно было бы переправить эти 14 миллионов тонн по заминированной авиацией противника Волге, если бы не существовало Волжской военной флотилии? Флотилия занималась разминированием Волги и защитой танкеров от вражеских самолетов.

Или возьмем движение конвоев союзников в Северном Ледовитом океане в рамках поставок по ленд-лизу. Северный советский флот проводил для встречи каждого из этих конвоев целую операцию – начиная с нанесения авиаударов по немецким аэродромам в Северной Норвегии и заканчивая тралением подходов к Кольскому заливу. Разве мы могли бы заниматься этими операциями, если бы у нас не было Северного флота? А десанты? За все время войны у нас было сто тринадцать морских и речных десантов. Все эти десанты высаживались флотом по просьбе сухопутного командования.

ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете техническое оснащение и подготовку личного состава советского флота в Великую Отечественную?

М. М.: Флот в основном воевал теми кораблями, которые строились по предвоенным проектам, не учитывавшим полученный позднее боевой опыт. Далеко не всегда эти проекты были удачными.

Что до личного состава, то его подготовка до войны не являлась слишком хорошей – по ряду причин. Дело в том, что порою на обучении моряков откровенно экономили, а многие из кораблей, особенно из числа крупных, на которых им предстояло воевать, вступили в строй буквально накануне войны – и экипажи не успели полностью их освоить. А ведь Балтийский флот не мог заниматься боевой подготовкой круглогодично – зимой акватория замерзает, и суда становились на это время на ремонт.

У нас еще со времен Петра Великого сложилась традиция, что флот плавает до конца октября, а потом возобновляет свою подготовку лишь с мая. Причем этот порядок распространился и на Северный и Черноморский флоты, хотя театр их деятельности позволяет проводить боевую учебу круглый год.

В итоге 22 июня 1941 года немедленно приступить к решению боевых задач в сложных условиях готовы были лишь отдельные экипажи – в первую очередь подводных лодок. Еще процентов тридцать были готовы выполнять боевые задачи в простых, не особо сложных условиях. И шестьдесят процентов прямо сразу же приступить к исполнению боевых заданий не могли. Это потому, что либо корабль оказывался технически неисправным и требовал ремонта, либо недавно назначенные командиры еще не получили допуска к самостоятельному управлению, либо весь экипаж не успел провести полного цикла боевой подготовки на только что введенном в строй корабле.

ВЗГЛЯД: А что вы думаете по поводу квалификации высшего командного состава советского флота?

М. М.: Нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов, командующие флотами – номинально они как бы соответствовали тем требованиям, что предъявлялись к обладателям столь значимых должностей. Но как показали последующие события, это не помешало им совершить целый ряд ошибок. Советским флотоводцам не хватало высокой академической школы за плечами – да таковой в СССР в то время и не было.

И даже не сказать, что полностью виноваты в этом репрессии. Те, кто лишился должностей и жизней в ходе репрессий, тоже не являлись большими теоретиками морской войны. На рубеже 20–30-х годов в Советском Союзе вообще временно победила так называемая молодая школа – ее представители отрицали необходимость наличия крупных кораблей. Обойдемся, дескать, «москитным флотом»... Эти горе-теоретики оттеснили «старую школу», представленную офицерами, служившими еще в дореволюционном флоте.

Те же, кто пришел на смену, в свою очередь, «молодой школе», не обладали в достаточной степени ни теоретическим, ни практическим опытом. Что впоследствии показали события войны. Опыт пришлось нарабатывать уже непосредственно в ходе боевых действий – и командованию, и подчиненным.

ВЗГЛЯД: Кто оказался более успешен в ходе войны – надводные корабли, подлодки или морская авиация?

М. М.: Вопрос не очень корректный. Если судить по количеству потопленных вражеских кораблей, то на первом месте однозначно морская авиация. Но ведь уничтожение вражеских кораблей – лишь одна из задач флота и не обязательно даже, что самая главная. Не менее, а даже более важным для нашего флота являлась защита собственных коммуникаций. А эту функцию выполняли в основном надводные корабли. И они же играли основную роль при снабжении наших обороняющихся морских баз, отрезанных врагом с суши.

Но не всегда. Взять, например, защиту Севастополя. В последние дни обороны города, когда враг господствовал на прилегающем участке моря, снабжение Севастополя взяли на себя советские подводные лодки – возили боеприпасы, продовольствие, горюче-смазочные материалы.

В общем, нет смысла сейчас «делить» Победу, выясняя, чья роль была главнее и значимее. Потому что свой посильный вклад внесли все, кто воевал.




Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология, судьбы | Источник: http:// vz.ru| Просмотров: 289 | Добавил: Pantera| | Теги: великой, вмф, Отечественной, Успехи, обросли, неудачи, СССР, мифами | Рейтинг: 3.7/3

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10750]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 85
Пользователей: 82
Сейчас комментируют: 3

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Я - РУС

(239)


Интересное сегодня
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
Любовь с первого взгляда (1)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (1)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (1)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (0)
Кто построил Ольянтайтамбо? (0)
Шанхайский робот убедил еще 12 роботов прекратить работать и идти за ним (2)
11 русских слов из XIX века, которые сегодня никто не поймет (1)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)
Профессор Мориарти: настоящий и вымышленный (0)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 8070
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6356
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3894
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3183
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 21257
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
игорьсолод
Комментариев: 15768
Группа: Проверенные
Ferz
Комментариев: 14549
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 13163
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 11135
Группа: Проверенные



18+