Одна из важнейших личин дьявола, перешедшая на его «ангелов» — чертей — это черный козёл. И дело тут не в пресловутом иудейском «козле отпущения», он, скорей всего, связан с нашей темой, но не является ее первоисточником. Собственно, кому лень читать, можете просто бегло глянуть мою статью о корне «Каз», и при условии, что у вас неплохое ассоциативное и образное мышление, вы поймете, что такое Дьявол. А для неленивых и желающих пополнить свою копилку образов предлагаю ознакомиться с мифами о сотворении мира, предложенными А.Н. Веселовским в своей статье, посвященной богомилам и их дуалистическим поверьям о мироздании («Разыскания в области русского духовного стиха. Т.XI» в составе сборника отделения русского языка и словесности императорской академии наук. Т.XLVL, №6, 1889). В них мы не найдем козлов или хоть кого-нибудь, отдаленно похожего на этого рогатого, но вся их философия так и просит провести эту параллель.
Почему я взял именно этот корпус мифов? — Из-за их схожести с мифами многих малых народов вплоть до североамериканских индейцев. И главное отличие их от канона в том, что тут, на мой взгляд, совершенно правильно расставлены роли Бога и Дьявола в акте сотворения мира. Да-да, не один Господь делал ЭТО, «видѣ, яко добро….»
Сыра Земля
В то время, как «Бытие» предлагает нам следующее развитие событий:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (1:1-6)
У разных народов, пусть даже христианизированных, всё обстоит несколько иначе:
«Горные черемисы казанского края верят в два главных и собезначальных божества: благое Юма и злое Кереметь, который является младшим братом первого, но также вечен, как и он. При начале мира Кереметь хотел делать тоже, что и Юма, но по бессилию мог только портить созданное старейшим братом. Когда Юма пожелал сотворить сушу, он приказал Керемети, который плавал по морю в виде селезня, достать из-под воды горсть земли; Кереметь достал, но отдавая принесенную землю, часть ее удержал во рту. Юма дунул на горсть земли и велел ей покрыть собою воды; воля его тотчас исполнилась. Тогда и Кереметь стал выплевывать утаенную часть земли, и где плевал, там возникали горы и скалы…
По сказаниям мордвы, … однажды, когда ничего еще не было на свете, кроме одной воды, плыл Чам-Пас на камне и размышлял сам с собою, как сотворить видимый мир. Нет у меня ни брата, ни товарища, с кем бы я мог посоветоваться; при этих словах он плюнул с досады в море. Слюна обратилась в огромный бугор и поплыла за ним; Чам-Пас ударил по нем жезлом, из него выскочил Шайтан и сказал: «Ты жалеешь, Господи, что нет у тебя ни брата, ни товарища, с кем бы тебе подумать и посоветоваться о сотворении мира; я, пожалуй, рад быть твоим братом». Чам-пас обрадовался и сказал: «Ну, хорошо, будь мне хоть и не братом, а товарищем. Давай творить землю. Из чего же мы ее сделаем? Ведь кроме воды нет ничего… Нырни, товарищ, в море-океан, на дне есть песок, принеси его немного, из него и сделаем землю»… В третий раз спустился Шайтан и, боясь, чтобы пламя совсем его не спалило, помянул имя Чам-Паса и без всякой помехи набрал полон рот песку. Вынырнув на поверхность моря, он отдал песок Чам-Псу, но часть его утаил у себя за щекой; думает: пусть брат мой творит свою землю, а я сотворю свою. Чам-Пас стал разбрасывать по морю песок, и он, увеличиваясь, делался землею; но по мере того выростали песчинки, оставшиеся за щекой у Шайтана; от того голова у него разрослась в огромную гору. От нестерпимой боли Шайтан заревел и покаялся Чам-Пасу, что утаил часть земли; Чам-Пас ударил его жезлом по голове и велел выплевывать песок; тот делал это так сильно, что жидкая, еще не окрепшая земля от того поколебалась, отчего произошли ямы, овраги и долины, а из песку, который он изверг, образовались бугры, холмы и горы. «Не можешь ты быть мне товарищем, — говорит ему Чам-Пас, — ты зол, а я добр, будь же ты проклят и ступай под дно морское, в преисподнюю, в тот самый огонь…»
Иначе рассказывают, что человека хотел сотворить не Чам-Пас, а Шайтан: собрал глины, песку и земли от семидесяти семи стран света, но слепить благообразное тело не мог: то слепит свиньей, то собакой, то гадом… Когда Господь оживил его, Шайтан вступает с ним в спор… решили так: «образ и подобие от моего полотенца, — сказал Чам-Пас, — и душа моя, а тело пусть будет твое…
Сначала не было земли, повсеместно разливались воды. Однажды Вярдя-шкай плыл в лодке и плюнул в воду, отчего произошел злой дух в виде птицы. — Следует знакомый нам рассказ о сотворении земли; из земли, которую изверг демон, образовались горы. По сотворению мира, бог заключает с демоном условие, что живые люди будут принадлежать богу, мертвые — злому духу. Но так как по действию последнего люди стали умирать… один из его (бога) приближенных поступил в услужение к демону и похитил у него условие, заключенное с Вярдя-Шкаем, которое хранилось на дне моря в одном камне…
В другой легенде, также начинающейся на безбрежной поверхности воды с ныряния гоголя — злого духа…
Алтайский рассказ: прежде, чем создана была земля, была одна лишь вода: не было ни неба, ни солнца, ни луны; лишь Господь носился в воздухе, а вместе с ним один человек, оба в образе черных гусей. Господь ни о чем не думал, а тот человек поднял ветер, взволновал воду и брызнул ею в лицо Господа… По повелению Божию он спускается в море и выносит оттуда горсть земли, которую Господь бросил на поверхность воды со словами: «да будет земля». И земля явилась. Когда Бог снова послал того человека на морское дно с тем же поручением, он захватил две горсти: одну запихал в рот, чтобы тайком от Бога… сотворить землю, другую отдал Богу. Бог посеял пригоршню, отчего земля стала толще, а во рту у того человека она так принялась расти, что едва не задушила его. Он побежал в сторону от Бога; оглянулся,а Бог около него… «Что ты затеял? — спросил Господь, — не думал ли ты, что утаишь передо мной землю во рту?… Выплюни землю.» Тот человек принялся выплевывать, отчего и произошли болотные кочки…»
Когда не было ни неба, ни земли, а была только вода, Ульген спустился к воде, чтобы сотворить землю. Думал, думал, и не знает как начать. В это время к Ульгену подошел человек; Ульген спросил его его: «Ты кто?». «Я тоже пришел сотворить землю», — ответил тот. Ульген осердился и сказал: «Я не могу сотворить, где же тебе?». А человек ему в ответ: «Я сейчас найду, из чего сотворить землю… Ты не сердись, а я знаю, откуда ее достать»… и тут же нырнул в воду. На дне воды он нашел гору, оторвал от нее кусок земли и набил ею свой рот. Вылезши из воды, человек выплюнул землю в пригоршню Ульгеня. Ульгень бросил эту землю, и стала земля только из дерна; у человека же между зубами осталось немного земли; он плюнул, и сделалась согра, то есть кочковатое и болотное место. Ульгень и говорит человеку: «Зачем ты так сделал? Землю надо гладкою сотворить»…
Якутский вариант: Творец создал землю ровною и гладкую; тогда явился злой дух и стал ее топить и царапать, чтобы ее уничтожить; от этого образовались горы, долины и реки…
В России космогонические сказания этого рода записаны были не раз… В начале света Бог позвал черта и велел ему нырнуть в бездну водную, чтобы достать оттуда горсть земли: он хочет создать землю… Господь куда ни бросит землю, то она и является — такая ровная-ровная, что на одном конце видно, что делается на другом. Сатана смотрит-смотрит, хотел что-то сказать и поперхнулся… закашлялся и побежал от испугу. Гром и молния поражают его на бегу, где он приляжет, там выдвинутся пригорки и горы, где кашлянет, там вырастит гора, где привскочит, там высунется поднебесная гора…»
Сразу ясно, что все эти легенды имеют один и тот же источник. Возможно, даже какой-нибудь христианский апокриф.
От лукавого
Но, что самое интересное и что меня подвигло на написание этой статьи: никто из исследователей, включая самого Веселовского, который собрал все эти легенды, и не приметил, — легенда довольно этимологическая!! Тут, подобно многим греческим мифам, символически отображается наш родной эпитет Сатаны — «Лукавый».
Делается это на трёх уровнях:
поверхностный — Сатана ведет себя нечестно, лукавит. образный — в легендах (включая те, которые я тут не привел) говорится о том, что Господь создал землю РОВНОЙ, но от действий Шайтана на ней появляются горы, ямы, омуты… Ведь что такое «Лукавый»?
«ЛУКА́ ж. изгиб, погиб, кривизна, излучина; заворот реки, дуга; низменный и травный или лесистый мыс; поемный луг, огибаемый рекою» (толковый словарь Даля)
Отсюда, соответственно, Лук — искривленное дугой оружие. Также слово «Ловкий», которое является просто другой формой «Лукавого» («овъ» — это и есть «у»), ловкий — это изворотливый (смысл кривизны-поворотов). Отсюда же слово «Лгать», то есть «Кривить душой, говорить Кривду» в противовес «Правде», которая произошла от слова «Прямой». То же касается и Левого-Правого: правый-правильный-прямой (right-straight), левый-лживый-кривой (left-lie). Кстати, это английское «Lie» раньше писалось как «lēogan», что соответствует германским формам «lige, legen, lögen, løgn, liegen, lügen» и нашему «лгать». В мифе это также нашло свое отражение: Господь высекает из камня искры правой рукой, и появляются ангелы, Сатана же делает это левой рукой — летят черти.
На более глубоком уровне, видим «ЛY» (лй-лг) в слове «Лукавый-lige», которое отвечает за «незакрепленность, незафиксированность», то есть «свободный», в отличии от прямого, то есть жестко прикрепленного к направлению. — Параллель с моралью правильного и неправильного видна всем, я полагаю.
Таким образом, Лукавый — это «Кривой», что мы и видим в мифе о сотворении — Лукавый делает ровную землю неровной, вносит в нее кривизну в виде кочек, гор и ям.
Этот же символ кривизны мы видим в образе Змея, которым изображается Сатана в европейском фольклоре, а в сибирском — одна рука Шайтана рисуется в виде змеи. Ведь змея вечно извивается, рисуя дуги (но не только это).
Тут как бы все понятно, Лукавое противопоставляется Правдивому, Кривое — Прямому. Но для чего все это содержится в мифе о Сотворении мира? Чтобы понять это, нам придется углубиться еще сильнее.
Что такое искривление? — Это, прежде всего, ИЗМЕНЕНИЕ. Бесконечно ровное пространство сопоставимо с «ничем», как говорится, «глазу не за что зацепиться». Но любое его искривление — это уже какой-то маркер, что-то выделяющееся на общем фоне. Это изменение и есть основа мифа о творении. Это и есть третий уровень данных легенд — философский или, как хотите, называйте.
Дуальность
Вспомните: в начале не было ничего, вообще ничего кроме воды (и скорее всего, там не настоящая вода имеется в виду, но тут речь не об этом). Но после того, как лукавый нырнул и достал кусочек земли, началось первое изменение в мире — создание земли (то самое, за что глаз может зацепиться). Если не забыли, в одной из версий есть маленькая деталь — «Господь ни о чем не думал, а тот человек поднял ветер, взволновал воду и брызнул ею в лицо Господа» — вроде бы обычное проявление чертовой дерзости, ан-нет! Это же «волнение, возмущение» изначально бесконечно ровной стихии — первое искривление ее, изменение.
И вот тут самый пикантный момент всей этой истории: первичное изменение делает НЕ ГОСПОДЬ. Бог ЗАМЫСЛИЛ это сделать, но ничего не может, пока рядом не появляется Дьявол. Именно Дьявол выполняет всю «грязную» работу и достает землю. С чего вдруг? Неужели Отец Небесный не всемогущ? В этом и кроется главный смысл всех этих дуалистических мифов, вообще самого существования такого понятия как «дуальность».
Ведь в мифах Господь и Сатана — братья, либо побратимы (товарищи), а значит, являют нам одно целое при внешнем противопоставлении. Тут важно даже само повествование: ПЕРВОЕ, что нам рисует сюжет — НЕТ НИЧЕГО, ТОЛЬКО БОГ, во ВТОРОМ действии ПОЯВЛЯЕТСЯ САТАНА. Это не просто так, это КОД!
Цифра «1» здесь соответствует Богу, тому, кто ЗАМЫСЛИЛ сотворить землю. Тут поступлю очень подло и не буду объяснять, почему так, ибо опыт подсказывает, что чем больше разжевываешь, тем негативней реакция: народу просто не нужно ничего, что не соответствует картине, навязанной ему различными «правдорубами», да-да, это не ваше мировоззрение — его вам «подарили», а еще денег на нем подзаработали. А народ остался в дураках, то есть верить в «Тархов Перуновичей», восьмиконечные «коловраты» и прочие «славянские веды»… А когда элементарно предлагаешь почитать материал и покопаться в нем, делясь своими наблюдениями, но не настаивая на них, то сразу же получаешь в ответ «автор не разбирается» (и следом выдают очередную теорию от очередного фантазера-«правдоруба»… и чем глобальнее фантазия, тем охотнее в нее верят без всяких доказательств — а зачем нам доказательства? всё же уничтожила «планетарная катастрофа», а значит можно придумывать всё, что угодно!!). Автор разбирается! Просто надо уметь читать и думать над прочитанным.
Готовые знания никогда никем не даются, вы можете лишь почерпнуть информацию и собственным опытом и трудом преобразовать ее в знания, и без ошибок не обойтись. Нет собственной работы — нет знаний, и точка.
Чтоб уж совсем не быть подонком, отправлю вас к своей статье о Ясоне, где я попытался объяснить, в чем смысл этой единицы, а заодно и буквы «А». Но это для тех, кто, опять же, готов и умеет понимать.
А вот Дьявол в мифе — это цифра «2» (и сами догадайтесь, какая буква… хотя уверен, вы сделаете это лишь частично правильно). Опять же не хочу углубляться, иначе придется рассказать, откуда взялся миф о Потопе, и кому-то разбить этим сердце (может, в следующий раз, там действительно интересная символика). Но скажу, что совсем не зря в слове ТВОрить есть эта «ДВОйка», как и в именах Творца — Deus, θεός, и Дьявола — Diabolos.
Эта двойка встречается в мифе в различных вариантах. Например, в том, что, согласно некоторым апокрифам (эпизод о тивериадском море), Сотонаил создает себе второе небо. Или же, в приведенных выше сказаниях, Дьявол разделяет добытую землю на две части — одну из них утаивает за щекой.
Символ двойки — это всегда РАЗДЕЛЕНИЕ или ВЫДЕЛЕНИЕ. Что и сделал Сатана — он выделил из первичного однородного океана кусочек земли. Выделение из «монады» (пифогорейский термин для «1») чего-либо — это ПРОЯВЛЕНИЕ (есть в греческом такое словечко «δῆλος», ответственное за «проявление» — копия нашего слова «делить»). Ну, представьте, например, себе вечную темноту — «монада», и вот среди нее зажигается лампочка, — свет отделился от тьмы — это и есть проявление; СВЕТ проЯВил предметы в темноте, теперь их стало ВИДно. Этот пример параллелен нашей истории о сотворении мира. И кстати, особо не разбирал, но может быть, отсюда еще одно имя Сатаны — Люцифер — «свет несущий», ибо свет — это уже отличие от тьмы, разделение.
Тяжесть земли
Как вы поняли, речь идет о Яви.
Сказание о тивериадском море: … И взял Господь у Сотонаила кремень и преломи его на полы, и в правой руке оставь Господь у себя, а в левой отдал Господь Сотонаилу. И взял Господь посох и нача бити кремень и рече: «Вылети из него кремени аггелы и архангелы по образу моему и подобию и бесплотные…
В Свитке (ркп. Григоровича) создание ангелов и бесов рассказано иначе… И удари Господь жезлом по каменю и рече Господь: «Будите ангелы по образу моему, сильны, бесплотны и бессмертны, совершайте хотение мое и вышних»… Сатана же набил из каменя бесовую безчисленную силу богов плотных…» (Веселовский)
Тут уже сказано прямым текстом многое. Стоит вспомнить, что и в других версиях, Господь «летает» над водой, а Дьявол подплывает к нему. Или, например, здесь:
«Перво не було ны неба, ны земли, була тылькы тьма и вода змишена з землею, так неначе кваша, а Бог летав святым духом над водою… От, раз Бог ходит по води, да дыхнув н ту пину с сказав: «Нехай буди янгол». Этому ангелу-Сатанаилу Господь дает два крыла и велит летать, как и он, но он не может; тогда Господь дал ему «еще двое крыл» и «еще двое»…»
Тяжеленький Сатанаил, однако. Это очередной символ. Если все, что подобно Богу, как сказано в легендах, бесплотно, то у Дьявола явно есть Вес. Вес (weight) — это слово, в корне которого мы снова видим «Явь». Оно и понятно, Явь материальна, плотная, в отличии от «идеального» мира (мир идей, божественный).
Складывая все вместе, мы видим, что Дьявол — это и есть наша плотная реальность, материя. А живой элемент в нас, душа — от Бога, который сам по себе является бесплотным «эйдосом». Любая материализация его — это уже искажение, искривление, изменение идеи, поскольку являет собой лишь один вариант из великого множества, в которых абстрактная идея может воплотиться.
Отсюда становится понятным, отчего церковь приравнивала язычество к идолопоклонничеству. Ибо идол выражает как раз идею яви — ОБОЛОЧКУ. Тот же самый смысл заключен в образе Козла (козел в народном символизме — это, прежде всего, его шкура, кожа, оболочка), почему он и стал ликом Дьявола…
И в связи с этим хочу предложить иную этимологию Сатаны-Шайтана. Обычно считается, что имя это пришло в мир через греческое «Σατάν» от еврейского «שָׂטָן», что означает «противник». И это подходит под смысл дуальности, но я тут нашел другое слово, которое полностью удовлетворяет тому смыслу Сатаны, что показал я. И слово это — из Санскрита:
शठ — zaTha — мошенник, лживый, злой, ложный, медиатор, дурман, бездельник, болван, дурачить, судья, изгой, жестянка.
Ведь речь идет об Оболочке — пустая внутри, оттого и «бездельник» (в англо-санскритском словаре выбрано слово «idler» от «idle» — «пустой, холостой»), и «ложный, дурачащий» (так как внутри ничего нет). И также является посредником, медиатором (судья — посредник между сторонами обвинения и обвиняемого), поскольку обращаются всегда к оболочке, а не тому, что под ней. Собственно, тут же видно и значение «болвана», учитывая, что этим же словом у нас называли деревянные идолы, которых всеми фибрами ненавидела церковь…
Заметьте, в современной мифологии принято, что Дьяволу можно продать душу. И делается это в основном ЗА МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. Богатство… А что еще может дать главный вселенский «материалист»?… (почему Сатана и не мог нормального человека сделать, то свинья получилась, то собака — животные, как бы не имеющие души в поверьях, только «тело»).
Если вдруг кто в теме, то эти сведения помогут разобраться вам с тем, что такое Велес. Ведь Сатана — это христианское продолжение его. Хотя у Велеса все еще интереснее, и его образ не полностью отошел к Дьяволу, но также повлиял на вид Христа. Но об этом как-нибудь в другой раз…
И последнее. «Я отрекаюсь от Сатаны» — говорим мы в церкви. Фраза не совсем верная. Конечно, нехорошо жить лишь одним «материальным». Но нельзя отречься от своего материального «скафандра» для души, поскольку в этом мире, в яви, он является нашим непосредственным «интерфейсом». Дьявольский инструмент в дьявольском мире. Церковная мысль направлена на «спасение души», но душа и тело — это единое целое, как и изначальные товарищи Бог и Сатана. Один замыслил, другой выполнил. Так человек и живет — творит: придумывает «Богом» и реализовывает «Сатаной». В итоге, мир, который вместе создали «товарищи» — это наша Гайя («тройка» в «коде») — слияние материи и духа.
И все это и есть ответ на вопрос — что же такое «грехопадение» человека, почему он познал что-то, вкусив плод в райском саду — зародив его. Потому что человек осознал, что он сам может творить явь и создавать новых людей. Творить материальный мир. И с этого момента он уже не принадлежал Господу — он ушел в мир Сатаны (по шаманским повериям, небесный Бог не интересуется жизнью людей совсем, а вот Подземный царь, наоборот, активно влияет на человека, к нему и ходят за помощью), где все осязаемо, имеет вес и может быть преображено. Человек не наделяет душой предметы — он не «Бог», в конце концов, но он может своими руками делать эти предметы… то, чего не умеет «Небесный отец», который был слишком легким, чтобы нырнуть под воду. Так что, в какой-то степени Бог воплощается через руки человека в яви…
// В оформлении статьи использована картина Otto Greiner «Die Tanzenden» 1896
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|