«Записи Средневековья показывают, что древний бог был известен во многих частях страны, но для христианских авторов он стал врагом Новой Религии и был поэтому приравнен к Источнику Зла, другими словами, к Дьяволу. Концепция того, что другой бог, кроме почитаемого ныне, должен быть злым, не ограничена Христианством, или Средневековьем… Бог старой религии становится Дьяволом новой» (М. Мюррей. Бог ведьм. 1933)
Ныне в Европе довольно модным течением стала так называемая «Wicca», которая позиционируется, как древняя европейская религия, предшествующая Христианству. Развилась до самостоятельной концепции она благодаря таким деятелям, как Джеральд Гарднер, Маргарет Мюррей, Алистер Кроули и прочие. Причем, заметьте, почти все – англичане, которых хлебом не корми, дай какой-нибудь тайный культ организовать… И у каждого такого культа обязательно появляется глубокая история. И теперь интернет и прилавки магазинов завалены книгами по «Магии» и по исследованиям культуры европейских ведьм.
Тут сложно спорить, ведь всё это возникло не на пустом месте, однако в том виде, в каком нам это преподносят, можно назвать идею современного викканства «шалостью скучающих умов». Деревенская магия, знаете ли, существовала всегда. И она же, видимо, стала прародителем многих городских «эзотерических» учений, доступных лишь «посвященным»… ну, то есть тоскующим богатеям…
Люди, которые не в теме, путают это «викканство» с сатанизмом. И нельзя сказать, что они ошибаются. Сами виккане всячески пытаются спасти репутацию своей секты, говоря о том, что культ ведьм подразумевает под собой единение с природой и поклонение ей – сложно ругать их при такой подаче. Однако речь моя не об этой псевдо-религии, а о ее главном персонаже. О Рогатом Боге!
Он же, как бы не были против нео-ведьмы, сам Сатана! У которого, как известно, много имён…
Ругать и «разоблачать» его не буду, да и не получится, тут святые мужи уже сделали в свое время всё, что могли. Напротив, хочу углубить его мифологию, показать его суть, что должно прояснить, почему вообще стало возможным поклонение Ему. Ведь, повторюсь, «викка» возникла неспроста, ее основатели, разбирались или нет, но имели некий базис, взятый у деревенского народа. Поэтому убедительная просьба действительно верующих христиан, мусульман, а также религиозно настроенных граждан не читать дальнейший текст. Оно того, правда, не стоит. Это лишь мое личное мнение, основанное на исследовании столь любимого мною фольклора; оно не имеет отношения к вашей вере. И хотя я собираюсь потрясти некоторые религиозные устои, всё-таки сильно перечить привычному положению дел особо не получится. Мы ж не дикари, в конце концов…
Идея Рогатого бога не нова, она всегда сопровождала христианство там, где заканчивался порог церкви. Самые яркие же картины ее мы видим в античной культуре.
В принципе, если кто-то читал мои предыдущие статьи, то смогут легко проследить всю цепочку, ибо тут я буду опираться на них, так как всё это – части одной картины.
Гойя, Шабаш ведьм Francisco de Goya «El aquelarre» (1823) Символ веры
Впервые усомниться в установленной роли Сатаны мне пришлось где-то два года назад…. В церкви. Удивительный парадокс, не правда ли?
Приведу порядок крещения человека… запоминайте, чуть позже пригодится (дабы ничего не напутать, беру выдержки из книги прот. Александра Шмемана «Водою и духом. О таинстве крещения»):
1. Оглашение
«Разрешает священник пояс хотящего просветитися, и совлачает и отрешает его, и постановляет его к востоку во единой ризе неперепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле, и дует на лице его трижды, и знаменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его»… — это акт защиты: рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа — защищает, дает прибежище, «берет под крыло»…
2. Изгнание нечистых духов
… Изгоняя нечистых духов из оглашенного, священник, согласно указанию, «дует на уста его, на чело и перси». Дыхание есть основная физиологическая функция, которая поддерживает в нас жизнь, но при этом обрекает нас на полную зависимость от мира.
А мир безнадежно заражен грехом, злом и смертью… и поэтому акт освобождения имеет не только духовный характер, но и физический: он очищает самый воздух, которым мы дышим и который, в результате изгнания духов, становится снова Божьим даром; он восстанавливает жизнь как зависимость от Бога, изначально данную Богом человеку.
Изгнание нечистых духов завершено. Наступило первое освобождение. Человек восстановлен как свободное существо, способное иметь истинную свободу…
3. Отречение от сатаны
… И совлечену и отрешену крещаемому, обращает его священник на запад, горе руце имуща…
«…Обращает на запад…». Здесь запад — это символ тьмы, местопребывания сатаны. Крещаемый не боится стать с ним лицом к лицу, ибо изгнание нечистых духов сделало его свободным для того, чтобы он мог, прежде всего, отвергнуть сатану, бросить ему вызов, отречься от него. Это обращение на запад есть акт свободы, первое свободное действие человека, избавленного от рабства сатане.
Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его и всея гордыни его?
— Отрицаюся. (Этот вопрос и ответ повторяются трижды). Отреклся ли еси Сатаны? — Отрекохся. (Этот вопрос и ответ повторяются трижды). И дуни и плюни на него.
Отречься от сатаны не значит отвергнуть мифическое существо, в чье существование даже не верят. Это значит отвергнуть целое мировоззрение…
4. Исповедание верности Христу
И сие сотвориши, обращает его священник к востоку, доле руце имуща… «…Обращает к востоку…». Поворот к востоку означает обращение человека к райскому саду, взращенному на востоке, обращение ко Христу, Свету мира. «…Доле руце имуща…». Мятеж против Бога сменяется теперь покорностью, послушанием и согласием. «Обратись к востоку, опусти руки, поклонись».
Затем крещаемый исповедует верность Христу. И глаголет ему священник: «Сочетаваеши ли ся Христу?» И отвечает оглашенный, или восприемник, глаголя: — Сочетаваюся. (Этот вопрос и ответ повторяются трижды). Сочетался ли еси Христу? И отвещает: — Сочетахся. И веруешь ли ему? — Верую Ему, яко Царю и Богу.
Такое решение христиане называют верой. Прежде всего, это означает доверие, безусловную преданность, полную отдачу себя тому, кому должно повиноваться и за кем должно следовать, что бы ни случилось.
Крещаемый исповедует свою веру во Христа как Царя и Бога. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, т.к. «и бесы веруют» (Иак.2,19). Принять Его как Царя или как Господа означает стремление и решимость следовать за Ним, посвятить всю свою жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями.
На самом деле, это всего лишь обряд перехода, чуть более масштабный, чем остальные. Но они существовали у всех народов мира, вплоть до австралийских аборигенов, и остались в корпоративной (а также студенческой и масонской) среде до сих пор. Это когда человек отделяется от одной группы населения (общества, деревни, статуса, профессии) и присоединяется к другой, обязуясь принять все ее правила и обычаи. Тем самым он включается в новое сообщество и обещает служить ему верой и правдой. Этот акт добровольного посвящения себя новому обществу гарантирует человеку, что новое общество будет защищать его и помогать, в отличии от старого, от которого он отрёкся. Один – за всех, и все – за одного. – Это один из главных устоев жизни древнего социума, который ставит крест на том понятии «свободы», что нам так навязывает «либеральное» сообщество, и дает повод поразмышлять о верности статуса «Раба Божьего», коим себя величали славяне (чем займусь на досуге, хотя уже слышу в свой адрес проклятия и массовые волнения среди читателей: «Мой бог меня рабом не называл!». Бог не называл, люди сами себя так звали). Ибо человек, который не принадлежит ни одному сообществу, — можно сказать, мёртв.
Эту связанность моральными устоями и традициями общества я показывал в статье «Так завещали предки». Напомню, человек, который пытается вырваться из принятых обществом норм, назывался «упырём»… Так что, да, бунтуйте вслед за голливудскими персонажами, против правил, дорогие упыри. Ведь это так модно, так воспето нынешней культурой!
Но в какой же момент я вдруг понял, что тут что-то не так? – В момент произнесения заветного «Я отрекаюсь»…
Остаток обряда крещения я провел, находясь в некотором задумчивом трансе. Конечно, я понимаю, что всё это значит в духовном плане, все эти рождения во грехе, жизнь во грехе и прочее, но мысль уже побежала развиваться, задавая всё новые вопросы…
Вдумайтесь во фразу «Я отрекаюсь от Сатаны» с учетом всего вышеизложенного. Вы ведь еще не забыли сказанного два абзаца раннее? (Что в старом мире человек всегда принадлежал чему-то («раб божий»)). Получается, что до того, как мы сознательно совершаем (или оставляем этот выбор на совести родителей) акт перехода к новому покровителю (здесь – Христу), мы принадлежим Сатане! Ага, это именно наше «рождение во грехе», что очень важно для данной темы. Ведь от Дьявола же мы и отрекаемся… А следовательно, лишаемся его защиты и помощи. Взамен получаем защиту и помощь от Христа (то самое обещанное христианское «спасение»).
Помните: это обряд перехода от одного к другому с принятием ответственности: и за служение новому богу, и за разрыв отношение со старым.
Если убрать эмоциональную составляющую, где Христос – это хорошо, а Сатана – плохо, то мы видим просто смену «дома». И теперь самое время прокрутить в голове свидетельства инквизиторов о том, что у ведьм были свои дьявольские «черные» мессы, где они клялись в верности Сатане… Чем они отличаются от клятвы быть во Христе?
черная месса
Во всем виновата собака!
Позже я забыл свои вопросы, увлекся другими темами. Да и, признаться, это я сейчас уже могу предложить столь развернутые размышления. Тогда у меня не было такого количества информации в голове. Обо всём этом я вспомнил намного позже, когда читал статью в ЖЖ spr-i-ng о Банях, как местах, где проводился обряд крещения. Сейчас уже даже и половины не могу вспомнить, но навеянных мыслей в совокупе с тем, что уже лежало у меня в голове, было достаточно для того, чтобы достать из архивов «пылящуюся» книгу Арнольда ван Геннепа «Обряды перехода» и прочитать от корки до корки – вот уж кладезь информации на данную тему, после ознакомления с которой думаешь: «А что же ты ее раньше не прочитал? Ведь лежит же уже годами у тебя под рукой!». Эта информация совместилась с давно прочитанными трудами Мирчи Элиады по шаманизму и дала некое понимание.
Собственно, бесконечные перечисления в книге всевозможных обрядов перехода: свадьбы, похороны, инициации во взрослую жизнь, тайные общества, братства, профессиональные группы, и просто переезды на новое место жительства и путешествия (!!!) — в добавок к собственным поискам окончательно сформировали во мне убежденность в том, что в словосочетании «раб божий» нет ничего унизительного. Неоязычники в очередной раз оказались неправы… Увы. Надо просто понимать, что «бог» — это не дядька на облаке.
Кстати говоря, разные группы населения имели свой собственный язык. То есть основа одна, общенародная, но надстройкой идет профессиональный сленг или сознательная шифровка слов (так как пространство внутри сообщества считается сакральным, не доступным для чужаков). — Вот это, наверно, и есть ответ на вопрос о появлении сначала разных диалектов, а затем, при поддержке политиков, и языков…
Чтобы было понятно, скажу, что старый социум – это совокупность закрытых групп, попасть из одной в другую можно было только через обряд перехода. Повторюсь: не тупо «ритуал» в современном несерьезном понимании, а почти юридическое действие со всеми правами и ответственностью, подписанное кровью…. буквально!
Подумайте над словом «обряд» хотя бы поверхностно. Кто там кого во что «обряжал-наряжал»? И поднимите глаза вверх к пункту «1» обряда крещения. Уточню его вот такой справкой:
«Младенцы в момент начала Таинства Крещения должны быть в одних пеленках, которые священник раскрывает так, чтобы лицо и грудь младенца были свободны. Отроки (старше семи лет) и взрослые прикрывают свое тело на время чтения молитв и освящения воды принесенной с собой простыней. В самый момент совершения Крещения простыню нужно снять» (Вячеслав Пономарев. Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви)
Если вы еще не поняли, в чем дело, — не беда. Так как эта часть посвящена как раз данному вопросу. Ведь это яркий символ, который нам предстоит проследить в мифах.
Существует целая уйма однотипных легенд, в которых говорится о том, как Адам и Ева совершили свое грехопадение. Собственно, из-за чего мы все «рождены во грехе». Эти легенды, причем, принадлежат не только христианам, но и, можно сказать, «тартарским» народам. Разумеется, действующие лица меняются, но сюжет остается прежним.
Приведу некоторые из них в редакции А.Н. Веселовского, который собрал многие космогонические легенды в своей статье, посвященной концепции богомилов о дуалистических поверьях о мироздании («Разыскания в области русского духовного стиха. Т.XI» в составе сборника отделения русского языка и словесности императорской академии наук. Т.XLVL, №6, 1889). Многие исследователи 19-20 веков предпочитали не ориентироваться на них, считая сектантскими. Однако, сравнивая их с другими мифами человечества, я пришел к выводу, что в них есть то, что нам надо.
В этой части нас интересует вторая половина мифов о сотворении мира, а в следующей — разберемся и с их началом.
Горные черемисы казанского края верят в два главных и собезначальных божества: благое Юма и злое Кереметь, который является младшим братом первого, но так же вечен, как и он. При начале мира Керемет хотел делать то же, что и Юма, но по бессилию мог только портить созданное старшим братом… К этому пристраивается рассказ о сотворении Юмой тела первого человека и попытке Кереметя испортить его. Воспользовавшись тем, что Юма ходил на небо за душой человеку, Кереметь оплевал его тело с ног до головы, так что Юма и вычистить уже не мог, а просто взял да выворотил наизнанку, отчего внутренности человека остались погаными. Тут же Юма проклял и собаку, которая приставлена была караулить человека за то, что она, не стерпя холода, напущенного Кереметем, соблазнилась на шубу, которую он ей посулил, и допустила его до человека. Кереметь дал ей шерсть, а до того она была голая…
По сказаниям мордвы, верховный бог Чам-Пас сотворил всё видимое и невидимое; от него происходит одно только добро, но чтобы люди не забывались, он попустил Шайтану сотворить злых духов… Когда он (Чам-Пас) слепил человека из глины и ушел на некоторое время в другое место для сотворения души, он приставил собаку караулить тело, чтобы Шайтан не испортил его. А собака была прежде животное чистое и на ней шерсти не было. Шайтан напустил страшный мороз, так что собака едва не замерзла; он предложил ей одеть ее шерстью и за то допустить к телу еще бездушного человека. Та согласилась. Шайтан оплевал всего человека, от чего произошли болезни; потом стал вдыхать в него свое злое дыхание. Чам-Пас прогнал Шайтана, собаке велел навсегда носить нечистую шерсть, а тело человека выворотил наизнанку, но болезни, происшедшие от Шайтановой слюны, все-таки остались в нем. Потом, вдунув в человека доброе свое дыхание, оставил его. Оттого в человеке и остались наклонности и к добру, и к злу…
Присоединим к этому мордовское сказание о грехопадении первых людей. Они находились в блаженном состоянии, все были богаты, и имущество у всех было ровное. Чам-Пас послал им для управления своего сына Нишки-Паса, который жил на земле в образе человека и помогал людям во всем, научая их добру; не было между ними ни ссор, ни вражды, пока Шайтан не явился к одному старику и не подал ему ветку одного неизвестного дотоле растения: пусть посадит его, только не сказывает Нишки-Пасу. Вырос хмель; снова явился Шайтан, научил старика делать пиво и мед, а из муки курить вино. От этого произошло пьянство, явились вражды и ссоры; Нишки-Паса, увещевавшего отстать от вина, лишили начальства и, по напущению Шайтана, убили до смерти, но он встал и вознесся на небо, сказав убийцам своим: «Не хотели вы со мной жить в добре, теперь без меня вам будет хуже. Тотчас же солнце стало светить и греть в семь раз меньше, зима стала в семь раз суровее, земля стала требовать усиленного удобрения и труда, да и то давала урожаи небольшие, а временами и вовсе не стала хлеба родить; скота осталась самая малость. Тогда, чтобы держать между людьми порядок, Чам-Пас назначил над ними царей, князей, судей и других…
…У первого человека, которого Бог поместил в раю, кожа была твердая, роговая; демон прокрался в рай, обольстил собаку обещанием покрыть ее шерстью, а человека оплевал, кроме оконечностей пальцев на руках и ногах…
Соответствующие предания вотяков сохранили лишь эпизоды того же верования, с своеобразной разработкой… Первого человека Иимар сотворил из красной глины и поселил в раю, плодами которого он питался. Однажды, когда Инмар послал Кереметя осмотреть землю, все ли сотворенное на ней хорошо, тот нашел все благополучным: скучал один лишь человек. Узнав об этом Инмар велел младшему брату научить человека делать кумышку — напиток, имеющий свойство разгонять скуку. Это не развеселило человека… Инмар пошел осматривать свои творения и спросил человека о причине его скуки, он ответил, что ему необходима жена. Инмар исполнил его желание, но воспретил в течение года пить кумышку, которую успел осквернить Кереметь; и жену о сделал любопытною и пронырливою — назло брату… так он понудил первую жену преступить повеление Инмара — не прикасаться к кумышке: по своему любопытству она открыла чашку, отпила из нее и поднесла мужу; с тех пор люди стали грешными и смертными, потому что Кереметь посадил в чашку с кумышкой смерть. Они были выгнаны из рая и лишились благословения плодиться и множиться. После первой неудачи Инмар сотворил несколько пар мужей и жен из красной глины, а для охраны их от Керемети приставил к каждой паре по огромному черному псу; оттого собака в почете у вотяков, она из всех животных самое приближенное к Инмару, знает все, что делает он и Кереметь, и прогоняет последнего от человека…
У сибирских маньзов, которых г. Гондатти считает тождественными с древними юграми и вогулами, доживающими в числе нескольких семей в Верхотурском уезде Пермской губернии, эти предания рассказываются несколько иначе:… были созданы и богатыри, которые сильно воевали между собою, главным образом из-за женщин, и много крови проливали. Нуми торум, сын Корс-Торума, покарал их за то пожаром и потопом, после чего приступил к творению новых существ: вырезал из лиственницы два бревна, придал им форму человека… дунул, и куклы ожили, свиснули, убежали в лес и сделались мэнквами, т.е. лешими. Приступил во второй раз к творению… дунул, и они ожили; таким образом появились первые люди, совершенно подобные теперешним, только мохнатые. Нуми разрешил им одить везде, где только захочется, позволил есть все, за исключением голубики мэнкв пил ив; после чего он поднялся на небо отдыхать от трудов своих. Через несколько времени захотелось ему посмотреть, что делают на земле новые ее поселенцы. Спустился вниз, смотрит везде и нигде их не находит; кричит — никто не отзывается: наконец, увидел их спрятанными под кустами, велел вылезать оттуда: оказалось, что ослушавшись повеления Нуми, они поели запрещенных ягод, волосы у них все вылезли, они стали зябнуть, оттого и забрались в кусты. Они рассыпались от дуновения Нуми, который в третий раз приступил к сотворению людей… Вместе с ними он сотворил из сосновых сучьев оленей, рыб, птиц и зверей, показал людям все рыболовные и звероловные снаряды, как их делать и как ими пользоваться; устройство лодки, лыж, нарты и дома; велел приучать детей к охоте за зверем, птицей, рыбой, и передать затем все то, что они слышали от него…
По преданию (самоедов), Нум сотворил землю, воды, рыб и птиц, растения и животных, наконец, собаку и самоеда; оба они были голые. Собака стерегла человека от дьявола, завидовавшего его счастью на земле; раз, когда человек спал, дьявол напустил сильный холод и соблазнил собаку обещанием шерсти: погладил ее рукой, шерсть на ней выросла — и она позволила дьяволу приблизиться к спящему; он плюнул на него, отчего тело покрылось… оспой. Начал он после хворать, терпеть от холода; собака не стала беречь его, звери, прежде шедшие к нему на зов, бегали от него; пришлось подниматься на хитрости и ловушки, чтобы промышлять их. Сжалившись над человеком, Нум дал ему женщину…
В тюркском сказании, записанном на Алтае,… стояло там одно дерево у реки, без ветвей; некрасиво одно дерево без ветвей, говорит Господь: да будут на нем девять веток, у корня девяти веток да произойдут девять человек, от них девять народов. Когда пришел Эрлик, услышал незнакомый ему шум и говор… Эти люди — мой народ (отвечает Господь). Эрлик просит Бога отдать их ему, но Господь отказывает. Тогда Эрлик идет, чтобы посмотреть на Божье создание: видит людей, зверей, птиц и прочее живущее. Как создал все это Господь?… как мне овладеть им, и чем кормится этот народ? — Подойдя, он увидел, что они питаются плодами лишь с одной стороны дерева; человек объясняет ему: Господь сказал нам: «питайтесь плодами с пяти веток, что на востоке, а с других четырех не берите ничего»; сказал это и удалился на небо, а у дерева оставил собаку и змею, не велел им пускать человека к запретной стороне дерева, а собаке сказал: «Если придет дьявол, укуси его». Дьявол идет к дереву, начинает убеждать Торонгуя, что запрет Господа основан не на истине, а на лжи; вселяется в змею, усыпив ее; взобравшись на дерево и отведав плода, он убеждает отведать и Торонгуя, и когда тот не поддался, уговаривает Эджи. Она поела и Торонгую вложила в рот. Тут с них спали волосы, они почувствовали стыд и спрятались за деревьями; когда явился Господь, Торонгой свалил вину на Эджи, она на змею. Змея извиняется: дьявол вошел в нее, когда она погружена была в сон; собака тем, что он был ей невидим. Господь проклял змею, обещает низвергнуть Эрлика под три земных пласта, в страну мрака, где нет ни солнца, ни месяца; последовав совету дьявола, люди стали ему подвластны и не узрят света Божия; они будут плодиться от себя, и Господь не станет им более подавать пищи. Удалясь, Господь обещает послать людям Маи-тере: он научит их, как добывать и изготовлять пищу…
… (татары) По напущению Ерлика люди ослушались, и как только отведали запретных плодов, как почувствовали, что они нагие; им стало стыдно, и они разбежались в разные стороны. Когда вернулся Ульген, они вышли на его зов, прикрывшись листьями. «Я не велел есть плода с этого дерева, — говорит им Ульген, — зачем вы ели? Теперь сами добывайте себе хлеб и одежду». После этого он сотворил других животных. У первого человека Адама родилось 9 сыновей и 9 дочерей; от них и пошли люди…
… Сказание чернолесских татар:… собака наказана тем, что человек может с нею делать все, что хочет, бить ее и убивать беззапретно…
По сказанию иркутских бурятов,… сотворив человека, Бог положил его в светлой комнате, сам поднялся на небо за душою, а сторожить у комнаты поставил собаку, которая сотворена была голою, тогда как человек был мохнат. Верная повелению Господа, собака не пускала к человеку дьявола, пока он не поднял бурю, которая ее отогнала. Тогда дьявол вошел и наплевал на тело человека, вследствие чего оно лишилось волос и сделалось смертным; а собаку Бог наказал, покрыв ее шерстью».
Разумеется, тут есть параллель грехопадению Адама и Евы. И некоторые считают, что эти мифы у народов Сибири возникли под влиянием христиан-раскольников. В принципе, общие мотивы, действительно, видны. Но тут еще нужно подумать, почему так? Просто ли это одностороннее влияние христиан на остальных? Или же взаимное влияние? Или же раскольники потому и не поддержали реформу Никона, поскольку она была направлена против их дуалистического представления? Ведь те причины раскола церкви и отличительные черты старообрядцев, что названы в учебниках, по большому счету, не такие уж и серьезные, чтобы воевать за них. А вот их пристрастие к апокрифам — это уже момент идеологии, за который и сражаться можно.
Приведу отрывок из Голубиной книги от Кирши Данилова, который рассматривал уже в статье о Золотом руне:
«…А и жил Адам во светлом раю, Во светлом раю со своею со Еввою А триста тридцать три годы. Прелестила змея подколодная, Приносила ягоды с едина древа, — Одну ягоду воскушал Адам со Еввою И узнал промеж собою тяжкой грех, А и тяжкой грех и великой блуд: Согрешил Адаме во светлом раю, Во светлом раю со своею со Еввою. Оне тута стали в раю нагим-ноги, А нагим-ноги стали, босешуньки, — Закрыли соромы ладонцами…. … Пришли оне к самому Христу, К самому Христу, Царю Небесному. Зашли оне на Фаор-гору, Кричат-ревут зычным голосом: «Ты Небесной Царь, Исус Христос! Ты услышал молитву грешных раб своих, Ты спусти на землю меня трудную, Что копать бы землю капарулями, А копать землю копарулями, А и сеить семена первым часом». А Небесный Царь, милосердо свет, Опущал на землю его трудную. А копал он землю копарулями, А и сеял семена первым часом, Вырастали семена другим часом, Выжинал он семена третьим часом. От своих трудов он стал сытым быть, Обуватися и одеватися. От того колена от Адамова, От того ребра от Еввина Пошли христиане православные По всей земли светорусския»
Только собаки не хватает… История с «кумышкой» и любопытной женой, открывшей сосуд с ней, из сказания вотяков очень сильно напоминает легенду о Пандоре и является как бы мостом между ней и христианским мифом о вкушенном плоде, что намекает на существование некоего общего источника всех этих версий.
Но я привел все эти отрывки не для того, а ради собаки. Везде говорится о том, что она была лысой, а стала мохнатой. Человек же наоборот, потерял свою шерсть. И хотя тут можно задуматься о некоей историчности предания, поскольку указывается точное время этих событий — жуткое резкое похолодание (ледниковый период? катастрофа?), я увидел в этом еще и символ, который напрямую связан с теми местами крещения, которые я просил запомнить.
Итак, во время крещения, как обряда вхождения в новое сообщество, необходимо снять с себя всю одежду. Это часть ритуала отделения от старого, сбрасывание былого и одновременное открытие себя новому. Одежда здесь символизирует покров как упомянутое покровительство: человек расстается со старым покровителем и открывается новому (показывая свою готовность быть покрытым им) — чтобы совершить «обряжение», «обряд» (но это не весь смысл этого слова).
Что мы видим в истории с Адамом и Евой — они, вкусив запретный плод, оказываются нагими (осознают себя таковыми). По идее, история с изгнанием из сада Господня — это уже лишний элемент в символизме, расширение образа, поскольку обнаружение наготы уже говорит само за себя — Адам и Ева теряют покровительство Бога, остаются без покровов… Хотя тут интересный момент: в Библии нет символа их райского покрова, в то время как в «тартарских» версиях грехопадения четко говорится, что первые люди были с шерстью — символ покрова. Теряя волосы, они теряют покровительство небесного божества.
И в качестве отличной поэтической параллели этому мотиву нам показывается история собаки, которая была лысой, а стала «шерстяной». Ведь собаку одомашнили люди, «покрыли» ее, то есть она обрела своего покровителя. В приведенном сказании татар это говорится явно и недвусмысленно: «собака наказана тем, что человек может с нею делать все, что хочет, бить ее и убивать беззапретно…»
Думаете, человек в лучшем положении? В легендах намекается, что Господь создавал людей для себя. Эрлик (дьявол) спрашивает Господа: «Что же мне делать одному без подданных?», на что получает ответ: «Делай, что хочешь, можешь сам создать себе людей»…
Там, где нет символа шерсти, говорится просто об осквернении тела будущего человека слюной Дьявола. Обмен едой, кровью, слюной, подарками — это скрепление, связывание друг с другом (немного об этом — в статье об Иване), после этого люди уже не принадлежат Богу (ведь слюна оказывается внутри их тел, становится их частью, можно сказать, заветом между Дьяволом и человеком).
В истории с плодом же, людей также соблазняет Дьявол. То есть именно он заставляет человека отречься от Господа, что соответствует всем церковным канонам. Но что это значит? И так ли всё просто, как кажется? Ведь выходит, что Сатана «забрал» человека из «божественной лаборатории» на заре времен людских… Ответы — в следующей части…
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|