Якутская тайга таит много загадок. И одна из них до сих пор не раскрыта:
что за неопознанный летающий объект разбился в начале XX века на
далёкой горе Кет-Кап, что в переводе на русский означает весьма
странное: "Корабль упал". О том, что в Якутии упал НЛО, стало известно в
1928 году. По одной из легенд, это место открыл для
широкой общественности лётчик Николай Олейников, который однажды
потерпел в горах Якутии аварию, но сумел выжить. Выбираясь из тайги, он
якобы нашёл останки местного охотника, а рядом с его телом — необычный
нож: он был крепкий, острый и очень лёгкий.
Забрав нож себе,
лётчик якобы даже специально приезжал в Москву и встречался с
конструктором самолётов Андреем Туполевым, чтобы выяснить, из какого
металла выкована находка. Однако московские инженеры так и не смогли
определить, из какого материала сделан клинок. Якобы сам нож у лётчика
забрали, а всё, что было с ним связано, засекретили. В принципе, такой
поворот событий был логичен. До войны советские авиаконструкторы
разрабатывали дюралюминий, и любые находки лёгких и прочных материалов
должны были их заинтересовать.
"Корабль зацепился" Но в
Якутии известность горы Кет-Кап связывают в первую очередь с геологом М.
Столяром, который в довоенные годы искал на Алдане золото для Страны
Советов. В научной работе 1934 года "Геология и золотоносность
Учуро-Чюльбинского района Якутской АССР" в описании хребта Кет-Кап он
привёл рассказ местного тунгуса (эвена) Дмитрия Мартынова, который
поведал учёному, что горный хребет получил название по
одной-единственной одноимённом горе. Мартынов сообщил, что слово "кет",
"кете" — это сокращённое якутское слово "кетер", которое означает
"зацепиться", "упасть", а слово "кап" означает "корабль". Гора
называется так, потому что много лет назад за её голец зацепился, упал и
разбился небесный корабль.
Обломки его металлической обшивки
долгое время охотно собирали аимские тунгусы: они ковали из необычного
железа крепкие ножи и пальмы — род холодного оружия на длинном древке.
Столяр докладывал, что на вершине горы Кет-Кап, которая находится в
верховьях ручья Чар-чахана, он лично побывал в 1932 году, однако искать
обломки разбившегося корабля геологам было некогда. Экспедиция была
очень тяжёлой, учёные на оленях прошли почти 700 километров с прииска
Незаметный (ныне Алдан) до горных хребтов Учура. Да и задачи перед ними
стояли совсем другие. Зато в честь события геологи назвали один из
гольцов горы Аэропланом.
Японцы? Или американцы? Эта
история могла бы сгинуть навсегда, если бы через 40 лет геолог Алексей
Шпагин не напомнил о ней. Учёный посчитал, что история требует
дополнительного расследования и подтверждения. С его подачи информацией
заинтересовался известный российский уфолог, глава Уфологической
комиссии Русского географического общества Михаил Герштейн. К сожалению,
по истечении долгих лет сложно определить точное время происшествия.
Тунгус Мартынов в 1932 году говорил, что корабль разбился "много лет
назад", скорее всего, отсылая ещё к дореволюционному времени. Версий,
что случилось на горе Кет-Кап, было несколько.
Местный краевед,
историк Владилен Туголуков предположил, что речь в легенде может идти
не о воздушном, а об обычном корабле. Он посчитал, что в горах Кет-Капа
казаки могли разбить речное судно — коч, который волоком тащили из реки
Маи в реку Учур или в Аим, и поэтому его бросили на половине пути.
Однако эта версия не объясняет наличие у тунгусов и якутов лёгких
прочных ножей из неизвестного металла. Если бы казаки и бросили бы среди
леса речное судно, то, скорее всего, сняли бы с него всё, что
представляло собой ценность. А железо на Алдане ценилось высоко.
Это
мог быть дирижабль, который для исследования российских территорий
могли запустить с японского военного судна и который занесло вглубь от
побережья Охотского моря, где он и разбился в скалах. И действительно,
дирижабли у Японии в начале XX века были — их выпускала созданная в 1894
году фирма Исабуро Ямадо. Фирма эта и сейчас производит метеозонды и
воздушные шары.
Существовала версия, что дирижабль мог
принадлежать американцам, которые в начале XX века имели серьёзные виды
на Дальний Восток: их интересовали меха и золото. Не исключено, что
подобный воздушный корабль действительно мог быть отправлен если не на
поиски золота, то, например, как спасательная экспедиция для терпящих
бедствие в тайге геологов. Между прочим, именно такой поворот событий
описывается в романе Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина", в
котором разбогатевший инженер Гарин из Америки посылает за своим
учителем — геологом Манцевым, открывшим на Камчатке золотой оливиновый
пояс, — спасательный дирижабль. Однако авария дирижабля не могла
объяснить наличие у тунгусского охотника необычного ножа.
Не
могла объяснить его и версия о том, что в горах у Алдана в начале ХХ
века разбился самолёт. Во-первых, самолёты в этих краях появились только
перед самой войной, во-вторых, никто из лётчиков-старожилов, опрошенных
энтузиастами, подобного случая не помнил. А в-третьих, обшивки
самолётов в те годы чаще делали из дерева и ткани, чем из железа. Да и
железо в этом случае было бы самое обычное. Недаром лётчик Олейников
консультировался с Туполевым: железо было конструкторам самолётов
незнакомо! Так может, якутскую тайгу посетил гость из далёких миров —
корабль пришельцев?
НЛО над Сибирью Уфолог Герштейн
перелопатил газетные архивы и нашёл множество свидетельств того, что в
прошлом и в позапрошлом веке Дальний Восток действительно посещали
разные летательные аппараты. Например, в 1913 году губернатору Камчатки
поступило донесение от жителей Гижиги (ныне Магаданская область),
которые писали, что коряки со стойбищ Опыка и Хаятта в конце января на
Палпольском долу днём, в ясную погоду видели летящий на восток дирижабль
с 12 пассажирами. В тот же год из Охотска сообщали, что 19 января в
пять часов вечера над горизонтом заметили три движущиеся точки. Одна из
них отделились и зависла над городом, причём выглядела как "аэроплан
неизвестной конструкции", а затем улетела в сторону гор.
Интересное
сообщение Герштейн нашёл в газете "Забайкальские областные ведомости"
за 1897 год. Жители далёкого села Кяхта сообщали о том, что видели
странный летящий аппарат, который не походил на метеор. У аппарата были
расправленные крылья, корпус был размером "с избу", а скорость была
большой. Причём очевидцы — отец и сын Игумновы — видели момент
"расправления крыльев" и совпавшее с этим изменение скорости
летательного аппарата. Причём свидетели описали, что крылья были
закруглённые, составные и одни части располагались ниже других. Небо
было абсолютно чистым, неопознанный объект свидетели видели около
четверти часа. Он пролетел с севера на юг и скрылся в небе над станицей
Кударинской.
Кто разгадает тайну Кет-Капа Разумеется,
происхождение лёгких и прочных ножей у якутских охотников и у эвенов
пытались объяснить падением метеорита и даже предположением о крушении
космического корабля пришельцев. Как это не парадоксально, но именно эти
две версии наиболее правдоподобно объясняют, откуда у охотников
внеземной металл. Но, чтобы подтвердить или опровергнуть ту или иную
версию, нужны длительные и дорогостоящие экспедиции в район горы
Кет-Кап, которая находится буквально у чёрта на куличках — на границе
Якутии и Хабаровского края — и от которой до ближайшего населённого
пункта — Алдана — 400 километров, а до Якутска — 500 километров.
Желающих проделать такой путь мало. Сложная заброска, глухая тайга,
горы, дикие звери и полчища комаров — вот что ждёт желающих разгадать
тайну далёкой якутской горы.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.