Полторы тысячи лет не прекращались попытки захватить древнее божество народов севера России: угров, вогулов и остяков, предков нынешних хантов и манси. Речь идёт о священном языческом кумире — отлитой из чистого золота статуе Великой матери, богини, дающей человеку душу. Она считалась покровительницей жизни и продолжения рода и звалась Сорни най (в вульгарном переводе — Золотая баба).
Спрятать богиню Никто не знает точно, как выглядит статуя богини. Редкие источники описывают её как металлическое изваяние женщины, выполненное, видимо, методом художественного литья, и подчёркивают её изящество и красоту. Скудные сведения о ней противоречивы. По одной из версий, она — наследие мифической страны Гипербореи. Некоторые исследователи отождествляли её с римской богиней материнства Юноной. Они считали, что в разношерстном войске Алариха, взявшем в 410 году Рим, были угры, которые вернулись на родину, унося с собой статую Юноны и поклоняясь ей, как божеству.
Другие предполагали, что это изваяние тибетской буддийской богини бессмертия Гуань инь. У озера Зайсан на востоке Казахстана в старину находилась караванная стоянка купцов из южных стран, торговавших с остяками и вогулами. Скульптура прекрасной богини вполне могла оказаться у озера, попасть к аборигенам севера и стать их божеством — великим кумиром, которому веками поклонялись окрестные племена.
С ней связано много загадочных и трагических событий. Чужеземцу, увидевшему капище Сорни най, была суждена скорая и неминуемая смерть. Аборигенам приходилось постоянно защищать, спасать и прятать её от настойчивых и алчных авантюристов всех мастей.
Приманка на века Поиски божества всегда сопровождались необъяснимыми, а часто и трагическими событиями. Веками бесследно пропадали или умирали авантюристы, осмелившиеся покуситься на золотое изваяние Великой матери. Из скандинавских саг точно известно о трёх попытках викингов завладеть божеством: в 820, 918 и 1023 годах. Последний набег возглавлял коварный ярл Торир Собака. С большим трудом воины Торира добрались до святилища, но разграбить не успели. Появились люди, охранявшие его, и перебили почти всех викингов, уцелевшим пришлось уносить ноги.
Неоднократно пытались отыскать кумира, продираясь сквозь урманы и минуя хитроумные ловушки, Гурята Рогович и другие новгородские молодцы-ушкуйники. В 1481 году устюжане разбили вогулов под Чердынью. Подводя северные народы под высокую государеву руку и облагая их данью, в 1499 году московские воеводы Семён Курбский и Пётр Ушатый рьяно искали святилище в междуречье Тавды и Оби. Обыскали немало самых потаённых мест, но Сорни най и её сокровища, спрятанные в тайниках, им найти так и не удалось.
Чтобы пресечь поклонение золотому идолу, искали «богопротивного» истукана и христианские миссионеры. Тогда аборигены унесли своё божество в дремучие леса на берега реки Конды, левого притока Иртыша. Снова к нему потянулись язычники с богатыми дарами. Стремился найти и захватить Золотую бабу и Ермак, ведь по преданию, тому, у кого находилось изваяние богини, безоговорочно подчинялись поклонявшиеся ей племена. Казаки Ермака во главе с есаулом Брязгой предприняли несколько попыток завладеть божеством и в мае 1583 года разыскали святилище в местности, называемой Белогорье. Это место было священным для аборигенов и защищалось заклятием. Но это не остановило казаков. Они тщательно обыскали все святилище, но богиня таинственно исчезла. А «гости», возвращаясь из похода, попали в засаду и были убиты.
Позже, по легенде, в Белогорское святилище принесли и положили к ногам Сорни най снятый с погибшего Ермака панцирь — стальную окованную золочёной медью кольчугу. В сибирской Кунгурской летописи богиня описана как «…нага с сыном на стуле селящая и приемлюще дары от своих…».
В XX веке её искали белые атаманы, красные комиссары и агенты спецслужб. Золото, из которого была сделана богиня, и окружающая её кровавая тайна будоражили умы, и многовековая детективная история продолжалась.
Тайга подаёт знак По преданию, в хантыйской тайге есть заплывшее бездонной трясиной озеро с лесистым островком посередине. Ветер отрывает от его берегов целые торфяные поля вместе с деревьями и кустами и гоняет их по озеру, меняя его очертания. Отыскать озеро непросто, и дорогу к нему знали немногие. На островке, что в центре озера, якобы и находилось капище богини. Тюменский краевед Аркадий Захаров узнал о нём от ханта родом с таёжной реки Конды, Алексея Сургучева. Как потом выяснилось, отец и дядя Алексея были дружны с шаманами, охраняющими кумира.
Летом 1979 года Захаров со своим другом Владимиром Романовым и рекомендованным Сургучевым проводником по фамилии Собрин уже плыли по реке Конда на «Казанке» с мотором «Вихрь». К вечеру, по одному ему известным приметам угадывая фарватер, проводник нашёл устье впадающей в Конду неширокой речки с крутыми берегами, с завалом из упавших деревьев и сора. По его словам, по ней можно было попасть в большое озеро, а затем по неприметной протоке в другое, где и находился таинственный остров. Как оказалось, завал держался на двух упавших с противоположных сторон реки специально подрубленных деревьях. С помощью топоров пробились сквозь него и снова уткнулись в такую же преграду. Смеркалось, и Собрин сказал, что костёр жечь нельзя, а ночевать надо в лодке, так безопаснее. На берегу привязали взятого с собой здоровенного кобеля Бурьку.
Ночью мужчин разбудил злобный лай пса. Зарядив ружья, они выстрелили в воздух. Пёс, оборвав поводок, исчез в тайге, и его лай замер вдали. Утром проводник пошёл по следам Бурьки, но вскоре вернулся мрачный и сказал, что собака пропала, а он дальше не пойдёт — тайга даёт знак. Посоветовавшись, Аркадий и Владимир решили продвигаться к заветному острову вдвоём. С трудом они преодолевали завалы, работая топорами и меняя в «Вихре» срезанные шпонки и сломанные винты, и к концу дня вновь уткнулись в неодолимый рукотворный завал. На следующее утро мужчины с неимоверным трудом вырвались на простор первого озера, затем нашли протоку во второе, на котором было несколько островков. Направились к ближайшему из них и, проскочив на скорости, глиссируя метров 200. прочно увязли в жидком бездонном сапропеле — чёрной грязи, слегка прикрытой плёнкой воды. Мотор заглох, и они почти сутки метр за метром выбирались из грязи.
С трудом, вконец обессиленные, исследователи вернулись к тому месту, где остался Собрин. Проводник тихо сказал, что у Золотой богини три охранителя: водяной, змей и комполен — лесной человек (кстати, очень похожий по описанию на йети), который и не хочет их пускать. Увидев недоверчивые улыбки, Собрин, видимо, пожалел, что проговорился посторонним о таёжной тайне. На их предложение пройти к острову на следующий год по большой воде он ответил, что найти в половодье исток речки не так-то просто, да и до весны ещё надо дожить. А осенью проводник утонул. Захаров понял, что прикоснулся к какой-то запретной тайне, и больше не делал попыток найти капище великой богини.
Затерянный мир размером с Румынию Загадочным кумиром северных народов всегда интересовались также этнографы и историки. Выяснилось, что в треугольнике между Кондой, Иртышом и Обью ещё недавно процветала богатая языческая культура. На укромную поляну с кострищем к знаменитой богине собирались многочисленные её поклонники — ханты и манси — на ежегодный праздник чествования Великой матери, прародительницы обских угров. После шумных шаманских камланий убивали жертвенного оленя, мазали идол живой кровью и приносили богатые дары. А теперь богиня скучает в одиночестве, недоступная непосвящённым.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.