Via Dolorosa (Виа Долороза) или «Дорога Скорби», — так называется
путь, который прошел Христос от места суда над Ним до Голгофы, где Его
распяли. Этот путь находится в Иерусалиме, он начинается от старой
римской крепости Антонии, в которой во времена Евангелия располагался
преторий прокуратора Иудеи Понтия Пилата (сейчас там находится духовное
училище мусульман — Аль-Омариа), и проходит по западу старой части
города до Храма Гроба Господня. Как пишет российский публицист начала XX
века Влас Михайлович Дорошевич в работе «В земле обетованной», место
это начитается с арки под названием Ecce Home (Вот человек). Здесь
прокуратор так сказал о Спасителе. Из Иерусалима – в Малые ДивыНа
Via Dolorosa находятся девять «станций» — остановок Спасителя, которые
особо почитаются паломниками. Это место, где Он взвалил на себя крест,
три места, где Он падал в изнеможении, место, где Он встретил
Богородицу, место, где встретил женщин, оплакивающих Его. Заканчивается
путь в Святогробском храме у Кувуклии. Чтобы пройти «Дорогой
скорби», в Иерусалим веками приезжали паломники со всех христианских
стран. Возможно, именно отдаленность Святой земли от Руси и опасности,
которые поджидали православных паломников в дороге, сподвигли монахов
создать в России свою «Виа Долороза», — такую версию выдвигает археолог и
краевед из Воронежской области Виталий Викторович Степкин. В статье
«Виа Долороза в пещерах урочища Малые Дивы на Среднем Дону» он выдвигает
предположение, что в России до сих пор есть своя «Дорога Скорби»,
которая была построена монахами в XVII веке. Она окружает уникальный
пещерный храм Иоанна Предтечи в Свято-успенском Дивногорском монастыре. История обителиКак
давно на территории современной обители, расположенной в Лискинском
районе Воронежской области, жили монахи — неизвестно. Рисунки в
катакомбах внутри горы по начертанию схожи с рисунками первых христиан в
римских катакомбах. Предание гласит, что монастырь основали
греки-схимонахи Иоасаф и Ксенофонт, которые приехали с Сицилии, привезли
чудотворную икону Богородицы и начали жить в местных пещерах, обустроив
скит. Развитие
обители началоcь в XVII веке, когда сюда из-за Днепра, вытесненные
поляками, переселились казаки атамана Ивана Дзиньковского. С ними
приехали и монахи, которые и занялись обустройством обители. В 1653 году
были выстроены кельи для монахов, деревянные стены и первый храм. В это
время здесь подвизалось 15 монахов во главе с настоятелем Гурием. В
1658 году монахи построили пещерный храм в честь Предтечи Господня —
Иоанна. Правительство России выделило обители содержание и прикрепило к
монастырю мельницу и покосы. Так на Дону появилась первая пещерная
обитель. В XVII веке в обители были две «брусчатые» церкви. Одна —
во имя Святого Николая-Угодника, вторая — во имя Успения Божьей Матери.
Но духовная жизнь монастыря вращалась вокруг пещерного храма Предтечи; в
1693 году его перестроили и заново освятили. Одновременно обустройство
храма шло и в горе вокруг него, где расширялись и углублялись галереи. Почему «Виа Долороза»О
том, что монахи строили именно Via Dolorosa, говорят несколько фактов.
Во-первых, они прекрасно знали, как устроен Святогробский храм и как
выглядят христианские святыни Иерусалима. Об этом очень подробно в XVII
веке писал посетивший Иерусалим старец Иона Маленький — иеродьякон
Троице-Сергиевой лавры. Сопровождавшие его греческие монахи в 1652 году
на долгое время останавливались в Путивле, откуда и прибыло большинство
монахов, обосновавшихся в обители. Во-вторых, галерея вокруг храма
Предтечи равняется длине Via Dolorosa от арки Ecce Home до стен
Святогробского храма. Это отмечал церковный историк Павел Васильевич
Никольский, указывая, что длина галереи 56 саженей. В-третьих,
посетивший в 1699 году монастырь император Петр Великий, увидев, что
именно построили монахи, загорелся идеей перенести святыни христианства
из Иерусалима в Россию и даже вел по этому поводу переговоры с турецким
султаном в 1709-м, — об этом писал публицист XIX века Степан Иванович
Пономарев в труде «Иерусалим и Палестина в русской литературе».
Переговоры вел думный советник Емельян Игнатьевич Украинцев. От самого
монастыря под Воронежем Петр пришел в восторг: «Монастырь, — писал он, —
в меловой горе...высечен... стоя на своих натуральных столбах, в нем
хитростью высеченных, в котором изрядная церковь с покоями». Путь ХристаНа
донском «Пути Спасителя» были сделаны остановки, которые позволяют и
сейчас соотнести галерею с Иерусалимским путем Господа: это преторий
Понтия Пилата, место встречи Спасителя с Богородицей, встреча с Симоном
Кириянином, встреча с плачущими женщинами, место, где римские легионеры
кидали жребий об Его одеждах, Голгофа и Кувуклия. Например,
Голгофа изображена как подъем в 13 ступеней, которая выводит на
небольшую площадку, где в стене вырублен киот для распятия, а потом
снова спускается. Именно 13 ступеней вели на Голгофу, по описаниям
паломников Василия Позднякова и Трифона Коробейникова: «А подъем на
святую гору Голгофу по лестнице в тринадцать ступеней». К югу от
«Голгофы» находится копия Кувуклии — пещеры, где был положен Спаситель.
Это шестиугольное помещение с погребальным ложем. Ранее в ней находилась
икона Воскресения Христова. Остальные «станции» обозначены поворотами
галереи, часовнями, а начало пути — арка Ecce Home совершенно четко
обозначена помещением с вырезанным арочным киотом для иконы,
изображающей суд над Спасителем. Странно,
но уже через сто лет в XVIII веке смысл галерей был совершенно утрачен.
В 1823 году в книге «Меловые пирамиды. Отечественные достопамятности»
галереи вокруг храма описывались как «оригинальный ход в виде спирали»,
что свидетельствует о том, что сакральное значение построек внутри горы
было потеряно. И лишь у местных жителей остались смутные предания об
иноках-малороссах, выкопавших в горе неведомые ходы.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|