В истории было немало изобретений, революционизировавших розничную
торговлю, — от собственно денег до кассовых аппаратов, тележек для
покупок и современной кредитной системы. Но, наверное, ничто так не
изменило облик современной торговли (и не только), как одна очень
простая вещь: ярлычок с напечатанными черными и белыми полосками —
штрих-код.
По мере развития массового
производства и розничной торговли увеличивался и ассортимент выпускаемых
и продаваемых товаров. Уже в середине XX века в крупных супермаркетах
можно было насчитать десятки тысяч наименований товаров, и для их ручной
маркировки и учета требовалось очень много времени.
Первый шаг
был сделан в 1948 году. Бернард Сильвер, студент-дипломник
Технологического института Дрекселя в Филадельфии, краем уха услышал в
коридоре разговор между деканом и директором одной из розничных сетей,
который жаловался на отсутствие автоматизации на кассах. Проблема
захватила Сильвера, и вместе со своим другом Норманом Вудландом,
студентом того же института, они занялись поиском решения. Перепробовав
несколько идей, среди которых была печать ярлыков флюоресцентными
красками (которые смазывались, были недешевы и к тому же быстро
«выцветали»), а также маркировка товаров с помощью азбуки Брайля,
изобретатели после нескольких месяцев работы решили остановиться на
азбуке Морзе. Вудланд предложил лишь растянуть точки и тире в полосы,
чтобы уменьшить вероятность ошибок при чтении, а чтобы можно было читать
код с любых направлений, полоску преобразовали в систему
концентрических окружностей. Для чтения планировалось применить
оптическую систему, которая использовалась при озвучивании звуковой
дорожки кинопленки. В 1952 году изобретатели создали первый «сканер»
размером со стол, укутанный плотной клеенкой для предотвращения
паразитной засветки, в котором в качестве сенсора использовался
фотоумножитель RCA 935 от кинопроектора. Подключив к сканеру осциллограф
и пронося мимо сенсора ярлык с кодом, изобретатели увидели на экране
чередование всплесков.
Ничто так не изменило облик современной торговли, как ярлычок с черно-белыми полосками — штрих-код. Бумажка
с кодом под действием тепла, выделяемого мощной 500-Вт лампой
накаливания, начала тлеть, но все равно это был успех. Правда, применить
систему в торговле в 1952 году было невозможно. Изобретение Сильвера и
Вудланда опередило свое время на полтора десятка лет. Лишь в конце
1960-х благодаря появлению компьютеров и лазеров цену и размер сканеров
стало возможным уменьшить до разумных пределов. В 1971 году компания
RCA, купившая у изобретателей патент, продемонстрировала новшество на
конференции по розничной торговле, устроив лотерею с жетонами, на
которых концентрическими окружностями были нанесены коды. Впрочем,
вскоре перешли к линейным штрих-кодам, которые были нечувствительны к
смазыванию краски в направлении подачи бумаги, и в 1972 году уже был
разработан единый формат таких кодов — Universal Product Code (UPC). А
26 июня 1974 года в супермаркете Marsh в городе Троя, штат Огайо, с
помощью штрих-кода была впервые опознана и продана упаковка жевательной
резинки Wrigley’s Juicy Fruit. Но ей так и не довелось быть примененной
по прямому назначению — сейчас эта упаковка занимает одно из почетных
мест в Смитсоновском музее американской истории.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.