Человеческая цивилизация прошла долгий путь в своём развитии, и на
протяжении всего этого пути людей тянуло к воде. Сначала первобытные
люди выходили в реки и озёра на примитивных выдолбленных из ствола
дерева лодках или на тростниковых плотах. Со временем они отправились
покорять моря и океаны. Уже в этих первых попытках зарождающегося
мореплавания стало очевидно, что необходимо устройство, которое
позволяло бы удерживать судно на середине быстрой реки или вдали от
морского берега.
Первые якоря были каменными
Учёные
считают, что первое судоходство появилось шесть тысяч лет назад или ещё
раньше. Примерно тогда же, очевидно, появился и первый якорь, который
представлял собой самый обыкновенный камень. Камень привязывался к
верёвке, которая могла быть сплетена из лиан или из сухожилий убитых
диких животных. На протяжении сотен лет такое примитивное устройство
оставалось единственным из доступных для первых мореплавателей.
Помимо
камней первобытные люди могли использовать мешки из кожи или плетёные
корзины, которые также набивались различными камнями, сами мешки также
могли привязываться к различным растительным тросам. У таких примитивных
якорных устройств была масса недостатков. Они могли выскальзывать из
петли троса, а корзины, которые набивались для утяжеления камнями,
нередко рвались.
Несмотря на это, благодаря максимально простой
конструкции, такие якоря активно применялись по всему миру. Каменные
якоря среди прочего использовали в Древнем Египте, о чём в своих трудах
упоминал древнегреческий историк Геродот. Он указывал, что во время
плавания по Нилу египтяне использовали якорные камни для уменьшения
скорости судна, бросая их с кормы.
Каменный якорь, обнаруженный в Израиле, его возраст оценивается в 3400 лет, фото: imj.org.il
Со
временем якорь совершенствовался. Первоначально в его конструкцию
добавился выдолбленный ободок, который упрощал крепление троса. Затем
уже в самом камне появилось отверстие, в которое и продевался трос. Уже в
начале III тысячелетия до н. э. появились каменные якоря, в которых
отверстия были пробиты и в нижней части. Учёные предполагают, что эти
отверстия могли использоваться для деревянных вставок, которые
зарывались в грунт, удерживая корабль на месте. То есть уже в те годы
якоря могли приобрести элемент конструкции, которую позднее назовут
рогом.
Каменные якоря активно использовали все мореходы
древности – граждане Финикии, Вавилона, Карфагена, Рима и Греции. В
знаменитом произведении Гомера «Одиссея» указывается, что якорь на
корабле «Арго» также был выполнен из камня. Максимально простой якорь до
сих пор можно встретить на маленьких рыбацких лодках и катерах,
особенно в тех районах, где присутствует каменистое или плоское дно и
якорь с лапами просто не нужен.
Деревянные якоря
Считается,
что уже в III тысячелетия до н. э в регионе Юго-Восточной Азии мог быть
изобретён якорь, по своему внешнему виду близкий к современным – это
был двурогий якорь со штоком и перекладиной. Его изобретателями могли
быть предки китайцев или малайцев. В средиземноморье якоря такой
конструкции появились гораздо позднее, считается, что они оказались
здесь в районе VIII века до н. э.
Такие якоря долгие годы
изготавливались из твёрдых, тонущих в воде пород дерева. Деревянные
якоря также оказались максимально живучими. Простота конструкции и
доступность древесины способствовали их распространению по миру. Такие
якоря по-прежнему сохраняются на небольших китайских и малайских
джонках, которые можно встретить, к примеру, у побережья Сингапура или
Гонконга.
Деревянный древнеримский якорь, найденный в Италии в начале 1930-х годов, фото: museumanapa.ru
Если
первоначально шток на деревянном якоре делали также из тяжёлого дерева
или камня, то начиная примерно с IV века до н. э. его начали отливать из
свинца. Тяжёлый и массивный шток помогал якорю плотнее прижаться к
морскому дну и позволял рогу глубже проникнуть в грунт. В якорях
современной конструкции роль прижимающей силы во многом берёт на себя
массивная стальная цепь.
Конструкция уже первых двурогих
деревянных якорей оказалась настолько эффективной и одновременно
простой, что применяется до сих пор в конструкции якорей, получивших
название адмиралтейских. Якорь такой конструкции, оказавшись на дне,
опирался на основания рогов и на один из концов штока. Подобное
положение якоря являлось неустойчивым, и как только на канате возникала
тяга, якорь самостоятельно переворачивался на конец одного из рогов,
начиная заглубляться в грунт.
Появление железного якоря
Исследователи
считают, что якоря в том виде, в котором мы их себе представляем,
начали появляться в V веке до н. э. При этом относительно имени и
национальности изобретателя до сих пор ведутся споры. К примеру,
древнегреческий писатель Павсаний (II век н. э.) утверждал, что первый
двурогий железный якорь был изготовлен по заказу фригийского царя Мидаса
(VII век до н. э.).
Римский писатель Плиний Младший (62-114
года) утверждал, что конструктором железного корабельного якоря был
грек, которого звали Евлампий. Одновременно с этим изобретение железного
якоря, рога которого имели на своих концах лапы, Плиний приписывал
древним жителям Этрурии.
Русские названия частей якоря (в данном случае — адмиралтейского), изображение: wikimedia.org
Ещё
одно свидетельство, дошедшее до наших дней, оставил древнегреческий
историк и географ Страбон (64 год до н. э.). По его утверждениям, первым
изобретателем железного якоря со штоком являлся греческий учёный
Анахарисис, имевший скифское происхождение и ещё в VII веке до н. э.
перебравшийся в Грецию. Так или иначе, во многих источниках сегодня
можно встретить информацию о том, что именно древние греки подарили нам
якоря той формы и вида, к которым мы привыкли.
В некотором роде
это связано и с происхождением слова. Древние греки называли якорь
словом «ankura». Корень этого слова «анк» означает в переводе на русский
язык «крюк» или «кривой». Таким образом, «анкура» на русский можно было
перевести, как имеющий кривизну или изогнутость. Позднее
древнегреческое слово «ankura» перекочевало в другие языки Европы,
сохранив общий корень «анк». К примеру, в немецком, датском и норвежском
языках слово якорь звучит и пишется как «anker».
При этом не
стоит забывать о том, что железный якорь в древнем мире был штучным и
очень дорогим товаром. Железный якорь станет обычным изделием для
кузнецов наряду с мечом, топором и плугом много позже. Считается, что
сколь-либо существенное распространение железные якоря начинают получать
только во II веке до н. э., а по-настоящему массовым изобретением они
станут только в Средневековье.
Распространению железного якоря
долгое время мешала его очень большая стоимость. Вплоть до II века до н.
э. железо стоило очень дорого и ценилось наравне с серебром, его
стоимость могла быть в 120 раз дороже стоимости меди. Поэтому выковать
себе железный якорь могли позволить только богатые судовладельцы.
Неслучайно якорь тогда же обрёл сакральное значение.
Древнеримский деревянный якорь со свинцовым штоком, фото: wikimedia.org
В
Древней Греции якоря, изготовленные мастерами, сначала несли в храм
Зевса, где этому изобретению возводились должные почести. Для большей
веры в надёжность якоря в античном мире часто его конструкцию украшали
символами древних богов, например Посейдона. Моряки античного мира на
своей шкуре убедились в полезности данного приспособления. Оно нередко
спасало им жизнь, не давая кораблю разбиться о скалы, поэтому моряки
считали само изображение якоря символом надежды.
В древнеримском
искусстве якорь стал одним из символов возвращения на родину после
долгих плаваний и скитаний по миру. По одной из версий, в эпоху
распространения в мире христианства у многих народов, которые жили на
берегах Средиземного и ближайших к нему морей, якорь был символом
надежды, спасения и непоколебимости. При этом верхняя часть якоря со
штоком могла напоминать первым христианам изображение креста.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.