Изобретение ремня безопасности: как спасти миллионы
По подсчетам компании Volvo, за прошедшие полсотни лет трехточечный ремень Нильса Болина спас более миллиона жизней.
В
1985 году на Международной патентной конференции Патентное бюро
Западной Германии по случаю своего 100-летнего юбилея назвало восемь
самых важных для человечества изобретений. Среди них было и изобретение
шведского инженера Нильса Болина.
Болин родился в
1920 году в небольшом городке Хернесанд, в 1939 году получил диплом
бакалавра в области машиностроения и вскоре устроился на работу в
компанию Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB). В то время как его
коллеги мечтали делать самолеты мощнее и быстрее, Нильс хотел сделать их
более безопасными для пилотов. Поэтому он занялся системами спасения и
катапультирования и, наверное, прославился бы как авиаконструктор, если
бы не один его соотечественник.
В 1956 году на автомобилях Ford
появилась невиданная опция — двухточечный поясной ремень безопасности
конструкции братьев Лигон. При столкновении такой ремень не давал
водителю вылететь сквозь переднее стекло, но иногда наносил серьезные
травмы брюшной полости. На президента компании Volvo Гуннара Ингеллау
это изобретение произвело столь сильное впечатление, что он поставил
себе амбициозную цель сделать автомашины Volvo самыми безопасными в
мире. Для этого ему нужен был человек из той области, где системы
безопасности давно правят бал, — авиации. Ингеллау пригласил в свою
компанию Нильса Болина, хорошо знакомого с перегрузками, которые
испытывают пилоты при авариях, предложив ему должность инженера по
безопасности и полный карт-бланш.
Задача оказалась не из
простых. Позднее Болин рассказывал, что пилоты, с которыми он работал,
готовы были надевать на себя все что угодно для обеспечения безопасности
в случае аварии. А вот водители не желали терпеть неудобства даже в
течение минуты. Поэтому четырехточечные авиационные ремни, тщательно
подгоняемые по фигуре, пришлось отбросить. В течение года Нильс
напряженно экспериментировал с разными конструкциями ремней безопасности
и в конце концов нашел нужное решение — комбинацию ремня,
обхватывающего бедра водителя, и диагональной лямки, удерживающей грудь и
плечи. Решение оказалось весьма удобным, поскольку совмещение двух
лямок дало возможность пристегиваться одной рукой, и именно это сыграло
огромную роль. Позднее сам изобретатель признался: «Мой ремень получил
общественное признание настолько же благодаря тому, что был удобным,
насколько и тому, что был более безопасным».
В 1959 году
трехточечные ремни появились в двух моделях Volvo для шведского рынка —
P120 Amazon и PV544, а в 1963-м ими были оснащены все модели. Компания
сделала патент на конструкцию ремня свободным, так что вскоре и другие
производители стали оснащать свои машины этой системой безопасности. За
прошедшие годы конструкторы лишь добавили инерционные катушки,
преднатяжители и улучшили пряжку.
Изобретатель скончался 21
сентября 2002 года. На его похоронах один из директоров компании Volvo
сказал: «Частичка Нильса Болина присутствует в каждом автомобиле».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.