В предвоенном СССР уделялось большое внимание развитию авиации, а
летчики ВВС были настоящими любимцами власти и простого народа. Война в
Испании, где сталинские соколы приняли боевое крещение, показала, что
наши пилоты одни из лучших в мире, а техника способна конкурировать с
крылатыми машинами европейских стран. В 1937 году по
просьбе Чан Кайши наши пилоты отправились в Китай, чтобы помочь местным
летчикам бороться с авиацией вторгнувшейся японской армии. И снова
советские специалисты действовали эффективно.
Когда в мае 1939
года японская армия начала наступление на союзную нам Монголию, и
размещенные в этой стране части РККА встали на их пути, никто не ожидал,
что советская авиация окажется просто сметенной с неба. Частично это
произошло благодаря тому, что задействованные в боях части императорских
ВВС были укомплектованы лучшими асами страны восходящего солнца,
частично потому, что они ввели в дело новейшие истребители КИ-27,
которые напоминали знакомые советским пилотам по боям в Китае
истребители Мицубиси А5М, но намного превосходили их по ТТХ.
В
результате за первые два дня боёв советский истребительный полк потерял
15 истребителей, в то время как японская сторона - одну машину. Чтобы
был понятен масштаб потерь, к началу боевых действий в Монголии было 14
устаревших истребителей И-15бис и 24 И-16. То есть за два дня половина
нашей авиации перестала существовать. А второй половины в реальности не
существовало. На бумаге они были, но 20 мая (за два дня до начала
активных боевых действий) из 38 имевшихся по списку истребителей только
21 был исправен.
Пришлось экстренно перебрасывать новые машины из
Забайкалья и бросать их в бой, чтобы прикрыть пехоту от налетов
японских бомберов и сопровождать собственные бомбовозы. У японцев на
начало боев было в строю 110 истребителей (30 штук Ки-10 и 80 Ки-27), а
потом были переброшены еще несколько десятков. Причем новые советские
пилоты в качестве подготовки уступали японцам, среди которых большинство
были ветеранами войны в Китае. Результат был предсказуем. 27 мая
состоялся бой шести И-16 против девяти Ки-27. Японцы смогли сбить три
наших машины, а еще две получили повреждения. В тот же день Красная
армия потеряла 3 И-15бис, а на следующий день были сбиты 7 И-15бис.
Только
летом на Дальний Восток прибыли новые советские боевые машины (И-153 и
И-16 с мотором М-62) и асы с опытом боевых действий в Испании, и
положение начало выправляться. Хотя в июне на 45 сбитых в боях советских
истребителей пришлось всего 14 японских. За июль СССР потерял 79
самолетов, а Япония - 41.
Зато во второй половине лета
увеличившиеся в численности советские ВВС в Монголии смогли переломить
ситуацию и получить полное господство в воздухе. Достигнуто это было не
только благодаря грамотному использованию техники и мастерству пилотов,
но и из-за численного превосходства. В результате японским пилотам для
достижения паритета в небе приходилось делать в несколько раз больше
вылетов, чем советским. Они выдыхались и уставали, теряя остроту
реакции, что привело к резкому росту числа потерь.
Как известно,
бои на Халхин-Голе закончились в сентябре 1939 года полным разгромом
японской армии. За четыре месяца массовых и ожесточенных боев в небе
советские ВВС потеряли 162 истребителя всех типов. Японцы потеряли 62
истребителя уничтоженными, 34 Ки-27 получили такие повреждения, что их
пришлось списать. Обе стороны потеряли примерно по сорок
бомбардировщиков и разведчиков. Это цифры, которые приводит историк
авиации В. Кондратьев.
Есть другие цифры, озвученные участниками
после сражения. По советским данным, нашими летчиками было сбито 646
японских самолётов и еще около 200 вражеских машин получили повреждения
разной степени тяжести. Японцы отчитались об уничтожении 1252 советских
самолётов. Обе цифры являются не просто завышенными, а несуразными, так
как за все время конфликта в боях участвовало всего около 1000 советских
и 400 японских самолетов. Советская сторона признала потерю в боях 208
самолётов (и еще 43-х по техническим причинам), в Токио официально
сообщили, что потеряли по всем причинам 162 самолета.
Как считает
В. Кондратьев, изучив опыт боев в Монголии, советские и японские
стратеги сделали диаметрально противоположные выводы. Японцы решили, что
«относительно небольшое количество пилотов экстра - класса, если не
заставлять их работать «на износ», могут долго и весьма успешно
противостоять врагу, обладающему многократным численным превосходством. А
у нас, напротив, возобладало мнение, что и слабые пилоты, если их в
три-четыре раза больше, могут бить асов. Их потери будут выше, чем у
противника, но эти потери легко компенсировать за счет массовой
"конвейерной" подготовки летных кадров». Поэтому в СССР началась
массовая подготовка пилотов по сокращенной программе, а императорские
ВВС сосредоточились на подготовке высококлассных пилотов, которых не
могло быть много.
У каждого подхода были свои плюсы и минусы.
Высококлассные асы легко сбивали в боях противников, но никакой ас не
живет вечно. Рано или поздно они погибали, а учитывая, как их было мало,
каждая потеря становилась трудновосполнимой. Как только война
превращалась в затяжную, ставка на штучных пилотов-асов оказывалась
несостоятельной. Японцы столкнулись с этим, когда схлестнулись с
американцами. В 1941 году минимальный налет пилотов палубной авиации
Страны Восходящего солнца был около 500 часов, и практически все они
имели реальный боевой опыт, но таких пилотов хватило только на
комплектацию действующих соединений, а в резерве пилотов почти не
осталось. У летчиков на американских авианосцах налет был в среднем 300
часов, почти у всех отсутствовал опыт реальных боевых действий. В начале
войны японцы достигли блестящих результатов. Но в США только за 1942
год подготовили больше пилотов, чем в Японии за десять лет. Каждый из
американских летчиков по подготовке уступал противникам, но их
массовость позволила США вскоре выиграть борьбу за небо.
При этом
истребители воюют не в вакууме, их главная цель не сбивать истребители
противника, а не давать чужим бомбардировщикам отбомбиться по своим
позициям, защищать свои бомбардировщики во время их действий. Большое
число истребителей эффективнее сможет помешать вражеским бомберам, даже
если не сбив, то разогнав их и не дав прицельно сбросить бомбы.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.