Сатирическое или Стоит ли верить энциклопедиям? (18+)
Иногда кажется, что историки будто решили дружно посмеяться над всеми. Они принимают какую-нибудь версию и тиражируют ее. И не важно, что там ничего не сходится. Буква прописная есть закон! Так что десятки энциклопедий призваны убедить кого угодно в чем угодно, лишь бы не задавали вопросов. Раз написано вот так, значит это именно так.
И все мы верим. И я верю зачастую. Но наступает момент, когда ты начинаешь проверять написанное и… кризис веры иногда обеспечен.
Вот, взять, например, Сатиров. Ох, уж какого я мнения о них был! Духи природы, образ первой лесной цивилизации! Связь с богом Паном, рождественскими обрядами и прочая-прочая-прочая. И всё рухнуло в тот момент, когда я оторвался от энциклопедий и посмотрел на всё своими глазами.
Вот, гляньте. Википедия:
«Сатиры (др.-греч. Σάτυροι, ед. ч. Σάτυρος) — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охотеза нимфами. По гипотезе А. А. Молчанова, *Satur- — древний минойский теоним. Происходит от корня *tur «владыка» и приставки «Са-» (источники: Большая советская энциклопедия, Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев)
Называть всех, кого ни попадя, «божествами» — это фишка энциклопедистов. А что? Раз политеизм (что, кстати, не очень-то и верно), то чем больше божеств, тем лучше! Варвары поганые!
Захочешь в этом усомниться, так тебя количеством возьмут!
«Сатиры (Satyri, Σάτυροι). Лесные божества, по внешнему виду похожие на козлов, но с человеческими чертами. У них козлиные ноги и хвост, они бродят по лесам с нимфами и преследуют их своей любовью. Сатиры — спутники Диониса; они любят пить вина, спать и играть на музыкальных инструментах. Младшие сатиры назывались сатирисками. В позднейшее время стали смешивать сатиров, панов и фавнов. (Источник: Краткий словарь мифологии и древностей, 1894)
Сатиры — лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры похотливы, падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы; тело их покрыто шерстью; иногда с хвостом и копытами (Источник: Мифы Древней Греции. Словарь-справочник, 2009.)»
И т.д. Есть, конечно, более-менее правдоподобное описание, хоть и с теми же распространенными клише:
«САТИРЫ (Σάτυροι), в греческой мифологии демоны плодородия, составляющие вместе с силенами свиту Диониса. Они териоморфны и миксантропичны, покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие,символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад (Hymn. Hom. IV 262 след.). Они забияки, любят вино. С течением времени их изображали в более антропоморфном виде, сохраняя от древнего животного облика пышный лошадиный хвост. Часто отождествляются с силенами. Известен миф о С. или силене Марсии, состязавшемся с Аполлоном. Хор С. — непременный участник т. н. сатировских драм (напр., «Киклоп» Еврипида, «Следопыты» Софокла). Павсаний (I 23, 5-6) сообщает о диком племени, обитавшем на островах Сатиридах и имевшем лошадиные хвосты (Brommer F., Satyroi, Wurzburg, 1937; Buschor E., Satyrtanze und frühes Drama, Munch., 1943)»
То есть нельзя сказать, что нам нагло врут в лицо. Нет. Но тут так тонко дозирована нормальная информация с вымыслом, что и не различишь сразу. Внешне всё правильно, а все ошибки будто так.. «не специально» и «обобщения». И наказать нельзя, но и на таких мелочах выстраивается мировоззрение обывателя.
Я специально выделяю одни и те же места в описании, чтобы теперь показать вам следующие картинки с различных античных ваз и сосудов:
Итак, что мы видим? Козьи рога и копыта? — Нет. Покрыты шерстью? — Нет. Хороводы с нимфами? — Нет. Если с кем и повезет бедному сатиру, то это пьяная менада, но и они столь часто убегают. «Владыки» и «боги»? — это вот эти-то?
«символом их неиссякаемого плодородия является фаллос» — вот фаллос всегда у них наготове, не спорю. Но достаточно ли этого, чтобы считаться «демоном плодородия»? А вот нет!
Отчего-то принято по умолчанию, что если изображен фаллос, то это автоматически является символом плодородия. Я знаю несколько случаев, когда это не так (а остальные просто не разбирал). Среди них как раз и Сатиры. Вообще, в античной традиции фаллос рисуется у совсем малого числа персонажей, не принято совсем «богов» изображать возбужденными, но вот у Сатиров это будто канон.
Конечно, эрекция — это уже повод к скорому «плодородию», и наверняка многие античные дети так и родились от «сатиров». Но посмотрите на общий сюжет этих картин: пьяницы бегают за женщинами и развлекаются как могут. Не более…
Среди сатиров и как бы их вождем часто изображается Дионис. Но не как бог инициаций или еще чего, а именно как бог виноделия, без каких-либо иных функций. Еще одним винным персонажем является Силен, которого часто изображают в виде полного пьяного мужика, не стоящего на ногах, его либо везут на телеге, либо ведут под руки. Я не разбирался с ним особо, но мне понравилась версия, что Силен — это олицетворение бурдюка (— мешка, сшитого из шкуры животных и служащего для хранения и перевозки вина и других жидкостей (определение словаря Ушакова)) с вином. Отчего можно сравнить поздние картины:
С ранними:
Вот это, вроде, тоже Силены, но не уверен
Справа налево: собирают виноград, делают из него вино, разливают по амфорам. Интересны и непонятны воздействия флейтой на виноград, у одного, похоже, даже из флейты сыпятся ягоды. Также видим, что силены покрыты шерстью, что как бы намекает на «мех», из которого сделан бурдюк.
И еще один важный момент о сатирах. По бороде их возраст не определить, хотя бороды довольно длинные, так что юнцами их не назовешь. А ведь «вечный стояк» — это удел тестостеронной молодости. Но обратите внимание на их голову — сатиры почти всегда изображаются с лысиной! А вот это уже говорящая деталь!! Таким образом, можно делать вывод.
Сатиры — это мужики в возрасте, лысеющие, бородатые. Они вечно пьяные, дурные. Алкоголь прибавляет им удали и похоти, отчего и эрекция. Вино — это их «эликсир молодости», потому они и держатся рядом с виноделом Дионисом и наполненным бурдюком Силеном. Ведь без «подпитки» их «силы» иссякают. Иначе, с чего Гесиод писал о них «Племя сатиров никчемных и нерасторопных в работах…» (Каталог женщин, фрагм.)
Нет, сатиры — это не «лесные божества», не «силы природы», не «демоны плодородия». Это просто «старые пьяные ослы» — ведь именно ослиные уши и хвост является их атрибутом, а совсем не козлиные рога (кои присущи другим существам с другой ролью — панам). Женщины комично удирают от них, ибо нех….хочется им спать с похотливыми и развратными пьяницами. Но иногда и на их улице бывает праздник.
Далее. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Так?
Оттого и возник сатирический жанр. Я, наверно, «недалекий», но так и не смог понять ничего из того, что написано о сатирической драме в википедии. Довольно редкий случай для меня. Но так уж написано размазано. Однако, сатира дошла до нас во вполне яркой форме, которую тяжело спутать с другими жанрами.
Сатира — это, прежде всего, высмеивание. Народ смеется над обличением, над неудобной правдой.
И что же нам пишут товарищи этимологи о Сатире?
«Сатира — семинаристское ударение са́тира. Заимств. через франц. satire из лат. satira, более стар. satura (lаnх) «блюдо с разными плодами, ежегодно подносимое богам; десерт; смесь, стихотворная смесь»: satur «сытый» (этимологический словарь Фасмера)
Вон оно че… То есть Сатира — это от тарелки с фруктами, которую, конечно же, подносили богам. Пытаются выкрутить это толкование так, что, мол, в тарелке РАЗНЫЕ фрукты лежат, их смесь, вот и сатира — это стихотворная смесь…
Бредовая смесь…
И мне еще понравилось уточнение, что в семинарии принято не «сатИра» говорить, а «сАтира»… ну, как «докУмент»… Для чего это сделано? Ну, наверно, чтобы у таких, как я, не возникали лишние ассоциации, которые разом могут объяснить всю этимологию «сатиров» и «сатиры»
Просто посудите сами: пьяный человек высмеивает кого-либо. Кто он? — ЗАДИРА!!! Это и есть исковерканное греческое «САТИРА», уж как смогли произнести…
И если у нас есть некое понимание, что значит «задирать кого-то», то в науке все гадают над «странным» словом «сатир» и ищут его корни в «плодородии». И даже миф у греков есть, как сатир Марсий вызвал Аполлона на музыкальный баттл и выйграл, за что «злобный» Аполлон содрал с него шкуру… СОДРАЛ, Карл, СОДРАЛ!! Миф-то этимологический… СОДРАТЬ и ЗАДИРАТЬ. Сатира — это и есть срыв покровов, обличение правды-матки. Здесь, видимо, неудобной правдой для Аполлона было то, что он не умеет играть на флейте, поскольку Аполлон вместо нее взял в руки кифару.
Но нет, лучше верьте в лесных демонов плодородия и подношение фруктов богам, ведь так написано в энциклопедиях! А все, кто не согласны, получают статус «альтернативщиков», «карманно-диванных аналитиков» и «народных этимологов» с соответствующей презрительной окраской. Вы же не хотите быть презренным?
// Почти все изображения в статье взяты с сайта theoi.com // При оформлении статьи была использована картина Доссо Досси «Trionfo di Bacco»
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.