Петроглифы и древняя письменность Сибири Автор i_mar_a - 1
Я писала уже о находках в Сибири 17-го века и о разрушенных городах Даурии по описаниям Николааса Витсена из его книги «Северная и Восточная Тартария». Но есть еще такой альбом Спасского Г.И: «Альбом видов, чертежей зданий и древних надписей Сибири», в котором представлены найденные в Сибири разрушения древних сооружений. Альбом этот является приложением к работе автора "О древних развалинах Сибири" в журнале "Сибирский вестник", 1818 г., №3. В этой статье есть описание наскальных рисунков и надписей, найденных в Сибири:
Так как изображения к тексту не прилагались, я попыталась восполнить отсутствующую информацию найденной в интернете. Пока только о надписях, чтобы не перегружать статью информацией. Из вступительного слова Спасского:
«Народы исчезли, скрылись от наблюдательного ока Истории и существование их осталось почти в одних только оных памятниках, доселе сохранившихся от истребительной косы времени. Они находятся в разных местах Сибири, наиболее же в полуденной ея части и состоят из начертаний и надписей; из курганов, или могил; из развалин, разнородных зданий и военных крепостей; из остатков горных работ, или так называемых Чудских копей, произведенных для добычи руд, и из других предметов. – Но из всех оных достопамятностей высеченыя начертания и изображенныя краскою надписи на каменных утесах, составляющих берега некоторых рек, на могильных камнях и в подобных сим местам, показывая пред прочими некоторую высшую степень образования и искусства народного, заслуживают быть первыми и в предлагаемых мною записках»
Далее автор описывает найденные в Сибири рисунки, поражаясь труднодоступности мест, в которых они находятся:
«Разнообразность сих начертаний и затруднение, с каковым соединено было произведение их по ужасной и почти не приступной крутизне многих утесов, приводят в удивление путешественника и к размышлению, что оныя высечены не для забавы какими нибудь праздношатающимися в сих пустынных местах людьми; но верно оставлены первобытными обитателями, дабы чрез сии знаки, передать потомству о каких либо, по тогдашнему о вещах понятию, достопамятных событиях.»
Мое мнение: вряд ли примитивный человек мог думать о потомках, и о какой-то вечной памяти, оставленной им о себе. Либо эти знаки создавались примитивными людьми не для будущих поколений, а были актуальны лично для них, либо они создавались для будущих поколений, но не примитивными людьми. Хотя, может быть и третий вариант: создатели не были примитивны, и рисовали это все не для будущих поколений. Просто мы сейчас уже не знаем и не можем понять мотивы их действий. И придумываем то, что ближе к нам по осмыслению. Так, все древние сооружения современные историки делят в основном на три типа: культовые, оборонительные и захоронительные. Не подозревая даже, что эти сооружения могли выполнять вполне утилитарную функцию по обслуживанию нужд тогдашнего населения.
Петроглифы древней Сибири
«Начертания или изсечения на так называемом писаном камне, лежащем над рекою Томью по выше города Томска, представляют самой изящной образец, которой может дать совершенное и справедливое понятие и о прочих сего рода начертаниях. – Сей камень или утес состоит из зеленоватаго сланца; высота его простирается до 10 сажень (21м). Начертания находятся на гладких сторонах камней и на высоте от подошвы утеса самыя верхния почти в 6 саженях (13м). На 1 вид изображены оныя хотя уменшенно, но с возможною точностию. – Нижняя часть утеса на двух саженной высоте выходит уступом, или по местному названию залавком, на котором стоя ясно можно видеть начертания»
Возможно, здесь имеется в виду Томская писаница:
«Знаки на II древностей под № 1.2.3 взяты со скалы, составляющей левый берег реки Енисея, противоположной Абаканскому острогу; под №4 с утеса близ леваго берега реки Чарыша и ручейка называемаго поперечным; а под №5. с камня поставленнаго над большим курганом или старинною могилою. - Сей камень находится на Юго-восточной стороне Кургана и состоит из простой пещаниковой плиты, без всякой обработки; высоты имеет до 5, ширины 2 и толщины 0,5 аршина. Знаки высечены на наружном гладком боку камня в два ряда подлине его. Оныя покрылись уже отчасти мохом и для глаз мало видимы; но можно хорошо отличить их осязанием руки. – Все они начертания представлены мною гораздо в меньшем прошиве настоящаго своего вида»
Вероятно, имеются в виду петроглифы Минусинской котловины. Там их очень много. Один из них
Спасский делится интересным наблюдением о том, что наскальные рисунки были сделаны на большей высоте, чем наскальные надписи. Если принять, что все рисунки и надписи делалась с поверхности воды, то получается, что так сильно упал ее уровень в реках с тех пор, когда эти рисунки были сделаны: петроглифы находили на высоте 13м от поверхности воды, а надписи на высоте 3м. Такую высоту приводит Николаас Витсен в своей книге «Северная и Восточная Тартария»:
«В Сибири, недалеко от Верхотурья, нашли на каменной скале несколько нарисованных изображений, которые там принимают за неизвестные слоги и буквы. По сведениям самых старых людей, живущих там, эти рисунки находились на том же месте до занятия страны московитами, то есть более 100 лет назад. Так что совершенно неизвестно, когда и кем эти изображения были сделаны. Они коричнево-желтого цвета, высота рисунка 7, а глубина – 6 пядей. Он находится на гладкой горе, в полутора саженях над водой, недалеко от того места, где раньше вогулы и другие язычники совершали жертвоприношения. Скала, суживаясь кверху, имеет в ширину 7, а в глубину 18 саженей. Река рядом называется Ирбит и близлежащая деревня – Писанец. Так же называют и эту каменную скалу. Секретарь по имени Коим срисовал это изображение на месте, в естественную величину, веточкой, так как другого приспособления у него не оказалось. Рисунок хранится у меня. Для него использована какая-то коричнево-желтая краска, которая там встречается в земле.»
Прямо детективная история какая-то. Деревня названа в честь этой писаницы, а чтобы изобразить ее ничего под рукой не нашлось. И, возможно, это единственное описание этой писаницы, потому что Г.Ф. Миллер приводит его же в своей книге «История Сибири». Он пишет, что переводит этот отрывок Витсена, потому что мало кто сможет его книгу прочитать. Правильно считал, книга оказалась переведенной на русский язык лишь в начале 21-го века. Вот изображение этой писаницы:
Внизу иллюстрации написано: 1- деревня Писанец; утес шириной 7 саженей и высотой 18 саженей, поверхность его плоская и выглядит начищенной; 1,5 сажени над водой.Пояснение к этой иллюстрации:
«Петр I в 1699 г. приказал сделать рисунки с древних знаков на скалах на Урале и в Сибири. Этот приказ был исполнен Яковом Лосевым подьячим Верхотурской приказной избы. Вероятно, копии этих рисунков попали к Витсену. (Чернецов В.Н. 1971. С.12; Kivelson V. 2006. Р.143;»
И далее еще несколько рисунков из этой же книги:
Пояснение к ним:
«Согласно Л. Багрову и А.И. Андрееву, эти знаки первоначально были обнаружены в 1703 г. Семеном Ремезовым в Кунгурской Ледяной пещере в Уральских горах. (Андреев А. И. 1939. С. 75; Bagrow L. 1954. P. 122) Со всей вероятностью можно сказать, что Витсен был первым европейцем, получившим копии этих рисунков Ремезова, но он не успел включить их во второе издание СВТ (1705). Изображения подобных символов были впервые опубликованы на Западе Страленбергом. (Strahlenberg Ph.J. von. 1730; см. также: Radloff W. 1888).»
Правильно, на Западе, где же еще? У нас они не опубликованы до сих пор. Имею в виду оригинальные рисунки Ремезова. Приведу здесь наскальные рисунки еще одного места в Сибири, не упомянутые в книге Спасского. Это рисунки урочища Сундуки, расположенного в пойме реки Белый Июса в Хакасии:
Монгольские письменности
Далее возвращаясь к Спасскому, описание найденных надписей.
«По принятому правилу важность древностей Сибири измерять простотою их, я намерен сначала предложить и из надписей о таких, кторыя совершенно цели сей соответствуют.
Надписи сии находятся на гранитном утесе, лежащем над речкою Смолянкою в Иртыш впадающею, в одной версте от ея устья и в 45 верстах от Устькаменогорской крепости. Приобщенный IV вид показывает, как сей утес, так и самыя надписи изображенныя на нем красною краскою и по размеру здесь уменьшенныя. – Оне не представляют ни какого сходства с известными буквами и кроме древности своей и не обыкновеннаго вида, важны тем еще, что встречаются гораздо реже изсеченных на камнях начертаний.
Из писменных памятников древности, в которых с перваго взгляда усмотреть можно нынешния Восточныя буквы, представленныя на изображении V сняты с утеса реки Енисея против Абаканскаго острога, называемаго Перевозною горою. Они писаны черною краскою и здесь уменьшены не более как в четверо, а разделены по положению каменй. – Камни сии так как и вся гора состоят из глинистаго сланца, лежат почти на одной линии в 3 саженях от поверхности воды и несколько более против прочих камней выдались на внешнюю сторону. – Надписи на изображении VI сняты в одной из пещер на правом берегу реки Бухтармы близ соединения оной с Иртышем и в 12 верстах от Бухтарминской крепости.»
«Все оныя надписи: 1-е вообще писаны сверху вниз, от левой к правой руке, по образцу Монгольскаго и Манжурскаго письма; 2-е буквы в них состоят из смеси Монгольских с Татарскими, которыя изображены не искусно и даже грубо; 3-е не смотря на то, что некоторыя в надписях слова изображены одними только Монгольскими буквами без примеси Татарских; но ни об одном из них самым сведущим переводчиком, не сделано удовлетворительнаго пояснения и 4-е по заключению сего переводчика большая из них часть писаны на Татарском языке и могут быть изтолкованы каким-нибудь ученым Бухарцом, знающим и соседственныя Татарския наречия.
Хотя надписи не столь древни, как высеченныя начертания, потому что изображены новейшими восточными буквами и что не смотря на писание их краскою, довольно еще сохранились невредимыми; однако же не должно полагать, чтобы оне были новее покорения Сибири Русскими.»
Как могли выглядеть эти надписи? Монгольский язык выглядит так:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.