Т.е. получается, что сначала строили тамбуры, потом перестали, а потом опять начали? В Европе сейчас тоже дома строят с тамбурами. Хотя процесс отопления значительно облегчился по сравнению c предыдущими веками. А средняя температура января, например, в Нидерландах остается плюсовой. Иностранные архитекторы Санкт-ПетербургаДоменико ТрезиниВозвращаемся к нашим иностранным архитекторам. Первым архитектором, творившим в Санкт-Петербурге, был Доменико Трезини, или другими словами Андрей Якимович Трезин (1670-1734), архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. В Италии этот архитектор не известен. Информация итальянской Википедии о нем умещается в три строчки: что он был швейцарским архитектором и градостроителем. Обучался в Риме, затем был вызван Петром 1 в Санкт-Петербург в 1703г. для разработки общего плана новой столицы Российской империи. Швейцарская Википедия о нем не сообщает вообще ничего. Немецкая Википедия сообщает, что он, вероятно, учился в Риме. И далее, о том, что Петр 1 пригласил его в Санкт-Петербург. О трудовой деятельности до иммиграции в Россию – ни слова. Английская Википидея тоже сообщает, что он, вероятно, учился в Риме. И впоследствии, когда он работал в Дании, то был предложен Петру I, среди других архитекторов, проектировать здания в новой российской столице, Санкт-Петербурге. Кем он работал в Дании и что там проектировал – ни слова. Датская Википедия вообще такого человека не упоминает. Петропавловский собор — одна из самых известных работ Доменико Трезини Бартоломео Франческо РастреллиВсе вроде ясно и понятно с архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771гг.). Кроме одного нюанса. Считается, что он в возрасте 15 лет приехал в Россию из Италии вместе со своим отцом, скульптором, которого пригласил Петр 1. Но его отец, которого, кстати, тоже звали Бартоломео Растрелли, не был известнее у себя на родине. Итальянские источники о нем ничего не сообщают. О нем сообщает английская Википедия, ссылаясь на русскоязычные источники: «В России Растрелли первоначально работал главным образом как архитектор. Участвовал в планировании Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне. Он также предложил свой дизайн здания Сената, изготовил модели гидравлических машин и фонтанов и преподавал в Академии наук. Однако вскоре он начал испытывать сильное соперничество с Жаном-Батистом Ле Блондом, архитектором, который также переехал в Россию в 1716 году, и сосредоточился на скульптуре. Его первой важной работой был бюст Александра Меньшикова, который он завершил к концу 1716 года. В 1720-х годах он работал на Большом Каскаде и Фонтане Самсона в Петергофском дворце и на триумфальной колонне, посвященной Великой Северной войне. В 1741 году он завершил статую «Анна Иоанновна с черным мальчиком», которая экспонируется в Русском музее. В 1719 году Растрелли сделал маску лица Питера, которую он использовал в своей работе над тремя бюстами Петра.»
Так же он изготовил восковую фигуру Петра1, которая экспонируется сейчас в Эрмитаже. Но отсутствие информации о нем в других источниках, за исключением русскоязычных, ставит под сомнение его итальянское происхождение. И, соответственно, его сына тоже. Статью о Бартоломео Растрелли (сыне) для Британской энциклопедии написал Андрей Сарабянов (опять же русский, судя по фамилии). Он указал местом рождения Растрелли Париж, в то время как итальянский источник указывает Флоренцию. О трудовой деятельности Растрелли: «Он разработал легко узнаваемый стиль, который можно рассматривать как выражение позднего европейского барокко, которое было течением русского барокко под названием Елизаветинское барокко от имени царицы Елизаветы I. Его наиболее важные работы, Зимний дворец в Санкт-Петербурге и Екатерининский дворец в Царском Селе, славятся экстравагантностью роскоши и богатством украшений. В 1730 году Растрелли был избран главным придворным архитектором. Его основные работы: - Дворец Анненгоф в Лефортово, Москва, 1730 (снесен в 19 веке)
- Первый Зимний Дворец в Санкт-Петербурге, 1733 (позже снесен)
- Рундальский дворец для Эрнста Бирона, 1736
- Митавский дворец в Елгаве, Курляндия, снова для Бирона, 1738
- Летний дворец в Санкт-Петербурге, 1741 (снесен в 1797 году)
- Расширение и реконструкция дворца Великого Петергофа, 1747
- Церковь Андрея Первозванного в Киеве, 1749
- Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге, 1749
- Екатерининский дворец в Царском Селе, 1752
- Мариинский дворец в Киеве, 1752 (ныне торжественная резиденция Президента Украины)
- Строгановский дворец в Санкт-Петербурге, 1753
- Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 1753
Последним и самым амбициозным проектом Растрелли был Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, где императрица Елизавета провела остаток своей жизни. Предполагалось, что эта колокольня станет самым высоким зданием в Санкт-Петербурге и всей Российской империи. Смерть Елизаветы в 1762 году помешала Растрелли завершить грандиозный проект.»
Зимний дворец в Санкт-Петербурге Жан-Батист Александр ЛеблонУпомянутый здесь Жан-Батист Александр Леблон (фр. Jean-Baptiste Alexandre Le Blond; Лё-Блон; 1679, Франция —1719г., Санкт-Петербург) согласно русскоязычным источникам является французским архитектором и даже королевским архитектором, и мастером садово-парковой архитектуры. Но на французском языке информация о Леблоне отсутствует. Вернее, она есть, но написана, судя по фамилиям, русскими авторами: Ольга Медведкова «Жан-Батист Александр Ле Блонд, архитектор 1679-1719 - Париж, Санкт-Петербург» (Olga Medvedkova, "Au-dessus de Saint-Pétersbourg, dialogue au royaume des morts entre Pierre le Grand et Jean-Baptiste Alexandre Le Blond", pièce en deux tableaux, Paris, TriArtis, 2013). Цитаты оттуда: «Королевский архитектор, он построил несколько особняков в Париже, в том числе отель де Клермон на улице де Варенн и отель де Вандом, rue d'Enfer (теперь бульвар Сен-Мишель), разработал планы и начал строительство архиепископского дворца Аух для архиепископа Августина Моупе, с которым он работал в садах епископства Кастре. Летом 1716 года 37-летний Жан-Батист Александр Леблон приезжает в Санкт-Петербург со своей семьёй и подмастерьями. Пётр возлагал на маститого Леблона большие надежды и назначил его главным архитектором города, подчинив ему других архитекторов, включая и Трезини. Он дал ему звание генерал-архитектора с жалованьем в пять тысяч рублей (для сравнения — жалование Трезини за всю его карьеру в России никогда не превышало одной тысячи рублей в год).»
В Санкт-Петербурге Леблон разрабатывает Генеральный план города, который, однако, отклоняется Петром в виду своей несостоятельности (об этом подробнее в статье про «Невозможный Санкт-Петербург» глазами европейца») «С Фридрихом Браунштейном и Николой Микетти он построил первый замок Петергофа (1717 год). В Санкт-Петербурге он построил Апраксинский дворец и составил планы на летний сад.»
Наверное, имеется в виду дом Апраксина, не дошедший до наших дней: «Прибывший в Петербург крупный французский архитектор Ж.-Б. Леблон разработал новый проект резиденции генерал-адмирала - дворца Апраксина. Сохранился великолепно выполненный архитектором чертеж фасада, Двухэтажный дворец решен в классических пропорциях, с небольшим мезонином в три окна в центре. Леблон спроектировал пятичастное здание - павильон, галерея, центральный корпус, галерея, павильон».
Александр Леблон. Дворец Апраксина, проект, 1716 г. Но Леблон этот дом не строил, так как был загружен поручениями царя, как сообщается, потому строительством руководил архитектор Федор Васильев. Он же вносил коррективы в проект. А так же коррективы вносил и сам адмирал Апраксин. В результате дом получился 3-х этажным и выглядел совсем по-другому. Т.е. этот «королевский» архитектор, неизвестный во Франции, будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, не построил в России практически ничего. Правда, он прожил в России всего 2 года, внезапно умерев. Я нашла еще одну статью о Леблоне на французском языке: «Foreigners in Russia: Jean-Baptiste Alexandre Le Blond» , но автор ее Адам Мискин, тоже русский скорее всего. Карл Иванович РоссиДействительно реальным архитектором, жившим и творившим в Санкт-Петербурге (даже могила его сохранилась) был Карл Иванович Росси. Правда, имеется одно большое НО: мать его была русской, его отец неизвестен. Известно только, что в возрасте 12-и лет он приехал со своей матерью в Россию. И далее там жил, учился и работал. Итальянская Википедия сообщает о нем пару строк, основываясь на русскоязычных источниках: «Карл Ива́нович Ро́сси, урождённый Карло ди Джованни Росси (1775, Неаполь— 1849, Санкт-Петербург) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.» Михайловский дворец, Санкт-Петербург Построенные им объекты: - Деревянный театр (1806, Москва, Арбатская площадь), сгорел в 1812 году[3]
- Екатерининская церковь в Кремле (1808)
- Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809)
- Реконструкция Аничкова дворца (1816)
- Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815—1822)
- Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818)
- Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)
- Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829)
- Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834)
- Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) (1827—1832)
- Колокольня Юрьева монастыря (1841)
Джакомо Кваренги и Джакомо ТромбараДействительно итальянским архитектором можно считать Джакомо Кваренги (1744г, Бергамо – 1817г., Санкт-Петербург), так как он не только родился в Италии, но и жил там, учился и работал какое-то время до поездки в Россию, правда, не архитектором, а художником, единственным его архитектурным объектом итальянский источник упоминает перестройку церкви Св. Схоластика в Сабиако. Интерьер церкви Санта Схоластика Кваренги получил художественное образование и занимался живописью, а потом заинтересовался архитектурой, изучал ее по книгам, общаясь с художниками и архитекторами в Риме, далее он путешествовал по Италии, изучая архитектуру уже в живую. «В 1779 году Российская царица Екатерина II, не довольная архитекторами на ее службе, поручила своему министру, барону Фридриху Мельхиору фон Гримму, найти двух итальянских архитекторов. Выбор пал на Джакомо Тромбару и Джакомо Кваренги, которые прибыли в город в январе 1780 года как «виртуозные архитекторы» российского императорского двора. Так закончился период обучения в Кваренги, который длился 18 лет. В России архитектор работал, проектировал здания в быстром темпе, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, и в стране. Так что Екатерина II вынуждена была признать, что он работал «как лошадь». В Петербурге, в дополнении к дворцу Безбородко (1780-90), Кваренги построили Колледж иностранных дел (1782-1783), Государственный банк (1783-1800), [5] Эрмитажный театр (1782-1785), чей интерьер вдохновлен Театром Олимпико Виченцы, Академию наук (1783-1789). За пределами Петербурга - английский дворец Петергофа (1781-1791), разрушенный в 1942г, Дворец Александра в Царском Селе (1791-1796); в Москве - восстановление Екатерининского дворца, строительство приюта паломников по заказу графа Шереметева и возведения, в сотрудничестве и Аргунов Казаков, Дворец Останкино (1791-1798).
Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены. 1806г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель Этот список далеко не полный. За 37 лет своей работы в России Кваренги успел напроектировать очень много. Удивительно, по каким критериям барон фон Гримм его выбрал, как мог определить его способности, не имея наличия работ? Но он не ошибся. Кваренги потрудился на славу, в отличие от второго Джакомо, о котором практически ничего не известно. Очень кратко о нем написано в статье С. Франка «Римское искусство и архитектура в переписке Екатерины II (с документальным приложением о путешествии в Россию Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбара в 1779 году). От мифа к проекту: Архитектурная культура итальянских и тичинских мастеров в неоклассической России (стр. 61, 118-91; 120): «Джакомо Тромбара (Парма, 1742 - Санкт-Петербург, 1808) был итальянским архитектором. Тромбара в 1775 году участвовала в конкурсе, организованном Академией Сан-Лука, для реализации проекта идеи виллы для знатного человека и его семьи. Он выиграл конкурс вместе с Филиппо Николетти и Джузеппе Букьярелли. В 1779 году от имени Екатерины II России он был завербован бароном Йоханом Фридрихом Райффенштейном, в то время представителем в Риме Академии изящных искусств Петербурга, вместе с Джакомо Кваренги и в том же году они прибыли ко двору Санкт-Петербурга.»
Правда, здесь говорится, что приглашал его не барон фон Гримм, а барон фон Райффенштейн, если это имеет большое значение? Зато тут хоть понятно, по каким критериям его выбрали – по результатам конкурса. Хотя кроме участия в этом конкурсе более никакой информации. Единственное упоминание в русскоязычном источнике: «В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбаро (Giacomo Trombaro) перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.»
Огюст МонферранПожалуй, одним из самых знаменитых иностранных архитекторов в России является Огюст Рикард де Монферран (Париже,1786 г. - 1858 года Санкт-Петербург). Он считается французским архитектором, НО, вот, что пишет о нем французский источник: «Огюст Рикард де Монферран, к сожалению, малоизвестен во Франции, а тем более в Оверне в городе Монферран. Хотя он знаменитый архитектор в России, он поступил в Королевскую школу архитектуры в возрасте 20 лет, но вскоре должен был записаться в армию Наполеона и сражаться в Италии и Дрездене до 1813 года. После отречения Наполеона в 1814 году, Огюст возобновил свои архитектурные работы и участвовал, в частности, в строительстве церкви Мадлен в Париже. В 1814 году во время визита царя Александра I в Париж, Огюст представил ему свой альбом из 24 различных рисунков акварелей: архитектурные проекты (альбом рисунков и различные проекты: публичная библиотека, триумфальная колонна, конная статуя ...), которые император всей России посчитал достойными его приглашения для поездки в Россию. И Моферран отправился в Санкт- Петербург в 1816 году. Он назначен дворцовым архитектором и главным архитектором реконструкции Исаакиевского собора. Он останется работать в России до своей смерти.»
Александр 1 действительно был в Париже в 1814 году, но информация о том, что он виделся там с Морферраном, остается сомнительной. Во Франции он не только не работал архитектором, но даже толком не успел обучиться этой профессии, так как вскоре после поступления в учебное заведение ушел в армию. Единственное, что он успел сделать за это время – нарисовать акварельные рисунки. Фамилия его была Рикард, а Морферран – это название города, откуда родом был его отец. Т.е. получается, что в этом городе его тоже никто не знал. Вот что пишет о Морферране английская Википедия (ссылаясь, правда, опять же на русскоязычный источник – книгу российского искусствоведа В. Шуйского «Огюст Монферран: История жизни и творчества», 2005г.): «Когда военные действия закончились, о новом строительстве в побежденной Франции не могло быть и речи. Монферран работал над несколькими незначительными заданиями, проводит три года, выполняя базовые чертежи и ища возможности за рубежом. В 1815 году он получил аудиенцию с русским царем Александром I и представил ему альбом своих произведений. Летом 1816 года Монферран прибыл в Санкт-Петербург с рекомендательным письмом от Авраама-Луи Бреге. Он снял комнату возле дома секретаря Комиссии по строительству Федора Вигеля и обратился к председателю комиссии (и партнеру Бреге в 1790-х годах) Агустину де Бетанкуру. Бетанкур, впечатленный письмом Бреге и рисунками Монферрана, предложил Монферрану должность главного рисовальщика, но Монферран предпочел более низкое звание старшего рисовальщика. 21 декабря 1816 года он официально присоединился к русской службе.»
Если Морферран действительно встречался с Александром 1 в 1814 или даже в 1815 году, и тому понравились его рисунки, почему тогда он поехал в Россию лишь в 1816 году, причем с рекомендательным письмом и утроился в России рисовальщиком? Но, несмотря на то, что он был даже не главным рисовальщиком, ему приписывают авторство таких объектов: - 1817 Средняя школа Ришелье в Одессе
- 1817-1820 Дворец Лобанова-Ростовского
- 1818-1858 Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
- 1819 Дворец Кочубея
- 1817-1822 Промышленный комплекс Нижегородской торговой ярмарки
- 1817-1825 гг. Манеж в Москве
- 1823 Екатерингофский парк
- 1832-1836 гг. Возведение Александровской колонны в Санкт-Петербурге
- 1837 Участие в ремонте, после пожара, интерьеров Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
- 1856-1858 Строительство конной статуи императора Николая I в Санкт-Петербурге
Есть вот такая версия, как это все произошло: «1816 году Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру, председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей (впрочем, технически никак не обоснованных), которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора.» (Бутиков Г. П., Хвостова Г. А. Исаакиевский собор. — Л.: Лениздат, 1974.)
Опять альбом, и опять из 24 рисунков, которые Морферран рисовал в 1814, потом в 1815, и затем в 1816 годах. Или, возможно, это был один и тот же альбом? Это, конечно, далеко не полный список иностранных архитекторов, работавших в России, но общая картина, касающаяся их происхождения или их профессионального соответствия, я думаю, ясна.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|