Еще изучая книгу Валериана Киприанова «Живописная история архитектуры России", я обратила внимание на то, что он не упоминает русских архитекторов, вернее зодчих, как их раньше называли. Т.е. зодчие от слов «созидать», «создавать» «здания», были, а для строительства приглашали иностранцев?
Слово «архитектор», которое мы сейчас используем, и которое используют для обозначения зодчих все европейские страны, произошло от греческого «архи-тектор» –главный, старший плотник, строитель. Получается, что в Европе греки были самыми первыми строителями. Если начинаем углубляться в тему, то выясняется, что Греция не такое уж и древнее образование. Во всяком случае, на старых картах такого названия нет. Например, на карте Фра Мауро: Фрагмент карты Фра Мауро, 1459г. На карте читаются: Италия, Македония (относимая Мавро Орбини, т.е. Маваром Орбиным к славянским странам) , Албания, Расия, Болгария, Кроация, Унгария (Венгрия), населенные в его время славянами. Да что там 15-й (Фра Мауро) или 16-й (Мавро Орбини) века, еще в 19-м веке помнили об иллирийцах, проживающих на территории современной Греции и этрусках – на территории современной Италии, у которых, по информации из европейских источников, римляне и переняли инженерное и строительное искусство. И не было бы ничего удивительного в том, что западноевропейские славяне помогают со строительством своим восточным братьям. Но на поверку оказывается, что, скорее всего, если не все, то большая часть этих иностранных архитекторов являлись местными на самом деле, во всяком случае, на их «родине» о них почему-то ничего не известно. Но все по порядку. Иностранные архитекторы 11-14 вековПервое упоминание об иностранных архитекторах относится к 11 веку. Считается, что храм Св. Софии в Киеве построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками: «Еще одно здание, не менее известное среди древних памятников России, - собор Святой Софии в Киеве, построенный в годы с 1017 по 1037 год великим князем Ярославом Владимировичем, в ознаменование победы над печенегами. Некоторые центральные части этой церкви сохранились и по сей день в их примитивном состоянии. Способ строительства стен и столбов этого храма, также возведенный греческими архитекторами, аналогичен тому, который был принят для церкви Дима. Судя по тому, что осталось нам с украшениями этого храма Ярослава, следует полагать, что весь его интерьер был украшен мозаикой. Святой Олимп Печерский, известный своему времени как художник-образчик и мастер мозаики, работал над этими украшениями с греческими архитекторами».
Реконструкция первозданного вида Софии Киевской «Собор Святой Софии в Новгороде основан в 1045 году князем Владимиром Ярославичем, также выполненный греческими архитекторами, является одним из самых совершенных образцов византийского стиля. В отношении способа строительства и использования материалов он мало чем отличается от церквей Киева»
Вид на собор Святой Софии в Новгороде Итальянский архитектор Аристотель Фиоравенти, 15 векНо так как фамилии этих зодчих не сохранились, то и проверить сейчас это трудно. Начиная с 15-го века, появляются фамилии: «Приход к власти Ивана III (1440 —1505 гг.) открыл новые штрихи в искусстве, архитектуре, как духовной, так и светской, осуществил чувствительный прогресс, как мы можем судить по оставленным нам памятникам. Иоанн III вызвал из Пскова каменщиков, которые изучали свое ремесло под руководством немецких мастеров; он вызвал из Венеции известного архитектора и ученого Аристотеля Фиоравенти, уроженца Болоньи. Последний учил москвичей делать кирпичи больше и сильнее, чем те, которые они использовали до сих пор, чтобы делать известь плотнее и прочнее, чтобы использовать для кладки стен кирпич, а не щебень, и оставлять последний только для фундаментов связывать стены железными кошками, строить кирпичные своды, модные глиняные украшения, одним словом, строить здания с большей прямолинейностью и точностью.»
Похоже, что Аристотель Фиоравенти (1415-1486гг) действительно был известен у себя на родине до прибытия в Россию, правда, не как архитектор, а более как инженер. Он смог переместить 25-и метровую башню, с 5-и метровым фундаментом, весом около 400 тонн, более чем на 13 метров в сторону. Об этом имеется информация на русском и итальянском языках. В возрасте 60 лет он прибыл в Россию и прожил там еще 20 лет. Принимал участие в строительстве успенского собора в Москве, и вообще в переустройстве и строительстве Кремля, и возможно даже устройства хранилища для библиотеки Ивана Грозного. Успенский собор Московского кремля Иностранные архитекторы Фрязины, 15-16 векаДалее идет целая плеяда архитекторов Фрязиных: Алевиз Фрязин Старый, Алевиз Фрязин Новый, Антон Фрязин, Бон Фрязин, Иван Фрязин, Марк Фрязин и Петр Фрязин (под этим именем известно несколько человек). Источники утверждают. Что старорусское «фряз» означает «иностранец», «чужой», поэтому, видимо, и получили эти иностранцы одну фамилию на всех. Все они творили примерно в одно время при царях Иване III и Василии III, с 1485 по 1536 гг. В основном это были церкви, храмы и соборы. Кроме этого архитектор Марк Фрязин построил Грановитую палату, Алевиз Фрязин - кремлевский дворец (терем) Алевиз Фрязин Старый Троицкая башня Московского Кремля В Италии об Алевизе Фрязине Старом ничего неизвестно, кроме того, что он был активным итальянским архитектором в эпоху Возрождения в Русском государстве. В остальных европейских странах – аналогично. Тоже самое касается и Алевиза Фрязина Нового. Алевиз Фрязин Новый Архангельский собор в Москве Информация итальянской стороны: «Aloìsio Nuovo, известный по-русски как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин, был итальянским ренессансным архитектором, которого пригласил царь Иван III для работы в Москве. Некоторые итальянские ученые пытались идентифицировать его с венецианским скульптором Алевизио Ламберти да Монтаньяно, но не нашли согласия.»
Об Антоне Фрязине тоже ничего неизвестно, кроме того, что он работал в России. Итальянский и французский источники сообщают о нем, ссылаясь на русскоязычный источник - Земцов С. М.., Зодчие Москвы, М., Московский рабочий, 1981, 44—46 p. Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века: «Антонио Фрязин (Antonio Frjazin), возможное итальянское имя Антонио Гиларди или Гисларди был итальянским архитектором и дипломатом, который работал в России с 1469 по 1488 год. Прозвище «Фрязин» (то есть Франко) давалось древними жителями Московии всем тем, кто приехал из Южной Европы, в частности, итальянцам. Мало информации, найденной об этом архитекторе: известно, что он был родом из Виченцы, в 1469 году он прибыл в Москве, где в 1485 году участвовал в строительстве первой новой башни Московского Кремля, полностью выполненной из кирпича (Тайницкая башня) , а три года спустя, в 1488 году, он работал над строительством Свибловой башни, позже переименованной в Водовзводную башню. Существуют гипотезы, согласно которым в анналах древней Руси под именем Антона Фрязина фактически указаны два разных человека.»
О Боне Фрязине итальянские источники не сообщают ничего. Французский источник, ссылаясь на «Полное собрание русский летописей», сообщает: «Исторические источники не дают никакой информации о том, откуда он, или о том, что он сделал до своего пребывания в Великом княжестве Московии. Есть документы об этом только касательно строительства колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Это было самое высокое здание в Москве до девятнадцатого века»
колокольня Ивана Великого, Московский кремль Марк Фрязин известен в Италии: «Марко Руффо, известный как Марко Фрязин, был итальянским архитектором, работавшим в Москве в 15-м веке. Считается, что Марко Руффо работал в Москве по приглашению Ивана III между 1485 и 1495 годами. Он проектировал несколько кремлевских башен, в том числе Беклемишевскую, Спасскую и Никольскую. В 1491 году вместе с Пьетро Антонио Солари Руффо завершил строительство Палаццо делле Фацетт. В конце 15-го века Марко Руффо работал военным архитектором в Милане, где от имени Ивана III с ним связался посол Венецианской Республики. Так началось путешествие в Россию и строительство Кремля.»
Правда, информация эта также взята из русского источника: «Accademia moscovita di architettura», РУССКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, Storijzdat, 1993 Есть информация о нем на французиком языке, источник опять же русскоязычный: S. M. Zemtsov/Земцов С. М., architectes de Moscou/Зодчие Москвы (книга), Moscou, Московский рабочий, 1981, 59—68 p. «Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века». Петр Антонин Фрязин был известен в Италии не только по русскоязычным источникам. Известно годы его жизни и другие подробности его биографии: «Пьетро Антонио Солари или Соларо, известный в России как Петр Антонин Фрязин, был итальянским скульптором и архитектором, происхождением из Кантона Тичино. Он работал скульптором в Чертозе-ди-Павии, Дуомо Милане и Ка-Гранде. Позднее он участвовал в реконструкции некоторых миланских церквей: церкви Санта-Мария-дель-Кармин, церкви Санта-Мария-Инкороната и церкви Сан-Бернардино-аллее Монахе. С 1487 года он работает в Москве, призванный царем Иваном III Васильевичем, чтобы построить новые оборонительные башни Кремля, продолжающуюся работу также под руководством царя Василия III. Он умер в Москве в мае 1493 года.»
Т.е. он в Италии был скульптором. И участвовал в реконструкции, но сам ничего не создавал, в смысле с нуля. В Кремле ему приписывают строительство 6и башен: Боровицкой, Константино-Еленинской, Спасской, Никольской, Сенатской и Угловой Арсенальной. Спасская башня Московского кремля О втором Петре Фрязине, в отличие от первого, практически ничего не известно: «Pietro Francesco был итальянским архитектором, работающим в России в конце 15-го -начале 16-го веков. Также известный под именем Пьетро Франческо Фрязин, он работал под властью царя Василия III. Согласно немногим летописям, упоминающим его, архитектор прибыл в Москву в 1494. В период с 1509 по 1511 год он занимался строительством строящегося нижегородского Кремля, самый важный объект, над которым он работал, и который был завершен в 1515 году.»
Информация этого итальянского источника – опять же перевод русскоязычного источника. Здесь имеется в виду вот эта запись в летописи: «В лето 7017 (1509) Государь Царь и Великий Князь Василий Иванович привёз с Москвы в Нижний Новград Петра Фразина, и велел ему ров копать где быть городовой каменной стене и башням, в прибавку к Дмитриевской башне.»
Дмитриевская башня Нижегородского кремля Речь в летописи, правда, идет о рве, а не о самой башне... Но это уже несущественные детали? Третьего Петра Фрязина итальянцы вообще не упоминают (наверное, устали русскоязычные источники переводить). Французы упоминают, ссылаясь на русскоязычный источник Les fortifications moyenageuses de type bastion en Russie /Кирпичников А. Н. «Крепости бастионного типа в средневековой России». — Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1978: «Petrok Maly или Петр Малой Фрязин (русский: Петрок Малый) - итальянский архитектор, активный в России в 1530-х годах, особенно в области укреплений. Его прозвали «Фрязин», как и других итальянских архитекторов-иммигрантов. Хроники говорят о Петроке как об «архитекторе». Это слово означает, что он имеет высокий статус. Согласно хронике, он является автором следующих зданий: в 1532 году Церковь Воскресения в Московском Кремле, примыкающая к Колокольне Ивана Великого (завершена без него в 1552 году и переименована в Собор Рождества Христова), в 1534 году земляная крепость в Москве называлась Китаем, в 1535 году каменные стены Китай-города, в 1534-1535 гг. земляная крепость в Себеже, в 1536 году еще одна земляная крепость в Пронске, Рязанской области, Петроку также приписывают строительство церкви Вознесения в Коломенском.»
Китайгородская стена, Москва Киприанов упоминает в своей книге других иностранных архитекторов, не называя их фамилий: «После пожара 1591 года, во времена царствования Федора, Москва была перестроена итальянскими и немецкими архитекторами и их русскими учениками. Вместо старых домов, без дымоходных труб, богатые люди начали строить надежные дома с крыльцом, подогреваемым тамбуром и двумя, тремя или даже большим количеством комнат.»
Отступление: Голландские печиВсе-таки очень удивительным остается факт, что вплоть до конца 16-го века в России не было дымоходов. И что итальянцы и немцы приезжали в Россию строить печи с дымоходами? Встречала эту информацию в разных источниках, но все равно верится с трудом. Климат в Германии, а особенно в Италии, намного мягче, чем в России. И там более известны камины, чем печи. Так выглядело приготовление пиши в Европе в 18-м веке: Интерьер кухни с двумя женщинами за работой, Хендрик Нуман Это открытый очаг, по сути, камин, с прямым дымоходом. Позже появились варочные печи, приставленные к каминам: openluchtmuseum Het Hoogeland Это интерьер голландской кухни 19-го века. Такие металлические печи, видимо, в России называли «голландками». Отрывок из книги о «Печном мастерстве», написанной архитектором Василием Собольщиковым в 1865 году: «А ведь в старину печей иначе и не делывали как с широкими отступками, и делали ихъ у насъ Голландцы. Оттого комнатныя печи наши и названы голландскими. Должно быть Голландцы-то хорошо работали: и отступки делали и печи ихъ стаивали летъ по 40 и по 50. Всякому мастерству люди учатся одинъ у другаго и наши старинные печники верно учились у Голландцевъ, а детки ихъ, какъ начали работать все хуже да хуже, то и дошли до того безобразия, которое мы теперь видимъ. Въ наше время мальчики, помогающее мастерамъ, учатся ведь печной работе, и чему же они научатся? Разумеется, тому же чему научились и теперешние наши мастера, которые также были мальчиками и также смотрели на работу старшихъ. Такъ перенимаемъ мы все одинъ у другаго и печники, перенимая другъ у друга, дошли наконецъ до того, что самые лучше наши мастера не только не делывали сами, но даже и не видывали, чтобъ кто-нибудь другой делалъ хорошо самыя обыкновенныя печи. ….Будучи еще мальчикомъ, онъ виделъ, конечно, какъ мастера, его учители работали. Они всплескивали водой на кирпичъ и онъ всплескиваетъ. Любопытно бы было посмотреть какъ это делали Голландцы, но надо думать, что они делали иначе, потому что печи ихъ стаивали долго, а нашего времени печь не служитъ иногда и трехъ летъ.»
Или климат был настолько другой, что в Европе было холодней, чем в России? Или обогревали помещения другим способом? В 19-м веке даже не было принято делать тамбуров в богатых домах и общественных зданиях, их пристраивали позже, уже в 20-м веке. Хотя еще раньше в домах были сени: «Сени - наружная, более холодная часть жилого дома, у входа, прихожая; в барском доме, за крыльцом, прихожая, там сени, за ними передняя; у крестьян просторные сени или мост примыкают прямо к избе, или разделяют две половины.» (из толкового словаря В. Даля)
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|