Разблокирование Дейр-эз-Зора: конец войны в Сирии или начало её нового витка?
Автор – Дмитрий Седов
Разблокирование Дейр-эз-Зора от боевиков «Исламского государства» (ИГ) вселило вполне оправданные надежды на скорое окончание гражданской войны в Сирии. Однако как только стал очевиден исход боёв за этот город, в дело вмешались стремящиеся «отрезать свою часть пирога» курдские отряды из Сирийских демократических сил (СДС).
До этого курды даже не пытались облегчить участь блокированного населения Дейр-эз-Зора и защищающего его гарнизона. А сейчас, по настоянию американских военных советников, подразделения СДС, пользуясь разгромом правительственной армией (САА) основных отрядов ИГ, начали стремительное продвижение к той части Дейр-эз-Зора, которая находится на восточном берегу Евфрата. При этом американские генералы громогласно заявляют, что не допустят форсирования этой реки сирийскими правительственными силами. Опасения по поводу возможного раскола страны вновь стали реальными. Из-за угрозы иностранного военного вмешательства, ситуация в Сирии вместо ожидаемого мирного финала опять накалилась. На этот раз крупномасштабный конфликт может вспыхнуть между центральным правительством и курдами.
Зона возможного будущего обострения в Сирии
Заявления представителей Пентагона по поводу сложившегося положения не только деструктивны, но и абсолютно незаконны. Как может иностранная держава, без какого-либо решения СБ ООН, диктовать суверенному государству, где на его собственной территории может находиться национальная армия, а где – нет? Не говоря уже о том, что при американском содействия СДС создали два плацдарма на западном берегу Евфрата в районе Ракки и Манбиджа у турецкой границы. И уходить оттуда, вопреки прежним обещаниям, они, судя по всему не собираются. При этом, идя на поводу у Вашингтона, курды совершают поступки, которые в долгосрочной перспективе могут стать для них самоубийственными.
Представители курдского командования перед наступлением на Дейр-эз-Зор
Причины нынешнего обострения кроются в стремлении американского регионального командования CENTCOM изменить в свою пользу неудачный для него приближающийся исход войны в Сирии. После провала своего сценария на юге с захватом силами Сирийской свободной армии (ССА) границы Сирии с Иорданией и Ираком американские военные оставили эту затею и целиком сосредоточились на восточном направлении. По представлениям генералов Пентагона, создав на левом берегу Евфрата «неприступный бастион» оппозиции, который к тому же перережет наземные коммуникации Сирии с Ираком и Ираном, они всё ещё будут оказывать существенное влияние на характер власти в Дамаске. Если же это не получится, американцы рассчитывают, по крайней мере, создать здесь долгосрочную буферную зону.
Катализатором ускорения американских планов по захвату восточного берега Евфрата, по-видимому, послужили данные о том, что правительственная армия также готовится форсировать реку.
Колонна ССА с катерами и понтонами, движущаяся к Евфрату в районе Дейр-эз-Зора
Вместе с тем многие из мер, принятых Пентагоном и его союзниками, запоздали и вряд ли приведут к успеху. Так, высказываемые некоторыми экспертами опасения по поводу того, что СДС могут опередить САА в состязании за достижение ключевого пункта на сирийско-иракской границе – г. Абу-Камаль, не имеют под собой достаточных оснований. Этот пункт находится на западном берегу Евфрата, и правительственная армия приближается к нему сразу с трёх направлений – с севера вдоль реки из Дейр-эз-Зора; со стороны южной пустыни и непосредственно вдоль границы. Шансы правительственных войск на победу в этой гонке гораздо предпочтительнее.
Угрозы американских военных применить против сирийской армии силу в случае пересечения ею Евфрата Дамаск уже не остановят. Действия сирийского командования, направленные на скорейший разгром ИГ, предстали бы абсолютно законными в глазах мирового сообщества, а всякое противодействие им выглядело бы пособничеством терроризму. Кроме того, для серьёзных действий по реализации озвученных угроз у Пентагона в этом районе недостаточно сил, особенно в свете российско-сирийского сотрудничества в сфере ПВО. Следует ожидать, что, несмотря ни на что, в ближайшие дни САА приступит к форсированию Евфрата.
Более того, в распоряжении отрядов ИГ (7-10 тыс. чел.), прижатых к этой реке на значительном протяжении, всё ещё остаётся достаточное количество полуразрушенных мостов и плавательных средств, с помощью которых они сами могут попытаться переправиться на восточный берег реки. К этому их могут побудить давление САА и расчёт на создание на другом берегу собственного, защищённого природными рубежами укреплённого района. При таком повороте событий атакующие подразделения СДС окажутся в весьма невыгодном положении. По некоторым данным, боевики из ИГ уже приступили к контрнаступлению против курдских сил.
Бронетехника ИГ на востоке от Евфрата
Проблемы, с которыми сталкивается Вашингтон на заключительном этапе сирийской войны, имеют не только военный, но и социально-политический характер. При всем старании американцам не удалось придать своему нынешнему фавориту – СДС – общесирийское значение. Эти силы по-прежнему состоят преимущественно из курдов, арабская прослойка в них крайне невелика. Причина этого – расхождение целей и взаимная неприязнь. Руководители сирийских курдов, например, не стали поддерживать задуманную советниками из США операцию по переброске на занятые СДС территории арабских членов ССА из южной Сирии. А находящиеся там около 2 тыс. боевиков из Usudal-Sharqiya, JaishMaghaweeral-Thawraи LiwaTahrirDeiral-Zourсами не захотели оказаться в подчинении у курдов. В результате Пентагон полностью отказал последним в своём покровительстве.
Нарастают трения и во взаимоотношениях курдских отрядов с арабским населением на занятых ими восточных территориях страны. Арабы, в частности, превосходят здесь по численности курдов в 2-3 раза, но оказываются в подчинённом положении, что их явно не устраивает. Курды неплохо воюют, но не очень умело управляют гражданской жизнью. Экономика стоит, жизненный уровень остаётся низким. Одним из пунктов расхождений, например, явились школьные программы, которые, как можно представить, были переписаны в соответствии с видением курдами своего места в истории и культуре Сирии. В ряде населённых пунктов в связи с этим возникли стихийные протесты. Примечательно, что разблокирование Дейр-эз-Зора правительственной армией там встретили митингами поддержки.
В целом складывается ситуация, когда в возможном противостоянии с курдами, которых подстёгивают американцы, сирийское правительство будет действовать не в одиночку, а встретит поддержку нынешней оппозиции и даже найдёт в этом определённую основу для «национального единения». Это тем более вероятно, что, например, Турция активно настраивает подконтрольную ей часть сирийской оппозиции на антикурдский лад.
Нынешние действия американцев в Сирии едва ли смогут существенно что-либо изменить в сложившейся там стратегической расстановке сил. В то же время, если сирийские курды и дальше будут так же слепо следовать в фарватере политики США, они рискуют потерять и то, на что могли бы рассчитывать в конструктивном диалоге с Дамаском.
Курды считают, что заплатили за независимость кровью