Всем известно, что Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен во имя преподобного Исаакия Далматского. Желая увековечить день своего рождения, который пришёлся на 30 мая, день памяти святого, император Пётр I велел построить во имя его храм. Отметим, что этот день также является днём рождения царя Фёдора Алексеевича и, по преданию, Александра Невского.
Исаакий №1: зачем нужны амбары?
При строительстве города на Неве рядом с Адмиралтейской верфью стоял амбар, в котором делали чертежи. Он и стал первым храмом св. Исаакия. В 1710 году к нему пристроили колокольню со шпилем и главку над алтарной частью. Эта церковь знаменита тем, что в ней было проведено венчание императора с Екатериной, в девичестве то-ли Василевской, то-ли Скавронской. Случилось это в 1712 году, а через 5 лет деревянная церковь сгорела и заложили новый каменный храм.
Исаакий №2: почему разобрали?
Над проектом работал Г. И. Маттарнови, архитектор из Пруссии. Через несколько лет архитектор умер и церковь строили Н. Ф. Гербель, М. Г. Земцов, Г. Киавери, Д. Трезини. Изображений, по которым можно представить вид здания, сохранилось очень мало. По описанию это была однокупольная церковь с традиционным греческим крестом в плане. Шпиль, подобие Петропавловского (годы строительства 1712-1733), завершал 40-метровую колокольню.
Артель И.П. Зарудного изготовила резной золочёный иконостас. Церковь освятили в 1727 г. в присутствии Екатерины I. Здание стояло в районе, где сейчас находится памятник Медный всадник.
Из-за близости Невы и нестабильности грунта фундамент и стены потрескались. А в 1735 году случился пожар от удара молнией. Здание пытались спасти, ремонтировали, укрепляли, но в августе 1754 г. решили всё-таки разобрать.
Исаакий №3: как Павел "руку приложил"?
Над проектом третьего храма поручили работать русскому архитектору Савве Ивановичу Чевакинскому. В 1762 году он предложил свой проект с выбором нового места. Он же предложил план Исаакиевской и Сенатской площадей.
Но через пять лет Чевакинский уходит в отставку и его заменяет Антонио Ренальди со своим проектом. Третий Исаакий был заложен 8 августа 1768 г.
В музее Академии художеств хранится модель собора Ринальди в стиле позднего барокко. По его проекту стены храма должны были быть полностью облицованы цветным мрамором.
Но увы, судьба его оказалась печальной. Денег в казне не хватало, работы шли медленно. Когда к власти пришёл Павел, собор был только подведен под крышу, но его стены внутри и снаружи были уже облицованы мрамором.
Император Павел I поручил быстро завершить строительство в упрощенном варианте, а приготовленный мрамор использовать для Михайловского замка. Верх собора достроили из кирпича, сделали один купол вместо 5 и 2-ярусную колокольню.
Винченцо Бренна, которому пришлось завершать возведение храма, был талантливым архитектором, но ему пришлось выполнять волю самодержца. На этот счёт сохранилась эпиграмма:
Се памятник двух царств, Обоим столь приличный: На мраморном низу Воздвигнут верх кирпичный
Вид Исаакиевской площади со стороны Большой Морской улицы в конце прошлого столения. С рисунка того времени Патерсона.
В настоящее время от этого собора сохранилась кладка алтарной части. В 1802 году храм был освящён, но прослужил недолго. В 1816 году его закрыли, т.к. во время пасхального богослужения со сводов рухнула отсыревшая штукатурка и «падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание».
Исаакий №4: учебное пособие
Все понимали, что собор Ринальди и Бренна был откровенно неудачный. С 1809 года объявлялись конкурсы на проекты перестройки Исаакия. В конкурсах принимали участие выдающиеся архитекторы: А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Александр и Андрей Михайловы, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж.-Ф. Тома де Томон и др.
Но результата конкурсы не дали, т.к. все они предусматривали полную разборку существующей постройки и строительства нового фундамента. Но Александр I настаивал на сохранении, как минимум, алтарной части.
В 1816 году в столицу России приехал молодой французский архитектор Монферран. В короткий срок он представил 24 проектных варианта в различных стилях: древнегреческом, древнеримском, романском, византийском, китайском, индийском, готическом.
Один из них, который наиболее соответствовал крестово-купольной схеме, был утверждён. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на 40 лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.
Сложность и грандиозность инженерной мысли, воплощённой в строительстве собора, впечатляет.
Но сегодня Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге является примером неравномерной осадки, связанной с ошибками при проектировании. Купол собора отклонился с востока на запад на 15 см. Значительное повреждение получило и здание собора.
Будет ли в Санкт- Петербурге построен пятый Исаакиевский собор?...
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Есть в мире 3 очень похожих храма: Исаакиевский собор, Собор св. Софии и собор св. Петра. Ничего общего с христианством они не имеют, а построены они в античные времена, дословно, (Ant - значит "атлант").
Построить Петербург, да еще из камня (!) русские не могли в то время. И некоторые объекты, например Александровская колонна, не могут быть созданы и сейчас.
Петр I просто подвел дороги к ГОТОВОМУ ЗАБРОШЕННОМУ ГОРОДУ и "открыл его". И не только Питербург не строили, все издревле. Читайте здесь:
Вообще вы не замечали такую странность: город утоплен в грунт... В большинстве исторических зданий первым этажом является подвал: в Зимний дворец входишь сразу в подвал, в Кунсткамеру — в подвал, военно-морской — подвал, зоологический-подвал. Дворец Меньшикова — весь первый этаж ниже уровня грунта. Да во многих старых здания Петербурга при выходе попадаешь сразу в подвал. Но кто же так строит? В столь подтопляемом месте. Ну ладно еще делают подвалы, но окна то в них (иногда очень большого размера, например, как в Зимнем дворце) зачем?
Колонны Исаакиевского и Казанского соборов были изготовлены на огромном токарном станке. Ну и где он, этот станок - гигант? Никаких упоминаний нигде нет. Весь архив Романовых есть, но ничего об этих токарных станках в нём нет. Вообще ноль информации на эту тему.
И это лишь один из примеров, а сколько других белых пятен зияет в российской истории... То же восстание Емельяна Пугачева - практически всё там ложь, от начала до конца. Сокрытие фактов - это была политика того времени.
И ещё что удивительно - во времена СССР всякие попытки обнаружения белых пятен в истории нашей страны и ковыряние в этих пятнах (15 - 18 Века) пресекалось Советской властью очень жестоко. Вопрос - почему??? Это ведь царские обманы, это классовый враг, по сути. И вот тем не менее... Загадка!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]