Шаманизм — древнейшее культурное явление, распространенное во всем мире, а для народов Сибири — это традиционное верование, корни которого теряются в глуби веков. Но кто такой шаман, можно ли им стать, какими они бывают, и что живет в их бубнах?
Шаманизм предполагает веру в духов и множество измерений. Согласно традиционному мировоззрению, мир многолик, многообразен и многогранен. То, что современный человек может увидеть, почувствовать, то, что поддается эмпирическому опыту — лишь часть той реальности, в которой жил человек традиционного общества.
Раньше, а многие и сейчас верят в существование духов и особенных избранных людей. «Согласно академическому определению, шаман — это человек, наделенный сверхъестественными способностями. Он был посредником между мирами, то есть между обществом людей и миром духов», — говорит старший научный сотрудник Института Археологии и Этнографии СО РАН, кандидат исторических наук Венарий Бурнаков.
Три мира и два цвета шаманов
Для шаманизма характерна вера в троичность мира: верхние и нижние миры населяют духи, средний мир потусторонние создания делят с людьми. Это модель мира «в вертикальном срезе», помимо этого мир делился и по горизонтали.
Традиционно шаманы выполняли культурно-жреческую функцию: совершали обряды, были гадателями, предсказателями, занимались лечением. При этом шаманы делились на черных и белых. Но это не означает, что черный был злым, а белый — добрым.
«Для человека непосвященного — черный шаман обязательно работает с силами зла, едва ли не сатанист, а светлый шаман с ангелами. Это очень упрощенное восприятие, далекое от объективной картины. Шаман — это посредник, который взаимодействует с разными духами. В традиционных обществах понятие «черный» имело другое значение — связь с землей, и с духами земли. Это определяло их силу. Во многом черные шаманы считались самыми сильными», — объясняет Бурнаков.
Он напоминает, что в эпосах народов Сибири часто герой — черный богатырь. Но он не злой. Это человек, обладающей недюжинной силой.
Проводник по воле духов
Шаманами никогда не становились случайные или просто желающие этого люди. Чаще всего, наоборот, человек становился шаманом вопреки его воле. Общаться с духами мог только тот, кого они сами выбирали. И судьба шамана была переопределена — служение духам и людям, что порой становилось очень сложным делом. Например, в любой момент избранного человека могли «дернуть» и увезти в далекое селение, где в этот момент нужна помощь.
«Материальный статус шамана, вопреки расхожему мнению, был невысоким, подавляющая масса была бедняками. Брали то, что им дарили люди, никакого планомерного вымогательства не было. Безусловно, попадались и жадные личности, но за чрезмерную жадность их наказывали духи», — добавляет собеседник.
Выбирали духи только тех людей, в роду у которых раньше были шаманы. Обязательным элементом становления шамана была преемственность. Дар всегда передавался по наследству по отцовской или по материнской линии.
«Если у тебя в роду шаманов не было, ты шаманом стать не сможешь. По крайней мере, в традиционном обществе, где люди знали своих предков до седьмого колена, они не признали бы самозванца, посчитав его за сумасброда. Что касается неошаманизма, то здесь эта традиция ломается. Сейчас нет уверенности, что у человека есть шаманская преемственность», — продолжает ученый.
Если духи обращали внимание на человека, то он проходил через обряд инициации, или «шаманскую болезнь», когда неофит чаще в пубертатном возрасте испытывал заболевание психофизического характера. У него начинались припадки, видения, тело ломило, и каждую ночь преследовали кошмары. А содержание кошмаров чаще всего повторялось, и было схоже у всех тех, кого выбрали духи.
«Когда человек заболевал шаманской болезнью, очень часто ему снились сны, что духи рассекают его тело, расчленяют, вытаскивают все внутренности и ищут что-то. Проверяют все косточки, и если обнаружат лишнюю кость, а она могла быть в любом месте, то считалось, что это подтверждение того, что человек — истинный шаман и он станет проводником между людьми и духами», — рассказывает Бурнаков.
Зная, какая тяжелая доля их ждет, некоторые юноши и девушки хотели отказаться от дара. Они понимали, что если войдут в систему, то выхода из нее уже не будет. Многие пытались откупиться от духов, чтобы дар передали другому, но часто безрезультатно. А если все же от способностей отказывались, невзирая на волю духов, участь этих людей была плачевна.
«Считалось, что человек либо сходил с ума, либо заканчивал жизнь самоубийством. То есть выхода-то не было. Или ты становишься шаманом, или умираешь. И чаще всего человек принимал волю духов и проходил обучение у опытного шамана», — поясняет историк.
После этого проводились обряды посвящения и не только человека, но… и его атрибутов.
Как бубен становился «живым»
Для будущего шамана готовили бубен, жезл. Это был «паспорт» шамана. Готовили вещи для шамана чаще всем миром — его соплеменники и земляки, так как раньше это было дорогостоящим удовольствием и один человек не мог себе позволить таких затрат.
Каждый элемент костюма шамана был не просто декорацией, а имел глубокий символический смысл и являлся земным воплощением духов-помощников, духов-покровителей. Ленты олицетворяли духов змеи, дракона. На костюм нашивали или наносили изображения духов, с которыми шаман был непосредственно связан.
Духи же могли иметь разные обличия — зооморфные, антропоморфные. Представать в орла, медведя, волка. «При этом сила каждого была неравнозначна. Были "темные", например, медведь, орел или горный дух. Они считались наиболее сильными. В их окружении шаман мог отправляться в самые далекие мистические путешествия и не боятся», — говорит собеседник.
Отдельным и одним из самых значимых элементов шамана всегда был бубен. Обечайку делали из ивы и считалось, что духи должны указать на определённое дерево. Затем она обтягивалась кожей дикой козы, марала, оленя. Иногда использовали медвежью шкуру. Позже стали использовать и конскую, если не удавалось раздобыть кожу дикого животного. Но изготовить бубен было недостаточно, нужно было «оживить» его. Для этого проводили специальный обряд.
«Приглашались сородичи, которые помогали в проведении обряда. Обычно он совершался ночью, проводилась мистерия. В процессе мистерии шаман устраивал «представление», во время которого от имени животного он рассказывал о «своей» жизни: как родился, где пасся и как потом его убили и сделали из него бубен. Постепенно вовремя камлания шаман входил в трансовое состояние», — рассказывает ученый.
Не менее важным был и жезл шамана, которым он ударял по бубну. У жезла была форма кегли или трости, с конской «головой». А оборачивался он шкурой, чаще всего заячьей. Во время гонений на шаманов со стороны сначала православной церкви, затем советской власти, жезл становился основным атрибутом, потому что бубны отбирали и сжигали.
В процессе «оживления» жезла и бубна прикасаться к ним могли целомудренные девушки или парни, участвующие в мистерии. Но как только процесс посвящения завершался, «оживление» заканчивалось, дотрагиваться до атрибутов шамана не имел права никто. Считалось, что там живет дух, и он жестоко покарает наглеца, посмевшего притронуться к его земному обиталищу, болезнью или другим несчастьем.
В Сибири и сейчас есть шаманы, вековые традиции местных народов не прервались. И многие люди продолжают верить в проводников между мирами, их способности помогать, и едут в российскую глубинку со многих концов мира. Шаманизм развит в основном в национальных республиках — Туве, Бурятии, на Алтае.
Автор: Елена Медведева
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|