Народное устное творчество является неотъемлемой частью историко-культурного наследия любого государства. Сказания или баллады представляют собой определенное историческое событие, которое подверглось обработке неизвестного автора и после этого начало передаваться от поколения к поколению. Задачей любого историка является максимальное очищение ядра подобного произведения, что в свою очередь позволит отчетливее понять исторический период в развитии того или иного народа.
История Древней Руси имеет множество открытых вопросов, которые не имеют однозначного научного ответа. Поэтому так важно очистить и структурировать различные источники, включая и произведения устного народного творчества. Ключевым видом творчества наших предков является былина, которая восхваляет подвиги определенного персонажа. Как правило, главным героем былины является воин или богатырь, который совершает особые поступки, спасая народ и государство от иностранной интервенции. Одним из наиболее известных героев былин является Илья Муромец. В современной науке не существует однозначного мнения относительно действительности существования этого воина, как исторической личности. Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо начать рассматривать существующие исторические свидетельства именно с конца.
Что нам известно про Илью Муромца? Что при рождении он получил имя Никита, Ильей его нарекли во время крещения. Известно, что от рождения он был неподвижен из-за какой-то тяжелой и неизвестной болезни и излечился от нее в 33 года, когда его дом посетили странствующие нищие. После этого были различные ратные подвиги, служба у князя в конце своей жизни Илья превратился в камень. Это все известно из былин про этого богатыря. Интересным является тот факт, что герои, которые были на Руси, такие как Никита Добрыня и Алеша Попович упоминаются кроме былин в некоторых летописях, что же касается про Илью из города Мурова, то такие упоминания отсутствуют. Данный факт приводит некоторых исследователей к выводам, что подобного человека не было в истории Руси, а его образ собирательный и является аналогом Робин Гуда.
С другой стороны, в Киево-Печерской Лавре находятся мощи человека, который носил имя Илья и был родом из города Мурома. Могиле этого человека не менее 400 лет. Первое письменное упоминание относится к 1592 года, в нем австрийский посланник Эрик Лесото сообщает, что во время своей дипломатической миссии посещал город Киев и был в Лавре, где видел местную достопримечательность могилу богатыря Ильи. В конце своей жизни он принял монашество и умер в Лавре, поэтому его останки и были погребены в Антоньевых Пещерах.
Конечно же, останки этого человека доказывают, что некий монах по имени Илья пришел из Мурома и остался в Киевском монастыре, но где доказательства того, что именно он и легендарный воин один и тот же человек? Но существуют доказательства того, что человек, захороненный в Киеве, не был простым иноком.
Первым обстоятельством является тот факт, что монах Илья имел внушительные физические характеристики при жизни. У него действительно была косая сажень в плечах, широкая кость, огромные руки, по всей вероятности это был очень сильный человек при жизни. Мощи инока Ильи настолько велики, что в 12 веке его можно было спокойно считать великаном, ведь он был на одну или две головы выше всех его окружающих людей. Его рост при жизни составлял 177 сантиметров.
Дальнейшую информацию о монахе Илье можно добыть, если пристально изучать его останки. В 1960 – х годах группой советских исследователей было проведено скрупулёзное изучение останков, которые находятся в Киево-Печерской Лавре. Было выявлено, что Илья страдал неким заболеванием, которое деформировало его позвоночник. Если обратится к былинам, то можно вспомнить про болезнь легендарного богатыря, который более 30 лет не мог самостоятельно передвигаться.
Причиной смерти инока Илья стала колотая рана в область сердца, нанесенная с такой силой, что попросту пронзила этого человека насквозь. Кроме этого правая ключица попросту раздроблена, словно по ней был нанесен удар тяжелым, тупым предметом. На останках ученные насчитали более 10 зажитых переломов, которые по характерным признакам человек начал получать на 30 году своей жизни.
Казалось бы, все свидетельствует в пользу того, что именно этот человек и является тем, легендарным богатырем, который служил князю Владимиру Красное Солнышко. Однако, проведенный радиоуглеродный анализ показал, что останки принадлежат человеку, который жил в конце 12 начале 13 веков. Таким образом, получается, что Илья никак не мог служить князю Владимиру.
Подобное открытие заставило ученных по-иному взглянуть на предмет своих научных изысканий. После длительных споров было установлено, что на данный момент наука не способна дать однозначного ответа, чьи же останки находятся в пещерах Лавры.
В 1982 году профессор Московского государственного университета Азбелен С.Н. собрал практически все былины, где упоминается про богатыря Илью. После проведенного анализа он сделал вывод о том, что в зависимости от регионов существует несколько различных интерпретаций, как самой биографии богатыря, так и его подвигов.
В Сибири и Архангельской области былинный богатырь с таким именем крайне редко встречается в местном фольклоре. В центральной и южной России имя Ильи достаточно часто встречается в различных историях, однако этого исторического персонажа не так часто связывают с князем Владимиром. В этой местности он часто выступает, как странствующий воин, который борется с различными проявлениями несправедливости, а порой и поднимает народные восстания против чересчур жестокого князя. В Тверской области существует предание про то, что Илья отверг любовь дочери Киевского князя, за что и был выгнана из города. Длительное время он скитался по различным княжествам. В конце концов, он нашел прибежище у Глеба Тверского, брата князя Бориса и даже женился на младшей сестре князя.
Украинские легенды практически не совпадают с русскими аналогами. На территории современной Украины существуют легенды, которые повествуют истории про Илью и его сына, а также то, что воин смог построить летающий корабль. В некоторых местах Украины происходит отожествление героя былин с пророком Ильей. Помимо всего этого в фольклоре германских племен 13 века существует упоминание про жестокого и ужасного русского воина, которого звали Илья. Он возглавлял дружины какого-то русского князя, который неоднократно нападал и разорял германские земли.
Исходя из собранных материалов, профессор Азбелен С.Н. пришел к выводу, что произошел исторический парадокс, когда на одну личность наслоились истории и подвиги других людей. Поэтому и существует подобное огромное количество различных вариантов историй про подвиги этого человека.
К сожалению, на современном этапе исторической науке невозможно определить, кто же именно был первообразом для возникновения огромного количества героических эпосов, которые затем впитали в себя подвиги других богатырей с похожим именем. Будем надеяться, что в ближайшем будущем появятся артефакты, которые прольют свет на эту загадку.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.