- Мы так сами себе нравимся, что цивилизация – это мы. Чем больше человек похож на нас – тем он «цивилизованнее»…
Ну, это же смешно! По сравнению с таким уровнем понимания цивилизации и прогресса даже нелепицы японца Мичио Како[1], который свёл цивилизацию к энергетике (дав карт-бланш всем грядущим гитлерам на новые Освенцимы в виде отмазки «а зато у нас атомные электростанции есть»[2]) - кажутся верхом научного мышления!
Конечно, странно производить степень цивилизованности от вида используемого топлива. Но куда безумнее сводить цивилизацию… к происхождению! Это напоминает бредни Буша-младшего, имевшего медсправку о дебильности (правда, дебильности лёгкой степени – как подчёркивали его сторонники), который слабоумно бубнил на камеру:
-Хорошим парням всё можно, потому что они ведь хорошие парни… А плохих надо уничтожать, даже если они ничего плохого не сделали, потому что - они же плохие!
Любому нормальному человеку понятно, что цивилизация - не раса. Можно родиться чернокожим, но нельзя родиться цивилизованным! Цивилизованным становятся - или не становятся. Цвет твоей кожи или волос не зависит от твоего поведения, а цивилизованность – очень даже зависит. То есть это не происхождение, а какое-то особое поведение. Какое же?
Цивилизация – это экзамен, который нужно сдать.
Что касается европейского фашизма (западноевропейского европоцентризма), то он подменяет экзамен «триумфом воли» - то есть победитель в драке и считается самым цивилизованным[3], какими бы методами не действовал. У американцев другие методы – они стремятся подменить экзамен взяткой гипотетическому экзаменатору…
На самом деле цивилизация – это появление у человека абстрактного представления о Добре и зле, которое отделяется от личной выгоды или невыгоды. Когда человек перестаёт думать только о себе и пытается думать обо всех – кончается зоологическая дикость биообъекта и начинается цивилизация. Социальное только тем и отличается от зоологического, что зоологическое исходит из «я», а социальное – из «мы».
Если я хочу вкусно пожрать – то я ничем не отличаюсь от любого из животных, которые тоже хотят вкусно пожрать. Это же очевидно! Если я спасаю свою шкуру, если я боюсь причиняемой мне боли – то в чём моё отличие от бессловесных скотов, занятых тем же самым? В таком случае и членораздельный язык отмирает (чему мы свидетели в пост-советском мраке) – поскольку, когда каждый сам за себя, общаться НЕ О ЧЕМ.
Только в том случае, если я хочу накормить всех (а не только себя), думаю об интересах посторонних мне людей, как о собственных, спасаю чужие жизни и страдаю, когда другому больно – я выхожу за рамки звериного естества и животного мира.
Мне уже приходилось говорить, что это два типа зрения, и шире – восприятия.
Есть биологическое зрение (и другие органы чувств), которые обслуживают биологический объект, выступающий для них самоцелью и высшей ценностью.
А есть «глаза Бога» - то есть обобщающее познание, в котором высшая ценность уже не «я», а некое абстрактное единство, превышающая биологическую самость общность.
Глядя биологическими глазами, человек (как и любое животное) – воспринимает только то, что лично ему нужно для биологического выживания и комфорта. Глядя «глазами Бога» - человек с точки зрения познания и восприятия находится сразу повсюду во Вселенной, во всех телах и в каждой точке. Оттого он и может воспринять постороннее, как своё, отвлечённое – как интересное, чужую боль – как собственную и т.п.
Цивилизация без этого конечно же, невозможна: просто все перебьют всех, что мы и видим в ходе инфернальных «рыночных реформ», много сделавших для вторичного одичания и оскотинивания человека. Общее, служащее всем, а отдельно-никому, достояние – растащат по крысиным норам кусками, обломками – тоже наблюдаем не первый год.
+++
Любой предмет, связанный с прогрессом, не является сам по себе цивилизацией. Нелепо же считать, что до появления радио цивилизации не было, а как Попов оное придумал – так сразу и цивилизация явилась. Телефон или телевизор, автомобиль или атомный реактор, паровое отопление или интернет – созданы цивилизацией, но не создают её.
Здесь совершенно очевидна причинно-следственная связь: вначале должна сформироваться основа для механизма, и только потом появляется механизм.
Как вы сделаете стальную машину – не создав металлургии? Ведь прежде чем сделать что-то конкретное, нужно создать материал, из которого оно делается…
+++
Для цивилизации и прогресса таким материалом, из которых их ткут – является способность мысли к отвлечённым идеям, к обобщениям (универсалиям), к идеальным, не связанным с вещественной конкретикой, умопостроениям.
Говоря «отвлечённая мысль» мы уже в шаге от понятия «потусторонний мир» (платоновский мир идей). Связь между практически-бесполезным, отвлечённым мышлением и потусторонним миром показывает нам связь между наукой и религией. Вера ведь не только состоит из отвлечённых от зоологической конкретики мыслей, но ещё и даёт им безусловный приоритет! Здесь сладкий куш, который прямо перед носом, а там Бог, которого ты ни разу не видел и пощупать не можешь… И ты вместо куша выбираешь Бога! Разве без таких тренировок ума могло бы начаться хоть какое-нибудь научное теоретизирование?!
+++
От самых первых памятников человеческой цивилизации и до сегодняшних её дней вся она – продукт отвлечённого и обобщающего мышления.
Человек никогда бы не вышел из животного мира, если бы посвящал свои дела самому себе. Он посвящает свои дела далёким потомкам, делает дела во имя древних предков, наконец, посвящает своё главное дело жизни Богу (в ХХ веке Бога стали заменять более смутными эвфемизмами – «человечество», «народ» и т.п.).
Если бы человек так не делал – то он просто взял бы всё, что вокруг, и сожрал. И на этом кончился бы не только он сам – кончилась бы и цивилизация, история, род людской.
Хотя я говорю об отвлечённом теоретизировании – эти мои строки совсем не отвлечённая игра ума: либеральный человек, покончивший как со служением Богу, так и со служением его псевдонимам (Коммунизм, Светлое Завтра, Человечество, Народ и т.д.) – открыто и откровенно вымирает.
Либеральный человек вымирает духовно – потому что и его познавательный, и духовно-культурный подходы дегенеративны. Отрицая бессмертную душу, такой человек отрицает и необходимость «душе трудиться»...
Но если это для вас сложновато – так скажу: либеральный дегенерат потребительского (то есть зоологического) общества вымирает ещё и чисто физически. Мы видим, что в зажравшейся Скандинавии с рождаемостью: пожирая всё вокруг себя, наслаждающееся животное сожрало и своё потомство…
+++
В таких условиях совершенно невозможно сохранить цивилизацию, как совокупность тостеров и стиральных машинок. У США уже начали массово падать с неба самолёты и массово ломаться в море корабли. Даже у бытовой техники качество падает год от года.
Причина ясна: технику больше не делают ради идеи и в рамках служения. Её делают торопливо, чтобы «отвязаться», получить за неё бабла и побежать поскорее за животными наслаждениями. Если современный человек может получить деньги каким-то иным способом, не горбатясь на производстве или в лаборатории – то он с удовольствием это сделает.
Это не Ньютон, для которого механика – божественное искусство и служение музе. Это – потребитель, для которого сборка прибора – досадное неприятное приложение к скотским развлечениям, ради которых он живёт. То есть – надоедливая помеха развлекухе.
Умными считаются те, кто сумел от неё избавиться, и получает бабло сразу, в чистом виде. А кто ради бабла вынужден крутить механику – считается «лузером»…
Когда человек перестаёт служить некоей абстрактной, абсолютной, всемирной идее и начинает работать на своё локальное биологическое наслаждение – то потеря тостеров и стиральных машин становится неизбежной в перспективе. Каждое поколение таких скотов, стараясь забрать от жизни всё – оставляет всё меньше следующему поколению.
Идёт угасающая преемственность, в которой духовная и материальная нищета потомков оказывается платой за развлечения их пращуров, а нищета и вырождение окружающих – платой за личный успех хищного финансового мародёра.
+++
Правда же в том, что цивилизация имеет огромное множество поверхностных оболочек и сущностное ядро. Оболочки обладают разной степенью обязательности. От выпадения какой-либо детали, даже самой удобной – цивилизация не прекращается. Когда, например, не было интернета – цивилизация жила без него, и даже была в более безопасном положении, фиксируя свои мысли и дискуссии на относительно-примитивном бумажном носителе…
Цивилизация – не холодильник и не газовая плита. Цивилизация – не вид топлива господина Мичио Како. Необходимое ядро цивилизации, вокруг которого собираются необязательные, и часто случайные оболочки – это КОВЧЕГ ЗАВЕТА.
То есть: совокупность обязательного духовного наследия, которое преемственно передаётся из поколения в поколение. И которую все обязаны выучить. И которую все обязаны служить «в духе и истине». И которая (совокупность духовного наследия) обладает чертами вечности, неизменности, постоянства.
И тем отличается от любой машины – которая внутри цивилизации возникает, служит, ломается, идёт в утиль, сменяется новой, так много раз и без всякого ущерба для цивилизации. Потому что любая машина – склонная ломаться и устаревать – не угрожает своим повреждением уничтожить цивилизацию в целом. А вот повреждение культурного ядра, цивилизационного кода – угрожает именно уничтожить всё, доведя нас быстро до звериных, животных начал и примитивных инстинктов.
+++
Если бы Д. Трамп это понял, вместо того, чтобы считать «защитой цивилизации» поддержку бандеровских гоминид и игиловских каннибалов – всему человечеству было бы куда легче…
[1] По Мичио Како (книга «Параллельные миры», посвященная осмыслению цивилизации) все цивилизации делятся на четыре типа: тип 1, умеет использовать энергию своей звезды, тип 2, использует энергию звезд участка своей галактики, тип 3, зажигает свои звезды, тип 4, использует энергию антивещества, т.е. темной материи. Автор относит нас к цивилизации типа 0,5, так как топим дрова и радуемся залежам мертвых растений и животных с магической ценой на углеводороды, от которой зависит наше все.
[2] Такой подход далеко не нов для Европы. Ещё Карл Маркс писал: « Глубокое лицемерие и присущее буржуазной цивилизации варварство [интересный оксюморон – цивилизации присуще… варварство?!-ЭиМ] предстают пред нашим взором в обнаженном виде, когда мы эту цивилизацию наблюдаем не у себя дома, где она принимает респектабельные формы, а в колониях, где она выступает без всяких покровов...
Опустошительное действие английской промышленности на Индию — страну, которая по своим размерам не меньше Европы и имеет территорию в 150 миллионов акров, — совершенно очевидно, и оно ужасно. Но мы не должны забывать, что… буржуазный период истории призван создать материальный базис нового мира…
Буржуазная промышленность и торговля создают эти материальные условия нового мира подобно тому, как геологические революции создали поверхность земли. Лишь после того как великая социальная революция овладеет достижениями буржуазной эпохи, мировым рынком и современными производительными силами и подчинит их общему контролю наиболее передовых народов, [такой вот «интернационал» под контролем сверхнаций -ЭиМ]— лишь тогда человеческий прогресс перестанет уподобляться тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых.
Говоря короче – «пофиг на любые зверства и жертвы, лишь бы железные дороги строились»…
[3] Право «жизнеспособной» нации на угнетение более слабых народов казалось Фридриху Энгельсу настолько очевидным, что он даже переходит на иронический тон: «немцы дали себе труд цивилизовать упрямых чехов и словенцев, ввести у них торговлю и промышленность, более или менее сносное земледелие и культуру!» (Ф. Энгельс. Демократический панславизм. Соч., т. 6, с. 296). Вот как иллюстрирует Энгельс эти показатели: «Если восемь миллионов славян в продолжение восьми веков вынуждены были терпеть ярмо, возложенное на них четырьмя миллионами мадьяр, то одно это достаточно показывает, кто был более жизнеспособным и энергичным – многочисленные славяне или немногочисленные мадьяры!» (Ф. Энгельс. Демократический панславизм. Соч., т. 6, с. 297).
Александр Леонидов; 23 января 2018