Россию с Центральной Азией, а вслед за
ней и с Афганистаном сближает немногое. Однако общее решение водной
проблемы могло бы сблизить тут всех, как мало что другое. И не только
вполне очевидный геополитический фактор предопределяет неизбежность
постоянного диалога.
Именно водно-экономическая география способна стать дополнительным стимулом к тому, чтобы как-то сотрудничать даже с талибами.
Речь,
разумеется, о колоссальном и пока ещё почти неисчерпаемом
трансграничном бассейне реки Амударья. Со всеми её притоками это свыше
200 тыс. квадратных километров.
Из них не менее 20 % приходится,
хотя многих это удивляет, как раз на Афганистан. Уже поэтому
сотрудничество в Амударьинском бассейне имеет стратегическое значение и
для Афганистана, и для его северных соседей. Подтверждением здесь может
служить тот пока ещё малоизвестный факт, что талибы оставляют в силе все
документы, касающиеся этого сотрудничества.
Так, Протокол № 566
1987 года, подписанный союзными республиками Центральной Азии (в
Ташкенте) и одобренный правительством тогдашнего Афганистана,
предусматривает ежегодный водозабор в этом бассейне Таджикистаном,
Узбекистаном, Киргизией и даже Казахстаном.
С учетом
трансграничных рек Пяндж и Мургаб того же бассейна – в общем объеме 61,5
кубокилометров, для Афганистана были установлены не самые солидные
квоты в 2,1 куб. км. Но фактический показатель по Афганистану уже с 1988
года составлял не менее 4 кубокилометров.
Интересно, что это до сих пор не вызывало возражений республик-подписантов. И этот документ де-факто действует и сегодня.
Тем
временем, в 1992 году была учреждена Межгосударственная координационная
водохозяйственная комиссия (МКВК) стран Центральной Азии, а её
исполнительным органом является созданная в начале 80-х «Бассейновая
водохозяйственная организация (БВО) «Амударья».
Однако до
настоящего времени Афганистан полноценно не участвует в этих структурах,
так как имеет в них статус страны – ассоциированного наблюдателя. В то
же время талибский Афганистан не отказывается от данного статуса.
Несекретный фарватер
Единственным
государством Центральной Азии, реально заинтересованным в
сотрудничестве в означенной сфере с Афганистаном, является Таджикистан.
Ввиду максимальной – в рамках бассейна Амударьи –
экономико-географической взаимозависимости трансграничных рек и размеров
их совместной протяженности.
Соответственно, 1 октября 2012
года Таджикистан и Афганистан подписали в Душанбе меморандум, без
ограничения срока действия, «О взаимопонимании и мерах по охране
окружающей среды экосистемы бассейна рек Пяндж и Амударья».
Документ рассчитан на пять лет и предусматривает в этом трансграничном бассейне совместные разработку и реализацию мер по:
1) противодействию изменениям климата; 2) сохранению биоразнообразия; 3) мониторингу качества воды; 4) экологической экспертизе водохозяйственных проектов; 5) обмену опытом в управлении и пользовании водоресурсами того же бассейна.
Данный
документ талибами не отменён и, скорее всего, будет пролонгирован, ибо
11 лет тому назад – в 2010 году между Таджикистаном и Афганистаном было
подписано (в Душанбе) базовое в этой сфере – бессрочное соглашение «О
сотрудничестве в сфере развития и управления водными ресурсами рек Пяндж
и Амударья».
Талибы, заметим, отменили большинство международных соглашений
«прежнего» Афганистана или приостановили их действие, но этот документ
тоже оставлен ими в силе. По всей видимости, в том числе и потому, что к
настоящему времени при ежегодном стоке бассейна реки Амударьи 78,34
куб. км более 25 %, то есть около 20 куб. км, образуется на территории
Афганистана (на территориях Таджикистана и Узбекистана – соответственно
61 и 6,6 %).
При этом водозабор Афганистаном ныне варьируется
между 3 и 5 куб. км в год, а в ближайшие годы Кабул планирует увеличить
отбор из бассейна Амударьи до 10 кубокилометров ежегодно.
Российский интерес
Тем
временем Таджикистан осваивает колоссальный гидроэнергетический
потенциал приграничного с Афганистаном Пянджа, формирующего свыше трети
(то есть около 33,4 куб. км) водоресурсов самой Амударьи. В
запланированные, притом крупные, приграничные гидроузлы на
таджикистанском русле Пянджа входят гидроузлы Даштиджумский (мощность 4
тыс. МВт, емкость – 17,6 куб. км) и Рушанский (мощность 3 тыс. МВт,
емкость – 5 куб. км).
Их сооружение запланировано на 2022–2025
годы, в основном с помощью России. То есть и РФ получает предметный
хозяйственный стимул для взаимодействия с талибским Афганистаном.
Предполагается, что водные объемы и/или электроэнергия с упомянутых
объектов будут частично поставляться в северный и/или северо-восточный
Афганистан.
Плюс к тому, поныне не отменены планы ещё последних
пяти лет правления короля М. Захир-шаха (1969–1973) по созданию с
помощью СССР и Ирана в приграничном с Центральной Азией регионе страны
сети мало- и среднемощных ГЭС.
По имеющейся информации, талибы
включили эти планы в программу развития электроэнергетики,
сельхозорошения и бытового водоснабжения Северного Афганистана. Что, в
свою очередь, потребует оценки воздействия данной сети на возможности
водозабора соседних стран Центральной Азии в Амударьинском бассейне.
Российское же участие в этих проектах – предметный фарватер для взаимодействия РФ с талибским Афганистаном.
А потенциал этой совместной деятельности проявляется и в транспортном секторе.
Поясним: 22 июня уже этого года, в ходе заседания российско-узбекской
комиссии по экономическому сотрудничеству премьер Узбекистана Абдулла
Арипов отметил, что
«важным нам
представляется интерес со стороны ОАО «РЖД» к участию в проекте
строительства трассы железнодорожного коридора Термез – Мазари-Шариф –
Кабул – Пешавар (Узбекистан – Афганистан – Пакистан), который позволит
сформировать принципиально новую модель международной железнодорожной
коммуникации».
Показательно, что талибы и этот давний проект не отменили.
Водные процедуры
Возвращаясь
к роли трансграничного Амударьинского бассейна в сотрудничестве с
талибским Афганистаном, отметим, что внутри-, межгосударственные и
общерегиональные политические конфликты, как подтверждает мировая
практика, остаются вторичными для рационального использования
трансграничных водных ресурсов.
Примеры тому – это поныне
действующие соглашения 1990-х годов между РФ и Латвией по бассейну
Даугавы – Западной Двины, РФ и Эстонией по Чудскому озеру – реке Нарва,
это также зона трансграничного экологического и хозяйственного
сотрудничества «Неман» (Калининградская область РФ, Белоруссия, Литва,
северо-восточные воеводства Польши).
Ещё характерный пример:
даже в период военно-политической конфронтации КНР и Вьетнама, как и
Вьетнама с прокитайской Кампучией (Камбоджей) и Таиландом, на рубеже
70–80-х годов – Китай, где находятся исток и верхнее течение
трансграничного Меконга, взаимодействовал и поныне взаимодействует с
Комитетом по бассейну реки Меконг, в котором изначально (то есть с 1957
года) участвуют Вьетнам*, Камбоджа, Лаос и Таиланд.
*Примечание.В
1957–1974 годах в договоре участвовала Республика Вьетнам (Южный
Вьетнам), причем Северный Вьетнам (ДРВ) в те же годы имел статус
ассоциированного наблюдателя в этом Комитете. С мая 1975 года его
участник – объединенный Вьетнам.
Схожий пример: по-прежнему
функционирует (с 1978) и реализует соответствующие проекты
водохозяйственная «Организация бассейна Конго» в составе двух республик
Конго (Браззавиль и Киншаса), ЦАР и Анголы, несмотря на известные
политические конфликты Киншасы с Луандой и на внутриполитическую
нестабильность в ЦАР.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.