Неудержимый смех может означать встречу с Богом, а может быть знаком болезни, насланной демонами. Так думали европейцы Средневековья, когда проклятые ранее юмор и сатира вернулись в культуру и политику.
В жизни средневековой Европы смех играл важную роль. История шутовских праздников и карнавальных шествий уходит корнями в языческую старину. Ещё в античной Греции устраивали дикие вакханалии в честь Диониса – полубезумного бога виноградной лозы и хмеля. В Риме Дионис сменил своё имя, став Бахусом, но его мистерии сохранились. Даже принятие христианства не смогло поколебать вековых традиций, поэтому в Средние века народ жил как бы в двух параллельных мирах: в одном – хмуром и безрадостном, наполненном множеством церковных запретов, и в другом – полуязыческом, где социальные роли были перевёрнуты, где властвовали смех и безудержная сатира.
Известно, что ещё в XIII веке во Франции ежегодно проводился Праздник дураков. В южных городах десятки обнажённых людей в масках тянули по улицам повозку, увитую плющом и хмелем. В ней возлежал актёр, изображавший римского бога виноделия Бахуса. Следом шествовала процессия ряженых сатиров, кентавров и нимф, возглавляемая шутовским папой в бумажной митре. Вся эта шумная толпа двигалась к собору и заполняла его двор, чтобы послушать карнавальную проповедь. Из летописей известно, что её сочинил сам архиепископ Санса, известный на всю Францию мистик Пьер де Корбейль.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
епископ Санса, известный на всю Францию мистик Пьер де Корбейль.
Пьер де Корбейль (1150-1222), архиепископ Санса 1200—1222. Известен, своим сочинением "карнавальная проповедь", правильно - «Ослиная проза» (Orientis partibus).
На протяжении многих веков музыка звучала только в церкви. Единственные сохранившиеся письменные музыкальные памятники родились в церкви и известны благодаря церкви. Народная музыка существовала и как-то взаимодействовала с духовной. Но о народной музыке известно немного, а светская практически не существовало – она расцвела только через несколько веков.
Ритуал Ослиной мессы (или Ослиной обедни). Сюжет – евангельский (осел с Марией и младенцем на пути в Египет). Известна фраза, с которой народ обращался к ослу: «Сир (по-русски - Ваше Величество, Государь), да вы всего лишь осел, шли бы вы лучше куда подальше!».
Из восточных стран Прибыл к нам осел, Сильный и красивый, Годный для поклажи. Эй, господин осел, спойте, Откройте прекрасные уста, Получите вволю овса и сена.
Человечество всегда любило посмеяться, в том числе и над тем, что считалось священным. Музыка «Ослиной прозы» носила чуть ли не танцевальный характер. Народная стихия вторгалась в музыкальную культуру Средневековья. А сама эта культура вызывает сейчас острейший интерес во всем мире – не только в среде профессиональных музыкантов, но и в среде рок- и фолк-музыкантов. Вот, разные варианты оранжировки этой "прозы":