Валенки – это лекарство, одетое на ноги. Русская поговорка.
Валенки – чисто русское изобретение, завоевавшее весь холодный мир. В нашем суровом климате без такой обуви нельзя. Сам я всю жизнь зимой ходил в валенках – в садик постоянно, в школу в младших классах, зато на огород, в лес, на рыбалку и гулять вечером у дома – только в валенках. В деревне у бабушки зимой как утром сунем ноги в валенки, так и не снимаем до вечера. Дома пол холодный и по ногам дует, потому что дверь всё время открывается: туда-сюда ходим, а тепло от печки вверх поднимается. Иногда даже на станцию дед или бабушка привозили нам валенки, когда встречали с поезда. Ботинки снимем, сунем ноги в валенки, в сено на сани усядемся, накроемся старыми пальто (или одеялами) и пять километров до деревни спим под скрип полозьев. Поезд приходил в час ночи, да иногда ещё и опаздывал почти на час. Самое сонное время для молодых. Так же и уезжали – до поезда в валенках, в вокзале переобуемся в городские ботинки, валенки в мешок и в сани – до следующего приезда.
Валенки у деда всегда на печке лежали с запасом. Сам он носил на ферму старые, а для нас, приезжих городских, берёг поновее. Валенки катал в нашей деревне хороший товарищ деда – Иван Корзёнков. Жил он в 1960-е годы на прогоне рядом с Вахромеевыми. Сзади его дома был Башилов пруд, на берегу которого стояла баня, где и появлялись на свет валенки. Я один раз заходил туда посмотреть, и мне не понравилось: сыро, грязно, запах кислый, кругом деревяшки разные – колодки, молотки, чесалки. Шерсть замачивалась на улице в корытах и в больших чанах, в которых на ферме зимой греют воду телятам и коровам. Сам Иван тоже был вечно какой-то прокопченный и грязный. Ходил всегда в фуфайке и валенках. Зато специалист был отменный, лучше его валенок не было – со всех деревень шли заказы. Желающих было много и всем он не успевал сделать (валенки катали, как говорили тогда). Я помню, как к деду приходили родственники и просили поговорить с другом Ваней, чтобы им побыстрее сделал, без очереди. Многие отсылали эти валенки детям и внукам в города, потому что магазинные были ужасного качества и не грели в морозы.
Жена Корзёнкова, по прозвищу Катаруха, была неряшливой толстой старухой, ходившей вечно в синих халатах и чёрных передниках. (Да тогда почти все так ходили в деревне. Даже моя бабушка. В праздники она вместо тёмного платка одевала на голову белый, а старый фартук меняла на новый. На всех чёрно-белых фото тех лет это хорошо видно.) Дети их выросли и уехали в город. После того, как Корзёнков умер, валенки стали заказывать в других деревнях. Никто его ремесло не захотел продолжить.
У бабушки в 1960-е года было 10-15 овец с ягнятами каждое лето. Рано утром она их выгоняла в стадо, когда все ещё спали. Зато вечером мы помогали ловить этих глупых животных, чтобы они не пробежали мимо. Бабушка приманивала их чёрным хлебом (и криком “Мани-мани-мани!”), а мы загоняли в проулок и на двор. Редко, но бывало, что овцы пробегали мимо. Особенно молодые. Приходилось идти на другой конец деревни и оттуда гнать их домой. У разных хозяек овцы были помечены по-разному: кто привязывал цветные ленточки на шею, кто выстригал на спине шерсть и мазал зелёнкой или другой краской. Иначе не отличишь – они все как под копирку сделаны. Баранов различали по рогам. (Так же и белых кур метили – зелёнкой или краской. Дома стояли рядом, и глупые куры бежали на крик хозяйки всей толпой – и свои и чужие. А петух только рад был чужим дурочкам.) Весной и осенью мы помогали бабушке стричь овец. Несколько штук она оставляла на дворе, не выпускала в стадо. Мы снимали и клали на землю ворота – с них шерсть легче собирать и овца не замёрзнет. Иногда маленьких стригли на телеге, стоявшей у деда тут же в проулке. Ловили овцу за шею, валили на бок, связывали ей все четыре ноги вместе, чтобы не брыкалась и держали. А бабушка стригла специальными большими ножницами. Шерсть сваливалась длинными большими лентами. Потом её складывали в плетюхи (большие корзины) или в мешки. Если овца не лежала спокойно и дёргалась, бабушка могла её слегка порезать или даже оттяпать кусок кожи. Для этого заранее готовили банку с йодом и связку куриных перьев – тут же мазали рану. Я пробовал немного стричь овец, но получалось плохо – ножницы были тугие, концы у них острые, втыкались, овца дёргалась от боли. Овцы чувствовали неопытную руку и начинали нервничать. А бабушка во время стрижки всё время беззлобно покрикивала на них, они узнавали голос хозяйки, которая их кормит, успокаивались и лежали смирно. Да и видели они её, глаза мы им не завязывали. Шерсть потом несли валяльщику или в приёмный пункт колхоза. Мешки с шерстью взвешивали безменом.
Зимой по снегу ходили в валенках без галош. Когда гости входили в дом, они на крыльце просто веником-голиком сметали снег с валенок и шли дальше. Валенки не снимали. А когда было сыро и грязно – на валенки одевали галоши. Тогда, приходя в гости, снимали или галоши или валенки полностью. На ночь валенки клали на печь сушиться, чтобы утром одеть тёплые. Деревенские мужики ходили в валенках почти до самого лета. Очень удобная обувь. А старики даже летом выходили под вечер посидеть на лавочке в валенках. Кровь их уже не грела. Иногда у старых валенок отрезали голенища и получались домашние тёплые тапочки.
Было несколько умельцев в деревне, которые подшивали подошвы на валенки. Одним из них был племянник деда Володя Фёдоров, живший от нас через две избы. Уже после смерти деда я был свидетелем, как за подшитые Володей валенки ему дали корзину куриных яиц. Валенки были двоюродной сестры деда, с родственников деньги брать было неудобно, а яйцами в самый раз. Жена Володи уже умерла, две дочки уехали в город и жил он бобылём, из всего хозяйства держал только кошку от мышей. Когда мы, три внука, приезжали к деду рубить дрова поздней осенью, то частенько уже лежал снег на полях. Дед специально готовил нам три пары валенок и в них мы бегали по лесу по колено в снегу. Ноги никогда не мёрзли, и я не помню, чтобы кто-то простудился и заболел. Для нас такие поездки были очередным весёлым приключением в череде скучных городских буден. К тому же, братьев всегда ждал сорокалитровый бидон коричневого самодельного бабушкиного пива из свёклы и хмеля. А я любил попариться после трудов праведных в бане соседа, а потом попить чаю со свежим деревенским мёдом.
Лет десять подряд я перед Новым годом работал Дедом Морозом в СМУ-5 – развозил по квартирам подарки детям наших работников. В комплект одежды Деда Мороза обязательно входили валенки, которые мне выдавали на складе. Иначе образ был бы не совсем сказочный. А валенки сразу наводили детей на мысль, что дедушка приехал из далёкого леса, где в ботиночках по сугробам не походишь. Тем более, что и текст я произносил соответствующий – месяц ехал, сквозь бураны и метели, чуть не замёрз в лесу, от волков еле отбился, но мешок с подарками сохранил – подходите, дети, выбирайте, какой вам нравится, но сначала расскажите стишок или сказку. К обеим своим дочкам приезжал в таком же наряде, да ещё со Снегурочкой. Но они узнавали меня по глазам и по голосу. (Как в стихах – а глаза-то папины.) А теперь немного истории. Войлочная обувь впервые появилась у кочевников. Она была лёгкая, держала ноги в тепле и сухости, защищала стопы при ходьбе от острых камней и смягчала удары холодного оружия в бою по ногам. Но кочевники шили сапоги, сшивая куски валяной шерсти, оставляя швы. Только русские догадались, как вылеплять (валять) валенки целиком без единого шва.
При Петре Первом ещё не было валенок – царь носил сшитые шерстяные сапоги. Наутро, после хороших пирушек, Пётр ходил в этих сапогах и пил кислые щи. Екатерина II носила валенки под роскошными платьями – холодными зимами они спасали её от простуды и ревматизма. Правители и военные тоже ходили в валенках: Ленин, Сталин, Хрущёв, Косыгин, Подгорный, Жуков, Рокоссовский. Сталина привлекала также бесшумность передвижения в валенках. Хрущёв первый стал ходить в бурках – белых валенках с кожаной подошвой и отделкой по всему голенищу. Фидель Кастро ходил у нас на зимнюю рыбалку в валенках, подаренных Хрущёвым. Брежнев был любителем охоты и зимней рыбалки. Для него делали валенки по спецзаказу. Сейчас в обувной мастерской при Управлении делами президента шьют бурки (валенки с кожаной подошвой и отделкой) для чиновников, их жён и детей.
В годы второй мировой войны валенки спасали наших солдат и партизан в лютые морозы в окопах и в землянках. Иногда мелкие осколки застревали в жёстком войлоке, сохраняя солдату ноги. Немцы считали валенки самым ценным трофеем зимой, так как в сапогах мёрзли, а сами наладить выпуск валенок так и не смогли. Производство валенок экологически чистое. Только горячая вода и пар воздействуют на шерсть (100 градусов) – и через пять дней обработки валенок готов. На одну пару уходит 2,5 кг шерсти. Шерсть различают по признакам: осенняя, весенняя, грубая или мягкая (зависит от породы овец), по цвету. Серые валенки получаются из смешанной шерсти. Для белых и чёрных приходится отбирать шерсть нужного цвета и от этого цена их дороже. Валенки поглощают и испаряют влагу, оставаясь сухими – ноги в них не потеют и не промокают. Ланолин, содержащийся в шерсти, ускоряет заживление ран и переломов, действует как противовоспалительное средство. Валенки прогревают и массируют ноги при болезнях – артрит, ревматизм, деформация стоп. Валенки одевают на босу ногу с похмелья и ходят полдня. После бани распаренные ноги в валенках улучшают потенцию у мужчин. На двадцатиградусном морозе в валенках ноги не замёрзнут 5-6 часов, в австралийских угги – 2-3 часа, в женских сапогах и мужских ботинках - 40-50 минут, в дутиках на искусственном меху - 20 минут.
Особенно ценятся валенки ручной работы. В 2012 году в Вышнем Волочке на фабрике валяльщик делает за смену шесть штук – три пары валенок. Средняя зарплата – 14000 рублей. Делают также чуни, стельки, тёплые жилетки и куртки из овчины. Всего в России сейчас ежегодно производят 4 млн. пар валенок. Они опять входят в моду, особенно белые, расписные, с вышитыми на них рисунками. В словарях валенки называют так – “зимние тёплые (мягкие) сапоги, свалянные из шерсти”. У северных народов и в Сибири валенки называли – пимы. Второе значение слова пимы – меховые сапоги из оленьих шкур мехом наружу (торбаса, камысы). В переносном смысле “валенком” называют необразованного, неотёсанного человека. Деревня, одним словом. До ХХ века 90% населения России было сельским, почти поголовно бедным и неграмотным. К человеку, приехавшему в город в валенках, и отношение было соответствующее. Помещики, приказчики и богатые крестьяне ходили в сапогах, а их женщины в сапожках и ботиночках. Знаменитая песня “Валенки” в начале ХХ века была шуточной плясовой цыганской. Лидия Андреевна Русланова сделала её русской народной. Валенки – один из национальных символов России, наряду с матрёшкой, водкой, щами, шапкой-ушанкой и берёзкой. Впервые валенки стали делать в Нижегородской губернии.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.