Тепло древесины и хитроумные инженерные решения превращают бездушные
механизмы в удивительные и занятные предметы искусства. Искусства,
доступного каждому: работы Дерека Хаггера – из тех, которые стоит
повторить самостоятельно.
Американец Дерек Хаггер
начал с увлечения сложными механизмами — и поднял их до уровня
настоящего искусства. Такой механику видели разве что мастера эпохи
Ренессанса и Просвещения. Впрочем, в работах Хаггера просвещение играет
не последнюю роль.
Автоматоны Возрождения
Хотя забавные
механические игрушки изготавливались и в Древнем мире, и в Средние века,
их настоящий расцвет пришелся на XVII—XVIII вв. Заводные самодвижущиеся
устройства служили любимым развлечением сильных мира сего и привлекали
толпы простых зрителей по всей Европе. Дорогу им проложил труд многих
поколений часовых мастеров, которые работали над все более точными,
надежными и компактными хронометрами. Их усилиями на свет появились
разнообразные и совершенные инженерные решения, а главное — изменился
сам взгляд европейцев на окружающий мир.
Подобно тому, как мы,
убедившись в мощи современной электроники, сравниваем человеческий мозг с
неким суперкомпьютером или говорим о голографической Вселенной, так и в
эпоху Ренессанса весь мир описывался как грандиозный механизм. Недаром
бога-творца даже в наши дни называют «Великим часовщиком», который
спроектировал Вселенную до последней детали, завел в ней некую пружину —
и оставил работать в соответствии с установленными законами. И вся
природа, и каждый живой организм в ней, вплоть до человека, казались
людям того времени очень сложными, но все-таки механизмами.
Подражая
природе и вооруженные точной механикой, мастера той поры создавали
автоматоны, способные имитировать даже весьма сложные движения живых
существ. Кукла «Музыкант» легендарного швейцарского мастера Пьера
Жаке-Дроза могла самостоятельно проигрывать одну из пяти мелодий — без
барабана с записью, на самом деле физически давя на клавиши инструмента.
Она даже следила за своими пальцами взглядом и подражала дыханию живого
музыканта. А самое знаменитое устройство Дроза «Каллиграф», созданное в
1772 году, состояло из 6000 тончайших деталей и могло писать любой
заданный текст на листе бумаги карандашом.
Эти поразительные
шедевры механики проложили путь технологической революции последних
веков. Хитроумные решения, найденные при создании пишущих, рисующих,
танцующих и поющих устройств, нашли применение в промышленных автоматах —
нарезающих, сверлящих, сгибающих и складывающих. Масштабные автоматоны с
десятками движущихся фигур подарили миру идею конвейерного
производства. Лишь в первых десятилетиях ХХ века искусство создания
автоматонов уступило искусству современных проектировщиков. С тем, чтобы
снова вернуться еще сотню лет спустя.
Механизмы просвещения
Сложные
механизмы используют многие художники, но работы американца Дерека
Хаггера напоминают старинные автоматоны больше других. «Я всегда любил
механизмы, начиная еще с детских конструкторов. Мне всегда нравилось
строить, создавать, собирать и смотреть, как все это работает, —
рассказал художник "Популярной механике". — Есть какая-то особая магия в
том, как движение передается с одной детали на другую, как один его вид
превращается и переходит в другой. Удивительно смотреть, как разные
элементы системы соединяются, как каждый из них цепляет следующие — и
первоначальное движение становится чем-то совершенно другим».
Самым
сложным и известным из скульптурных механизмов Хаггера стал «Колибри»,
состоящий из сотен деталей и подражающий движениям птицы, кормящейся
нектаром тропического цветка. Деревянное устройство плавно взмахивает
крыльями и хвостом, зависая возле бутона и запуская в него свой
вытянутый клюв. Как и другие работы художника, эта создавалась не просто
для выставок, но и для широкой публики. Любой желающий может приобрести
чертежи устройства на сайте Дерека и, вырезав нужные детали по схеме,
собрать себе домашний автоматон-колибри.
Просвещение — одна из
важнейших деталей в механизмах Хаггера. «Важным стремлением в моей
работе остается не просто создание скульптур, на которые забавно
посмотреть, но и распространение знаний, — добавляет художник. — Мне
хочется заинтересовать людей инженерией, наукой, стимулировать их
учиться новому и создавать новое. Я уверен: каждый, кто скачивает через
мой сайт чертежи и воспроизводит эти скульптурные механизмы, в процессе
работы обязательно еще и научится чему-нибудь полезному и важному».
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|