Нефтяные лабиринты Белграда
Всё «началось» в 1968 году, когда британские и итальянские
компании предложили Югославии проложить нефтепровод из греческих Салоник
до Белграда. Через македонскую столицу Скопье и сербский Ниш и далее до
столицы Югославии, практически по проектной трассе небезызвестного
канала, который мог бы соединить Дунай с Эгейским морем.
Работа
трассы предусматривалась в обоих направлениях с возможностью реверса, но
в основном ставилась задача обеспечить поставки иракской, саудовской и
кувейтской нефти в Югославию. Исходными точками для поставок в Салоники
должны были стать сирийские порты Тартус и Банияс, а также ливанские
Сайда и Триполи. К терминалам в этих портах нефтепроводы из Ирака были
поведены задолго до того.
Вряд ли стоит напоминать, что восточную Европу в Москве в то время
считали своего рода вотчиной для советской нефти, и понятно, что СССР
было невыгодно появление в регионе конкурентного сырья. Тем более что от
Белграда нефтеносную трубу намечалось направить в Австрию и даже в
Венгрию.
Однако эту идею к концу 1970-х фактически «перекрыл»
советско-итальянский проект, воплотившийся в трансхорватский трубопровод
«Дружба — Адрия». Тем не менее, отговорить югославского лидера И. Б.
Тито от заманчивой идеи артерии Салоники — Белград не удалось: к весне
1972 года она вступила в действие.
По сути, это было
своеобразным ответом Белграда на отказ СССР прокладывать небезызвестный
нефтепровод «Дружба» через Югославию в Австрию и Италию. Как известно, в
итоге эти артерии были проложены через Чехословакию и Венгрию. Что,
впрочем, ничуть не помешало, к примеру, впоследствии, уже в 2002 году,
реконструировать участок трубопровода Салоники — Скопье.
Напомним, что Белград ещё в 1960 году не поддержал советский проект
трансбалканского нефтепровода: порт Варна — София (Болгария) — Гюешево —
Скопье (Македония) — порт Влёра (Албания) для транзита советской нефти
на Адриатику и Средиземноморье в обход Босфора — Дарданелл.
Маршал
Тито никогда не отказывался от альтернативных поставок углеводородного
сырья, к примеру, из той же Ливии, из соседней Румынии, из Нигерии,
Венесуэлы и стран Ближнего Востока. Югославский лидер явно не хотел
полной зависимости только от советского экспорта «чёрного золота»,
потому и отказал в этом проекте, зато сразу дав добро на нефтяной
маршрут Салоники — Белград.
Триест пока свободен Однако
Москва ответила очень быстро и не менее весомо: стыковкой венгерского
сектора нефтепровода «Дружба» с югославскими портами уже в начале 70-х
годов. Руководство СФРЮ, несмотря на регулярные демонстрации «полной
независимости», не решилось противодействовать советско-итальянскому
нефтепроводному проекту «Дружба — Адрия».
Югославская сторона
предлагала в качестве конечных транзитных пунктов порты Словении: Копер,
Хорватии – Омишаль и Задар или Черногории: Бар и Ульцин. При этом
прокладку труб к Задару или к черногорским портам Белград предлагал
осуществить через Сербию или Сербию и Боснию. Москва же предпочла
политически перспективный и географически укороченный маршрут: к
хорватскому порту Омишаль на Адриатике.
Помимо этого, Москва
продвинула и сооружение артерии через Хорватию: венгеро-хорватская
граница — НПЗ Сисак — Омишаль. Характерно, что проект тут же поддержали
итальянцы. Существовал и советско-итальянский вариант продления
венгерской части «Дружбы» в итальянский порт Триест через Хорватию и
Словению.
В связи с этим надо напомнить, что после Второй мировой
войны Югославия недвусмысленно претендовала на весь регион Триеста,
именуя его словенской «Покраиной». Однако в Москве не подумали
поддержать такие претензии, не желая чрезмерного присутствия Югославии
на Адриатике.
В итоге 65% территории спорного региона вместе с
Триестом с 1955 г. официально и окончательно стали итальянским, хотя в
период с 1945-го по 1954 год существовал «Свободный город — район
«Триест». Понятно, почему маршал Тито был категорически против варианта
трубопровода в Триест, считая это новым унижением Югославии.
Москва и Рим не стали чрезмерно активно педалировать такой вариант, а к
1976 году уже был построен и вступил в действие трубопровод в хорватский
порт Омишаль. В результате Хорватия стала важнейшим транзитёром и
получателем углеводородного сырья из СССР, хотя только в начале 90-х
годов советская нефть стала перекачиваться в Сербию и Боснию и
Герцеговину по ответвлениям из Хорватии. Таким образом, какого-то
единого, общего югославского снабжения нефтью не было и в помине.
Политические факторы, что называется, развели обеспечение единой страны и
нефтью и нефтепродуктами по отдельным её регионам. При этом наибольший
объем поставок приходился на Хорватию, она же «обладала» и всеми правами
и преференциями, связанными с транзитом советского нефтяного сырья
через территорию СФРЮ. При этом хорватские власти добились в
начале 80-х, чтобы до 80% советских отчислений за нефтетранзит
оставалась у Хорватии, что, разумеется, усиливало её экономическую
значимость в СФРЮ (прежняя планка была в 40%). Албанцы зрели в корень…Все
упомянутые эти факторы, естественно, укрепляли не только экономическую,
но и политическую роль Хорватии внутри Югославии, усиливая центробежную
политику Загреба. Если же в более широком контексте, нелишне напомнить
мнение тогдашнего албанского премьера Мехмета Шеху о нефтегазовой
политике СССР в отношении Восточной Европы: «СССР
намерен обеспечивать своими нефтью и газом не все страны Восточной
Европы, некоторые из них не станут и транзитными для этих поставок в
капиталистические страны Европы. СССР, решая эти вопросы,
руководствуются отношением властей этих стран к советской политике, а
экономические факторы — на втором плане. Поэтому многим советским
институтам поручено обосновать, вопреки объективным географическим и
экономическим факторам, невыгодность транзита нефти и газа из СССР в
Центральную и Западную Европу через Прибалтику, Румынию, СФРЮ и тем
более через Албанию. Ставится также задача свести к минимуму экспорт
нефти и газа в другие страны Восточной Европы из Албании, не
подчиняющейся советским ревизионистам, и из Румынии». Географическая
карта советско-европейских газопроводов подтверждает эти оценки.
Характерно и то, что вопреки весьма сложным политическим
взаимоотношениям Албании и Югославии ( Югославия.net. Спорное наследство маршала Тито) албанские нефть и нефтепродукты поставлялись в Сербию, включавшую Косово, и в Черногорию.
В 1985-1987 гг. Тирана и Белград даже согласовали проект
нефтепродуктопровода Сталин (центр албанской нефтяной отрасли 40-х —
90-х) — Церрик — Тирана — Шкодер с ответвлениями на Титоград
(Черногория, ныне — Подгорица) и косовскую Приштину — Белград. Но
известные события 1990-1991 гг. в СФРЮ и Албании не позволили создать
эту магистраль.
Характерно, что и румынские поставки в СФРЮ шли
более чем на 80% в Сербию (включая автономную от неё Воеводину). В целом
это было не более 25% общего нефтепотребления Сербии и Черногории, но
сам факт даже этих поставок показывает, что Москве так не удалось
вынудить Югославию отказаться от альтернативных нефтепоставок.
Алексей Подымов, Анатолий Иванов
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|