На просторах России от Северной Двины до Оби, от Камы до Северного Ледовитого океана, на землях, покрытых густыми лесами, болотами и горными кряжами, в древних Биармии, Югре и Великой Перми, жили югорские племена, племена вогулов и остяков – предки современных хантов и манси.
Скудные сведения об их главном кумире – Золотой бабе, или Золотой старухе, покровительнице жизни, дающей человеку душу, – запутанны и противоречивы.
До сих пор никто достоверно так и не знает, как выглядит языческая богиня. Одни источники описывают её как большую деревянную статую с золотой короной на голове. Другие – как литое металлическое изваяние редкого изящества и красоты. Третьи – как старуху-истукана с ребёнком в руках: так, в сибирской Кунгурской летописи она описана как «нага с сыном на стуле сидящая».
Четвёртые говорят о завывающей изнутри пустотелой фигуре. По другой версии, звуки сами собой издавали музыкальные инструменты, окружавшие идола, и шаманы предсказывали по ним будущее.
Неуловимая и легендарная
По одной из версий, Сорни-Эква, или Великая Мать, – наследие працивилизации Гипербореи.
Другие отождествляли её с римской богиней Юноной, полагая, что в войске Алариха, взявшем Рим в 410 году, были предки манси и хантов. Они вернулись на родину, прихватив с собой статую Юноны, и поклонялись ей как божеству.
А кто-то считает, что Сорни-Эква – изваяние тибетской богини милосердия Гуань Инь.
Как бы там ни было, охота на неё всегда сопровождалась необъяснимыми событиями. Покусившиеся на идола бесследно пропадали или вскоре умирали.
Первыми охоту на неё в лесах Биармии – на севере Восточной Европы – начали около 1023 года викинги, но едва успели унести ноги от разъярённых аборигенов, о чем известно из скандинавских саг. Шаманы тогда спрятали её, и след Югорской мадонны надолго затерялся.
Затем отыскать богиню пытались новгородцы-ушкуйники, однако её уносили всё дальше на восток – в глухие неприступные места. Приняли участие в охоте на Сорни-Экву и московские воеводы, когда к концу XV века были покорены земли от Печоры до Оби.
Безуспешно пытались захватить её и казаки атамана Ермака: он понимал, что обладание святыней поможет подчинить местные народы. Борьба церкви с язычеством затянулась на века. В XIV веке священник Стефан в споре, чей бог сильнее, победил главного шамана края, крестил часть населения и стал епископом Стефаном Великопермским. А Сорни-Эква тем временем объявилась в дремучих лесах на берегу реки Конды, притока Иртыша, а через сто лет – на реке Северная Сосьва, левом притоке Оби. Как и прежде, потянулись к матери-прародительнице с богатыми дарами окрестные племена.
Миссионеры уничтожали всех языческих идолов, спутников Сорни-Эквы, но хитроумные шаманы всегда успевали её спасти. Формально приняв христианство, аборигены в душе оставались язычниками. На потаённом островке среди болот они ежегодно собирались на свой праздник.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.