Проклятое место или мистическая деревня в центре Первопрестольной?
Петля реки и времени
Ближе к западной окраине российской столицы, там, где протекающая
сквозь неё Москва-река делает крутую петлю, в стародавние
времена находились овеянные преданиями древности подмосковные деревни,
вотчины и усадьбы. Все они уже давно влились в состав огромного
мегаполиса, став его районами. Но тем не менее в глубине своей
исторической памяти они продолжают хранить свои тайны и загадки, которые
могут быть расшифрованы любознательными читателями. Скажите, ну разве
что-то может быть интересного в обычных спальных районах, среди десятков
разномастных многоэтажек?! Но не будем спешить с категоричным
ответом...
Наш путь лежит в загадочное Кунцево, одно из древнейших поселений
столицы, где ещё в середине позапрошлого века местные жители справляли,
следуя стародавней традиции, теряющейся во мраке веков, мистические
языческие ритуалы.
Затем мы переместимся на противоположный берег Москвы-реки – в не
менее таинственное Хорошёво с церковью времён первого выборного
российского царя, Бориса Годунова. А между ними находится затерявшаяся
во времени и пространстве самая что ни на есть обычная... деревня. С
водой из колонки, геранью на окошках уютных одно-двухэтажных деревянных
домиков и брехливыми собаками на улицах. Автор этих строк сам бы ни за
что не поверил, что в эпоху нанотехнологий и сверхскоростного интернета
такое возможно, если бы не убедился во всём лично.
Итак... приглашаем наших читателей проследовать за нами, распутывая клубок тайн и загадок столичных древностей.
Кунцево: приют нечистой силы?!
– Да чего ж его бояться – этого места- то, бабушка?
– Как чего, родимый? Ведь недаром же оно слывёт, проклятое место!
На путном народ православный не проваливается, да ещё во время
обедни. Говорят, и доселе тут в ночное время иногда слышатся колокола,
да голоса поющие...
Это строки из опубликованного почти два века назад и имевшего в своё
время невероятный успех романа (аж в четырёх частях!) «Проклятое место».
Его автор – Михаил Ильич Воскресенский (1803–1867), ныне совершенно
забытый плодовитый писатель-беллетрист. Есть и пронзительно-тоскливая,
навевающая, если внимательно в неё вглядеться, какую-то неведомую (но
идущую, видимо, из глубин подсознания) мрачно-готическую жуть, картина
1872 года «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место» Саврасова. Да-да,
того самого Алексея Кондратьевича, который в зените славы вдруг по
неведомым причинам невероятно быстро спился, но до конца своих дней,
пока ещё был способен держать раз от разу всё более слабеющей и
предательски дрожащей рукой кисть, всё повторял в различных вариациях
свой непревзойдённый шедевр «Грачи прилетели».
Итак, Кунцево. Здесь, на берегу Москвы-реки, в парке Кунцево-Фили до
сих пор можно встретить оплывшие и густо заросшие подлеском остатки
находившегося с незапамятных времён древнего славянского городища.
Окрестности Кунцева вдоль Москвы-реки и сейчас невероятно живописны, что
ж говорить о прошлых веках!
Пожалуй, стоит лишь согласиться с Николаем Михайловичем Карамзиным,
высказавшимся о Кунцеве как-то в духе «нет ничего ему
подобного красотой». Увы, русская Смута начала XVII века стала роковой
для бытия городища – иноземные вороги в лице войск польского гетмана
Жолкевского прервали многовековой ход его истории. Однако ещё в середине
позапрошлого столетия видный отечественный историк и археолог
Иван Егорович Забелин лично засвидетельствовал очень любопытный обычай у
жителей соседнего села Терехово, которое существует и поныне. На Троицу сельчане подходили к берегу Москвы-реки (Терехово
располагалось через реку немного выше Кунцева) и бросали в воду
загодя сплетённые венки. Забелин справедливо усмотрел в этом обычае
рудименты древнего славянского языческого культа, отметив, что
«Кунцевское городище есть памятник глубочайшей древности, показывающий,
что эта сторона была заселена с незапамятных времён, задолго до того
времени, с которого мы начинаем свою историю». Историком была предложена
и оригинальная версия происхождения названия – Кунцево.
По мнению Забелина, «куна» – это природная котловина, чаша вдоль
берега реки. И действительно, Москва-река, протекая вдоль кунцевской
котловины, исстари делала здесь крутой изгиб.
Интересно, что вплоть до конца XIX века Кунцевское городище с округой
считалось у местных жителей «проклятым местом». Масла в
огонь подбавляли и во множестве находимые мальчишками на берегу
Москвы-реки «чёртовы пальцы». При желании и везении их можно найти там и
сегодня. Конечно, речь идёт о древних окаменелостях, белемнитах,
которые суеверный люд той поры принимал за очередное
доказательство связи Кунцевского городища с нечистой силой.
Вплоть до начала прошлого столетия на высоком речном мысу, в дупле
массивного, в четыре обхвата, разлапистого старого дуба стояла огромная
«баба». Именно этот чудо-великан изображён на уже упоминавшейся картине
Саврасова, посвящённой Кунцеву. Упоминает об этом необыкновенном дубе и
лично видевший его Климент Аркадьевич Тимирязев в своей до сих пор не
утратившей актуальность книге «Жизнь растений» (1878). Дуб простоял до
начала прошлого века, пока не сгорел до основания от прямого попадания
небесного огня – молнии.
Впрочем, была ли та «баба» древним языческим изваянием, или просто
местные жители придали необычной глыбе камня мистическо-магические
свойства, сейчас уже установить невозможно. А может, в памяти местных
жителей она отождествилась с одной из половецких «баб», привезённых из
южных степей России и стоявших в парке расположенной по
соседству Кунцевской усадьбы?! Кто знает; после революции следы этой
самой таинственной кунцевской «бабы» теряются.
Марк Лианозов
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|