6 февраля 1950 года произошло событие, открывшее новую эру в отечественной и мировой авиации: серийный истребитель преодолел звуковой барьер. Этим истребителем оказался новейший на тот момент советский МиГ-17. По сути он являлся версией более раннего МиГ-15, а точнее МиГ-15бис.
При разработке 17-го прототипу удлинили фюзеляж, увеличили тормозные щитки и киль, установили подфюзеляжный гребень и гидроусилитель элеронов, изменили стреловидность горизонтального оперения и поставили новое крыло, более совершенное аэродинамически.
Впервые новый истребитель поднялся в воздух 1 февраля 1950 года, а спустя всего 5 дней лётчик-испытатель Иван Иващенко преодолел на нём звуковой барьер. К сожалению, спустя ещё полтора месяца, 17 марта, во время испытательного полёта самолёт сорвался в пике и разбился, Иващенко погиб. Причину катастрофы – разрушение рулей высоты при флаттере, определил Григорий Седов, испытывавший второй лётный образец.
В феврале-мае 1951 два МиГ-15 переделали в предсерийные образцы МиГ-17 (СИ-02 и СИ-01, именно в таком порядке). Испытания показали значительные преимущества перед прошлым истребителем МиГ и с 1 сентября того же года началось серийное производство. Параллельно шли испытания с более мощным двигателем ВК-1Ф – версией ВК-1, но с форсажем (изначально МиГ-17, как и МиГ-15, были оборудованы ВК-1). Получивший наименование МиГ-17Ф пошел в серийное производство в 1952 году.
Форсирование двигателя улучшило лётные характеристики семнадцатого, дало прирост в маневренности, но не дало особого прироста в скорости: парадокс, но фюзеляж первого серийного самолёта, преодолевшего звуковой барьер, не был приспособлен к сверхзвуковым полётам. Правда, это не помешало сделать из него перехватчик. Кроме того самолёт имел разведывательную и штурмовую модификации, использовался для отработки крылатых ракет.
Несмотря на наличие миГ-17, в Корейской войне принял участие МиГ-15, с которым мог сравниться лишь американский F-86. Первую воздушную победу семнадцатый одержал над СССР: летом 1953 года был сбит американский разведчик RB-50. Тем же летом был перехвачен и сбит И-26 над Болгарией. Вообще, советские пилоты на МиГ-17 посбивали и перехватили приличное количество американских разведчиков.
Примечательным можно назвать случай перехвата и принуждения к посадке американского якобы пассажирского DC-8-63CF, нарушившего воздушное пространство над Курилами. Случилось это 1 июля 1968 года. Пятёрка патрульных МиГ-17 встретила лайнер, который даже попытался спастись бегством, но предупредительная очередь остудила американских пилотов, подчинившихся приказу и направивших самолёт на Итуруп для посадки. На борту оказались 24 члена экипажа, 214 американских военнослужащих, среди которых нашлось сразу 3 генерала и, внезапно, кордебалет.
Выводить МиГ-17 из эксплуатации начали в 70-х, но послужил он не только в СССР. Например, лицензия на производство самолётов была передана в Китай, Чехословакию и Польшу. Повоевать довелось китайским версиям: как и в СССР, самолёты вылетали на перехваты самолётов американцев и их союзников, с переменным успехом принимали участие в воздушных боях.
Звёздным часом для МиГ-17 стала война во Вьетнаме. К тому времени (середина 60-х) самолёт уже заметно устарел, но это не помешало ему успешно сражаться с куда более новыми и совершенными американскими Фантом-2 (был ещё просто Фантом, но его сняли с вооружения в середине 50-х и говоря о фантомах времён Войны во Вьетнаме подразумевают именно Фантом-2).
Тут стоит отметить, что Фантом взлетел на 8 лет позже МиГа, но уже относился к 3 поколению, хотя МиГ-17 был типичным представителем поколения первого. В те времена 8 лет – это огромный срок в развитии боевой авиации. Например, поднявшийся в воздух в 1956 году МиГ-21 относится ко второму поколению, а уже в 58-м начались полёты поколения третьего…
Разница в вооружении между МиГ-17 и Фантомом, как и в скорости, была более, чем заметной: семнадцатый нёс только пушечное вооружение, американец же мог пускать даже ракеты воздух-воздух средней дальности и был способен разогнаться до 2370 км/ч, то есть оказался в 2 раза быстрее «старичка» МиГ-17. Интересны боевые счета соперников: МиГ-17 над Вьетнамом сбили 143 вражеских самолёта, потеряно 75. F-4 записали на свой счёт 106,5 побед в воздушных боях, сбито же в боях 122 Фантома. Считается, что на МиГ-17 летали знаменитые Ли Си Цины, но по Вьетнамской войне достоверные данные отсутствуют.
Отличился МиГ-17 и над Северной Кореей, правда уже после войны. И на Ближнем Востоке. Однако, время шло, самолёты становились всё совершеннее, их вооружение мощнее и эффективнее, поэтому семнадцатые всё сильнее устаревали и морально, и физически. Но, всё же, военная служба этого замечательного самолёта до сих пор не закончена: более сотни китайских J-5 (копия МиГ-17Ф) до сих пор состоят на вооружении северокорейских ВВС.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.