Цельнометаллический бомбардировщик: ТБ-1 впервые взлетел 96 лет назад
Первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик
ТБ-1 совершил первый полет 26 ноября 1925 года. Он также стал первым
серийным бомбардировщиком советской конструкции и первым отечественным
бомбардировщиком-монопланом. В 1921 в Ленинграде
создали Особое техническое бюро по военным изобретениям, которое
занималось, среди прочего, проектированием авиационных мин и торпед.
Бюро было поручено проработать вопрос о создании самолета, способного
нести торпеду или две мины, с дальностью в несколько сотен километров.
Во-первых, это позволило бы отказаться от использования зарубежных
самолетов в ходе испытаний новых средств поражения кораблей. Во-вторых,
создание собственной противокорабельной авиации могло частично
компенсировать отсталость флота, ослабленного после революции и
Гражданской войны. Изначально разработку нового самолета
заказали англичанам, однако предложенные ими сроки и цена не устроили
заказчика. В результате в апреле 1924 года задача была передана ЦАГИ.
Требования предъявлялись следующие: скорость не менее 165 км/час и до
2000 кг полной нагрузки. Предварительный проект самолета был
представлен через полгода - в октябре 1924 года. Его созданием
занималось подразделение под руководством Андрея Туполева. К тому
времени он уже разработал самолет АНТ-2, планер и гофрированная обшивка
которого были сделаны из кольчугалюминия - производившегося в Кольчугино
аналога немецкого дюралюминия. Испытания показали преимущества нового
материала, поэтому основу конструкции нового бомбардировщика составили
стальные и дюралюминиевые фермы, обшивка была выполнена из
гофрированного кольчугалюминия. Сборка первого образца
завершилась в октябре 1925 года. А уже 26 ноября советский
летчик-испытатель совершил на этой махине (длина - 18 метров, размах
крыльев - 28,7 метра) первый полет, который длился всего семь минут. На
пути к серийному производству ТБ-1 сменил несколько двигателей: сначала
был Napier Lion мощностью 450 л. с., затем - Lorraine-Dietrich 12E
аналогичной мощности. Однако надежность этих двигателей оставляла желать
лучшего. В результате выбор пал на более мощный немецкий BMW VI (500 л.
с.). За несколько лет самолет успешно прошел все необходимые
испытания, в 1927 году его представили военным. Их новый "бомбовоз"
полностью устроил. На ТБ-1 установили три спаренные установки с 7,62
пулеметами, стоящие на турелях. Также самолет оснастили внутренней и
внешней подвесками для бомб. Экипаж состоял из пяти-шести человек: двух
летчиков, бомбардира и трех стрелков. Второго летчика в состав экипажа
включали при полетах с максимальной продолжительностью. Всего
до 1932 года было построено более 200 ТБ-1. И хотя этим самолетам так и
не пришлось воевать, недооценивать их не стоит. ТБ-1, фактически,
положил начало отечественной военно-транспортной авиации. Так во время
боевых действий у реки Халхин-Гол и у озера Хасан ТБ-1 снабжали войска.
Самолет также использовался для отработки десантирования боевой техники и
личного состава. Кроме того, на базе ТБ-1 было создано
множество экспериментальных самолетов. Среди них ТБ-1 со стартовыми
пороховыми ускорителями для сокращения времени и длины разбега,
самолет-заправщик на базе ТБ-1 и многие другие. Особенно стоит
отметить телемеханический самолет. Взлет осуществлялся экипажем, после
чего летчики выпрыгивали из самолета с парашютами. Дальнейшее управление
им осуществлялось с борта другого самолета. Не менее интересен и проект
воздушного авианосца "Звено-1". На крыло ТБ-1 устанавливали два
истребителя И-4. Взлет производился при работающих двигателях всех трех
машин. Использование этого своеобразного авианосца позволяло значительно
увеличить радиус истребителей, а также давало возможность вооружить их
бомбами, которые при самостоятельном взлете они поднять в воздух не
могли. Безоружный вариант ТБ-1, также известный как АНТ-4,
установил рекорд. Самолет "Страна Советов" в 1929 году совершил перелет
Москва - Дальний Восток - Тихий океан - Нью-Йорк. Протяженность перелета
составила 21 142 км, продолжительность - 137 летных часов. Снятые
с вооружения ТБ-1 передавались Аэрофлоту под обозначением Г-1. В
гражданской авиации их использовали в качестве грузовых и
грузопассажирских самолетов до 1945 года. Таком образом ТБ-1,
ставший родоначальником целого семейства самолетов, можно по праву
считать "дедушкой" советской и российской стратегической и
военно-транспортной авиации.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|