Электрички – что про них рассказывать?! Транспорт, которым многие пользуются. Метро, опять-таки. Когда всё это зародилось в нашей стране?
Началось всё в Российской империи. Если брать этот этап отечественной истории, то нужно обратить внимание на три момента:
1. В Царстве Польском в 1901 году была построена первая электрифицированная железная дорога. Из ближайшего к современной Российской Федерации.
2. Далее, уже непосредственно в России стали думать над вопросом. Так родилась ОРАНЭЛ – Ораниенбаумская электрифицированная линия. 1913 год. Проект был, если учитывать даты, грандиозным - 66 км. Планировалось, что пассажиры смогут легко добраться из Санкт-Петербурга до Красной Горки.
Работу начали, но её не смогли завершить. Сначала Первая мировая война. Затем Революция, война Гражданская. Впрочем, позже некоторые наработки смогли использовать. Сделали трамвайную линию до Стрельны, если кто знает, о чем идет речь.
Еще одно доказательство тому, что все потрясения, которые случились с Российской империей во втором десятилетии 20 века, – это трагедия. Шло активное развитие, в стране стали применять достижения научно-технического прогресса. И всё оборвалось.
К счастью, большевики не планировали, как некоторые наши правители, делать из страны сырьевой придаток Запада. В Советском Союзе вопросом электрификации железных дорог плотно занялись. И это здорово, что всё так вышло. Об этом я еще расскажу.
3. Совсем кратко про независимую Эстонию, которая в 1924 году открыла небольшой участок для электричек. Всего 11 километров. Но факт в том, что это было сделано раньше, чем в Советском Союзе. А значит, нам нужно об этом знать.
Что же в СССР? Когда появились электрички? И где? Рассказываю.
Солнечный Азербайджан
Да. Первая электрифицированная железная дорога в СССР возникла не в Петрограде-Ленинграде, не в Москве. А на юге, в Азербайджане. И на то были свои причины.
Любители истории и географии должны знать, что Азербайджан славился запасами нефти. Причем все месторождения стали разрабатывать близко к центру, к городу Баку.
Не зря же военный преступник Гитлер так хотел завоевать Кавказ. Конечно же, не зря: нужно было захватить нефтяные месторождения, чтобы, во-первых, получить огромные запасы топлива для своей техники, во-вторых, лишить ресурсов Красную Армию.
Во времена раннего СССР в Баку с железной дорогой дела обстояли следующим образом:
1. Были построены короткие железнодорожные ветки – 19–22 километра. Были разные по протяженности.
2. По этим веткам ходили паровозы.
3. Поезда возили как топливо, так и людей – работников нефтедобывающих заводов.
Всё обустроено. Кажется, менять не нужно было. На самом деле существовало целых две проблемы.
Во-первых, паровозам нужна была вода. А, напомню, речь идет про Азербайджан. Жарковато там. И воды мало. Для нужд предприятий влагу находили. Но это было не так-то просто.
Во-вторых, паровозы ходили медленно. Скорость у них была около 16 километров в час.
Если котел перегревался, то нужно было делать паузу. А из-за этого не соблюдалось расписание движения поездов.
В общем, труд рядом с Баку был, мягко говоря, неэффективным.
Курс на электрификацию
Его, если помните, провозгласил Владимир Ильич Ленин. Он там говорил про советскую власть и электрификацию всей страны. Появилась лампочка Ильича. Как с этим обстояли дела?
Не очень. Электрификация осуществлялась, но локально: в городах сначала. А Россия – это огромная страна. Получалось, что на большой территории были точки с электричеством. И всё.
Что касается Баку, то там в 1924 году приняли решение об электрификации железной дороги. Быстро протянули линию с напряжением в 1200 Вольт. И застопорились: не было ни моторных вагонов, ни пассажирских.
Первые пришлось ждать из Мытищ два года. Примерно столько же делали и пассажирские вагоны в Брянске (завод «Красный Профинтерн»).
Когда всё необходимое доставили в Баку, начались испытания. Сначала на небольшом напряжении. Дальше – больше.
Электрички ходили со скоростью в 32 км/ч – в два раза быстрее. Они если и опаздывали, то из-за неких человеческих факторов. Теперь не нужно было останавливать состав и охлаждать котел. Всем всё понравилось.
Когда сеть разрослась, то её передали от города к Закавказской железной дороге. А в Мытищах натренировались так, что стали позже делать вагоны для Московского метрополитена.
Вот так начиналась история электричек в России – со славного города Баку в Азербайджане.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.