Мудрость гласит: если человек хулит Бога, он не
остановится и перед оскорблением или даже убийством другого человека,
поскольку не знает запретов и впал в непомерную гордыню. Богохульников
наказывали во все времена и чаще всего отнюдь не так гуманно, как это
принято сейчас. От Ветхого Завета до РусиВ
Ветхом завете, в книге Левит есть повествование о сыне еврейки и
египтянина, который ушел из Египта с Моисеем, но в пустыне вдруг начал
злословить и взводить хулу на Бога. Негодника схватили и заключили под
стражу, пока сам Господь не решит его судьбу. Бог повелел Моисею вывести
хулителя из стана и забить его камнями до смерти и впредь поступать так
же: «пришелец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет
смерти…» (Левит. 24:10–16, 23). В Византии кощунников казнили –
это было установлено законом. Русь переняла обычай, но впервые казнь
была применена в XIV веке, когда казнили «стригольников», которые
«злословили Христа и Богоматерь, плевали на кресты, называли иконы
болванами, грызли их зубами и... развращали слабых». В
этом случае была воспроизведена византийская практика, которую на Руси
утвердили правилом №13 Двукратного собора, по которому впавшие в ересь
извергались из православной церкви, а если отказывались покаяться, то
предавались смерти. Однако богохульников карали не только власти:
лидеры «стригольников» стали жертвами самосуда новгородцев, которые,
рассердившись и «ревнуя сердцем», в 1375 году утопили главу местных
еретиков Карпа с подручными в реке Волхов. Впрочем, большая часть хулителей Бога была заключена «в порубы» и понесла телесные наказания. От Грозного до ПетраВ
конце XV века на Руси распространилась ересь жидовствующих, которые в
1490 году были отлучены от церкви, однако Иван III не стал их казнить из
соображений гуманности и часть отправил в ссылку, а часть вернул
новгородцам, которые оказались не такими человеколюбивыми: они посадили
еретиков на кляч, надели им на головы шутовские колпаки из бересты,
провезли по улицам Новгорода, а потом сожгли колпаки прямо на головах,
после чего выпороли и заключили в монастырь, – так пишет историк С. А.
Лукьянов в статье «Богохульство как вид религиозного преступления». При
Иване IV Грозном по статьям Уложения таких людей быстро находили,
пытали, а обличив, сжигали. Смерти через сожжение предавали всех,
повинных в богохульстве, в содомии и в краже из церкви. В конце
XVII века царь Федор Алексеевич издал указ, который гласил следующее:
«вероотступников, боголживников и церковных мятежников – казнить, жечь
огнем без милосердия». Светскими
властями были сожжены старообрядцы, призывающие к бунтам, среди которых
был протопоп Аввакум и его духовник – монах Епифаний. При императоре
Петре богохульникам отсекали голову, однако законодательство уже
разделяло умышленный и неумышленный характер преступления. В XIX веке наказание смягчилиПоджигателей
на Руси не любили во все века и предавали их той же смерти, которую они
несли другим – сжигали. То же касалось и поджигателей храмов. Впрочем, и
в этом вопросе со временем был проявлен «гуманизм» – с 1654-го года
сожжение было заменено повешением. Позже казнить за богохульство
перестали, однако уголовных дел меньше не стало, например, в 1842–1846
гг. было возбуждено 3 192 дела по которым было осуждено 12 973 человека,
но все они остались живы – кого-то сослали в Сибирь, кого-то посадили в
крепость, а кого-то просто выпороли. Казаки пороли, изгоняли и казнилиУ
донских казаков за раскол изгоняли, богохульников пороли. А
вероотступников предавали смерти и хоронили без отпевания за
кладбищенской оградой (профессор Геннадий Геннадьевич Небратенко
«Преступление и наказание в обычном праве донских казаков»). В
начале XX века в России за «возложение хулы» предусматривалось
трехлетнее наказание в виде каторги, ссылки в Сибирь или заключение в
крепости, но можно было отделаться штрафом. Божья караПримеры
божьей кары богохульникам известны в Библии: это судьба царя Ирoда,
который казнил Предтечу Гoспода – Иoанна. Он был обвинен римлянами в
предательстве и отправлен в ссылку, где умер в страшных мучениях – по
преданиям его и его жену Иродиаду « земля пожрала живьем». Пoнтий Пилат,
отдавший приказ о казни Христа, был сослан в Галлию, где покончил с
собой. Настаивавший на казни Спасителя первосвященник Каиафа умер в
страшной нищете, а Иуда Искариoт – впал в отчаяние и удавился. По
рассказу священника Константина, настоятеля храма Вознесения Господня за
Серпуховскими воротами (Москва) богохульников ждет смерть. В
Новгородской области храмы продолжали грабить в 50-х годах XX столетия.
Известно, что тракторист, с помощью трактора сваливший крест, был этим
же трактором и раздавлен, а в другом месте богохульники, рубившие иконы,
провалились под лед целым автобусом. Протоиерей Валентин Бирюков в
книге «На земле мы только учимся жить», рассказывает много случаев,
свидетелями которых был он сам: о том, как хулящая бога учительница
младших классов упала в судорожном приступе, о том, как ослеп мужчина –
пропагандист безбожия, живший в селе Копашево Томской области, который
не позволял хоронить мать по православным обычаям. Известно немало
случаев, когда в начале 20-х годов большевики и активисты снимали с
куполов кресты и тут же убивались, падая вниз, ломая руки и ноги. По
свидетельству Д. Казакова (газета «Завалинка» № 13, 2010 год) в селе Лаж
Кировской области в 1937 году снявший с Троицкого храма колокола Михаил
Иванович Мамень в том же году замерз в буране. А в селах Мелянда и
Красное ни один из богохульников не вернулся с войны, а девять уроженцев
Шишкино, сломавшие в Мелянде храм, утонули. В селе Байса
Уржумского района в 1962 году рабочий сбил с купола крест и встал вместо
него, раскинув руки; позже ему их оторвало при взрыве котельной. А
селе Круглыжи Свечинского района богохульник сбросил с храма колокола и
кресты, а потом часто водил на колокольню козу. Он убился, упав с
кровати. Конечно,
есть много случаев, когда Бог терпит и не наказывает богоборцев, но это
говорит лишь о Его любви и жалости к грешным людям: Он ждет их
исправления. Бывает, что и дожидается.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|