Очень часто, когда речь заходит о крепостном праве, вспоминают, что рабство в США отменили только в 1865 году – то есть, на 4 года позже, чем крепостное право на Руси.
Но сравнивать эти два явления не стоит. Во-первых, крепостные все же, как правило, чувствовали себя намного свободнее, чем рабы в Америке. Хотя всякое бывало. Это, как говорится, к какому помещику попадешь. До сих пор вспоминают Салтычиху, которая издевалась над своими крестьянами, сводила их со свету. И долгое время помещице всё сходило с рук. Крестьяне обращались к властям. Но толку не было. При Екатерине Великой Салтыкову арестовали, суди, заключили в тюрьму.
«Плюс» рабства был в том, что рабами, как правило, становились иностранцы. В ту же Америку, как известно, везли рабов из Африки.
В России не стали всё усложнять: русские «держали в рабстве» русских: помещики – крестьян.
Но, как я уже отмечало, быть крепостным – одно дело, рабом – другое.
А крепостные довольно часто на Руси становились рабами. Как это происходило – читайте далее.
Из крепостных – в рабы
Существовало несколько способов такой «трансформации».
Первый – это, когда крепостные крестьяне попадали в плен к степнякам, устраивавшим набеги. Яркий пример: набеги крымских татар, которые бесчинствовали на юге нашей страны. Они, как правило, лишали жизней сильных и опытных воинов, а молодых парней уводили в плен. Потом – перепродавали. Кому? – об этом еще расскажу.
Довольно часто своих крепостных продавали сами помещики в рабство.
Существовал, правда, ряд барьеров. О них тоже нужно бы рассказать.
Законодательные запреты Их было несколько.
Во-первых, крепостных разрешалось иметь только дворянам. Разные люди среди них попадались. Но все же многие помещики, имевшие дворянское происхождение, не скатывались к таком: не продавали своих крестьян в рабство.
Опять же: одно дело быть крепостным у русского дворянина, другое – быть рабом у «басурманина».
Дворяне были на Руси не только русского происхождения. Мусульманам и иным запрещалось иметь крепостных до 1744 года.
А потом был установлен другой запрет. Это уже, во-вторых.
Запрет был следующим: иностранцам запрещалось вывозить крестьян за границу. Тем лицам без российского подданства, которые временно находились на территории России, нужно было искать еще и поручителей, чтобы последние могли заверить: человек надежный, никуда крестьян не вывезет.
А вот тем иностранцам и иноверцам, которые постоянно проживали в России, никаких поручителей не требовалось.
Как известно, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Этим пользовались.
Продажей крепостных в рабство занялись армяне, которые были христианами по вероисповеданию. Они наладили связи с крымскими татарами, турками и относительно свободно сплавляли крепостных за границу. Государство было против этого, но долгие годы и даже десятилетия армянский бизнес процветал.
Существовали даже своеобразные «невольничьи рынки».
Где продавали крестьян
Первое место – рынок «Урюпино». Вернее, это была ярмарка, которую организовывали в станице Урюпинской Хопёрского округа. Сейчас это город Урюпинск в Волгоградской области.
Туда армяне свозили крестьян и успешно продавали. Местные на это смотрели довольно спокойно. Потому что коренным населением были казаки, которые ничего страшного в работорговле не видели. Сами этим занимались, если была возможность.
Историк Василий Семевский писал, что далее крестьян переправляли в Турцию. Девушек – в гарем. Парней – в евнухи и в прочую прислугу.
Свозили крестьян и в город Иваново, который известен как «Город невест». Предположительно, туда отправляли крепостных девок, чтобы потом из «зачислили» в гаремы разных уровней и размеров.
Когда перестали продавать крестьян
Попытки прекратить всё это предпринимались и в 1819 году, когда «Урюпино» заинтересовались правоохранители, и позже. Но толком ничего не получалось. По сути, работорговля закончилась, когда было отменено крепостное право.
Что касается зарубежных государств, то в Иране рабство было отменено в 1929 году – так считается, хотя, думаю, ситуация долго выправлялась.
В Турции с рабством покончил Мустафа Кемаль Ататюрк – отец всех турок. Но законодательно иметь рабов запретили только в 1964 году.
Такая вот грустная история. Грустная, в первую очередь, для тех, кто попадал в рабство, кого увозили далеко от родины. Да и для самой Российской империи история тоже грустная. Рабство – это не очень хорошо для страны. Неприлично, некрасиво, ужасно.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.