Слово «душа» происходит от греческого слова psykhein – «дышать»,
«дуть». Именно дуновением помещает Бог-Творец жизнь в сотворенное тело
человека-Адама в Ветхом Завете: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и
стал человек душою живою». Душа по православному учению,
нематериальна и бессмертна, после смерти тела она отходит к Богу,
человек имеет вечную душу и сам является живой душой. Святой
Кирилл из Александрии, живший в VI—V веках, указывал, что происхождение
каждой души есть тайна, которая известна лишь Творцу: в Святом Писании
этот вопрос не раскрывается, но православная церковь отвергает взгляд
еретика Оригена, который считал, что души предсуществуют где-то в горнем
мире. Идею эту Ориген позаимствовал из языческой философии Платона. На
опасность другой ереси указывает святой XIX века — Игнатий Брянчанинов.
Он пишет, что язычники верят, что их душа —это частица божества, и
уточняет, что Писание явно свидетельствует о том, что и тело
человеческое, и его душа — сотворены Богом, а значит, не могут являться
Его частью: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118, 73). РПЦ
признает, что человек состоит из тварных тела и души и при этом способен
и тем, и другим быть причастным к Богу по благодати. Известный
старец Иоанн Крестьянкин в книге «Размышления о бессмертной душе» писал,
что душа – это нерукотворный храм, в котором следует обитать Божьему
Духу. В этом достоинство человека, какого Бог не дал даже ангелам. При
крещении душа делается белой и чистой, но грехами и помыслами мы
загрязняем ее; очистить же душу можно только покаянием. Что такое душа?Совершенно
очевидно, что душа есть у каждого человека – именно это обстоятельство
отличает нас от животных. Разум и ум, чувства, совесть, мораль – все это
производные души. Но что она сама из себя представляет? На древних иконах душу показывали как дымок, исходящий их уст умирающих. Святой
Григорий из Ниссы определял ее как живую и разумную «сущность»,
Тертуллиан и Григорий Богослов указывали, что душа – суть «дыхание
Бога», что тоже мало добавляет к определению: «Душа есть сущность
сотворенная, живая, разумная». Епископ из Емесса, Немезий,
уточнял, что душа – точно не тело человека, и не свойство этого тела, а
«бестелесная сущность». С ним соглашался Ориген, который верил, что душа
– нематериальна. Подводя
итог, можно сказать, что человек – это плотское тело и бесплотная душа,
которая имеет определенные свойства – бестелесность, разумность, ум,
речь, бессмертие (неуничтожимость). Блаженный Феодорит из Кирра говорил о
душе, что она «проста и разумна», а епископ Григорий (Нисский) говорил о
сущности души как о «неименуемой и неведомой». Христианские
мыслители указывают, что и душа имеет границы. Например Тертуллиан,
считал, что душа все же имеет свое «тело», свой облик, свои границы. А
Св. Макарий из Египта уточнял, что душа как «тонкое тело» облекается
членами тела телесного, но сама имеет вид и образ схожий с ангельским.
Св. Епископ Ириней Лионский писал, что душа «имеет образ человека и
поэтому узнаваема». То есть бестелесная сущность – душа имеет свои
границы и образ. Но раз она может быть видима и даже узнаваема, значит,
она должна где-то находиться? Где же ты, душа?Сами
люди определяют нахождение души по-разному – одни называют солнечное
сплетение, другие голову, третьи сердце, четвертые – вообще точку в 10
см над макушкой. Ветхий Завет недвусмысленно связывает душу и
кровь, причем, как у всех живых тварей – и у людей, и у животных. В
книге Бытия (9:4) можно прочитать следующее: «Только плоти с душею ее, с
кровию, не ешьте», а книга Левит трижды уточняет: кровь – табу,
поскольку «душа тела в крови», «душа всякого тела есть кровь его».
Именно отсюда исходит запрет есть кровь, который существует и у иудеев, и
у православных христиан. Однако многие из Святых отцов думали
по-своему. Святитель Григорий Богослов считал, что душа – это не огонь,
не гармония разных частей, составляющая единое целое, и уж точно не
«кровавый поток», пробегающий по телу. Святитель Григорий Палама писал,
что душа бесплотна, и потому не может занимать конкретное место, но она и
не вездесуща, а значит, ограничена. Богослов и антрополог Авраам
Позов, живший в XX веке, писал, что душа с человеческим организмом
связана «в определенных пунктах», но пронизывает собою все тело,
занимает его форму и из-за этого в древнецерковной науке называется
«тонким телом» человека. А где же дух?С
духом все еще сложнее. Если человек двусоставен и создан Богом из тела и
нематериальной души, то откуда же в нем вдруг появился дух? И что он
такое? Св. Игнатий Брянчанинов давал определение духа как
стремление ума к божественному разуму, через которое человек постигает
мудрость Бога. Это некое свойство души, для развития которого она
использует мозг и сердце. А следовательно, дух является свойством
(частью?) души, находится в ней и с ней же исходит из тела по смерти
человека. Святитель Иоанн Златоуст вообще считал, что душа и дух – это синонимы как тело и плоть. Среди
богословов вопрос о духе так и не решен. Возможно, что дух, как считал
Свт. Григорий Палама, действительно является неким божественным даром
человеческой душе, которая с помощью него может видеть, ощущать и
чувствовать самого Бога.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|