Сегодня 20 июля, и в европейской части России непременно будет гроза. Это ежегодная закономерность, лишь иногда дающая сбои в день-другой. И совершенно не случайно в языческие времена именно сегодня праздновался день Перуна.
Перун почитался древними русами как бог ратного дела и воинской удали, покровитель князей и дружинников, а также бог грома и молнии. В научной литературе не раз указывалось, что имя древнерусского бога-громовержца имеет общеиндоевропейские истоки и связано с аналогичными словами в других и.-е. языках. Как правило, это слова со значениями “разящий”, “гром”, а также обозначающие возвышенность или гору.
Важно, что культ Перуна, по всей видимости, изначально не был общеславянским. Его истоки просматриваются исключительно в верованиях русов-ругиев.
Согласно Повести временных лет, при заключении князем Олегом договора с Византией, русы клялись Перуном именно “по русскому закону”. Географически культ Перуна встречается только в землях, исторически связанных с русами. Это собственно Русь, места проживания народа русинов, Подунавье (в частности, в хронике IX в. “Historia Langobardorum codicis Gothani”, Перун (Peron) упомянут в связи с ругами и их придунайским королевством – Ругиландом, – на месте которого позднее источниками фиксируется “Русская марка”) и, конечно, предполагаемая русская прародина – южная Прибалтика.
Культ Перуна надежно фиксируется источниками на острове Рюген и близлежащем Поморье. В текстах таких средневековых хронистов, как Гельмольд, Конрад Бато, Саксон Грамматик, при описании южнобалтийских земель упоминаются боги Проне (Прове), Проно и Поренут. Подтверждает это и топонимика: к примеру, напротив острова Рюген на континентальном побережье находится населенный пункт Prohn, кооторый в документах XIII в. именовался “Perun” и был, вероятно, назван в честь одноименного залива. Также, по сведениям поморского историка Томаса Канцова, на Рюгене помнили Перуна вплоть до XV века.
Естественно, что культ Пер(к)уна встречается и в землях вдоль крупнейшего торгового пути раннего средневековья – Волго-Балтийского (пути “Из варяг в персы”), – т.к. руги/русы были в числе контролировавших его народов и создавали вдоль него свои опорные пункты (в устье Немана, восточной Прибалтике и т.д.).
Показательно, к примеру, что святилище Перкуна в Вильне, основанное выходцами из Пруссии, (куда, в свою очередь, культ Пер(к)уна был привнесен с запада, т.е., вполне возможно, с Рюгена и близлежащих земель), практически полностью повторяет храмовый центр в знаменитом городе-святилище острова Рюген – Арконе. К слову, и само название города, вероятно, связано с именем Перуна.
Хорошего всем дня, господа!
Любуйтесь сегодня буйством стихии, изучайте родную историю и, в том числе, ее “языческий” период, но не забывайте о фундаментальном значении христианства для нас, нашей державы и европейской цивилизации в целом!
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
То что громовержца назвали пердун, закономерно и не удивляет. Однако, удивляет инородное для славян слово Юса, это с какого бока припёка этакая галиматья прилетела в твои уши? Да и августа с энергетикой в то время у славян не было, что за нафиг?