Мы спокойно принимаем данности, которые
уверенно видятся неизбежными. Никто не переживает о том, что приходится
дышать и ходить по твердой земле. Нам для этого не требуется никакого
смирения. В этом смысле акт смирения — это прекращение тщетного
сопротивления неизбежному. И здесь,
как в известной молитве, требуется всего лишь распознать то, на что у
нас действительно есть возможность влиять, а что проще оставить в покое и
не переживать. Именно этот непростой аспект попробую далее отобразить
еще с нескольких сторон. Странно устроен наш недовольный происходящим
ум. Мы верим в силу своей воли и мучаем себя совестью за так называемые
неправильные решения. Вера в свою волю не позволяет замечать ту
неизбежность, которая делает проявление воли невозможной. Мы
относительно легко учитываем внешнюю физическую невозможность чего-либо,
например, прохождения сквозь скалу. А вот невозможности внутренней,
психической, — не замечаем, потому что убеждены, будто все упирается в
личный выбор и силу своей воли. Однажды я прояснял с пациентом
его терзания на почве отсутствия воли к активной деятельности.
Окружающие подстегивали человека собраться и «встать на лыжи». Он к
удивлению окружающих отвечал, что нет у него такой возможности, вопреки
ее наглядной видимости для окружающих, и был честен, потому что ее
действительно не было. Таков уж был на то время внутренний
психологический расклад. Оставалось его лишь спокойно признать и
принять, прекратив бесполезные переживания о своей якобы
слабохарактерности. Качества, склоняющие человека к совершаемому выбору
— это такая же данность, как погода. Дует ветер, сгущаются облака,
выпадают осадки — нечто происходит в силу своих естественных
закономерностей. Аналогичным образом и воля отдельного человека — это
единственно возможная в текущих условиях процедура протекания его
внутренних психических данных, поэтому и переживания о своей
неправильности, слабости, о так называемых упущенных и упускаемых
возможностях равносильны переживанию о невозможности пройти сквозь
скалу. Эксперименты
Попробуйте на полминуты отложить чтение текста и подумать о том, что
такое выбор. Постарайтесь пояснить себе, что это такое не на примерах,
когда выбор совершается между одним и другим, а обратить внимание на
само это явление. Что есть выбор по своей сути? Не так-то легко объяснить то, чего не существует, да?
Еще один эксперимент. Попробуйте определить коснетесь ли вы кончика
своего носа указательным пальцем через одну минуту, и засеките время.
Можете проделать этот эксперимент несколько раз, внимательно наблюдая за
тем, можете ли вы поменять свой выбор в течение этой минуты, и как эта
смена выбора происходит. Менялась ли в течение этой минуты ваша
уверенность в том, какой вы совершите выбор? Внимательному практику этот
простой эксперимент может показать, что даже в простейших вещах мы не
управляем своим выбором. Им управляет нечто изнутри. Можно называть это
собой, если так уж хочется верить в силу своей воли. Нечто аналогичное происходит в то время, когда ум мечется в сомнениях.
В такие минуты, куда честней было бы не решать, что выбрать, а
попытаться предугадать, что же будет по итогу выбрано. Однажды мой ум на
несколько минут провис в ситуации, где требовалось решить — собраться
выйти из дома, либо отложить на другой день. В какой-то момент я с
удивлением обнаружил, что одеваюсь. Выбор был сделан и
констатирован. Сомнения сопровождаются оцениванием различных вариантов. И
этот процесс выдачи оценок обычно так же приписывают своей воле. Но
даже известная пословица справедливо твердит: «сердцу не прикажешь». Как
бы усердно совесть ни грызла, насильно мил и добр не будешь. Если сомневаетесь, то попробуйте в качестве эксперимента прямо сейчас взять и всей душой полюбить ранее нелюбимого человека.
Не так-то просто прожить иллюзорность выбора. Но совсем несложно
сократить свои сожаления о том, что было и будет выбрано, просто
проникаясь пониманием иллюзорности выбора хотя бы на концептуальном
уровне. Ни сердцу, ни воле по-настоящему приказать нельзя. Околоэзотерические материи
Есть действия, за которыми мы признаем чистую механичность: моргание
глазами, спонтанное мышление, ерзание на стуле. Чем же в таком случае
отличаются сознательно намеренные действия, которым приписывается личная
воля? Как я это вижу, та видимость, которую мы ощущаем собственным
выбором, неотделима от чувства «я». Выбор — это убежденность в действии,
исполняемом «я». Мы воспринимаем выбор, как процесс, который творим
собой. Можно уподобить его линии, у основания, которой коренится «я» —
конечный адресат всего, мнящий себя источником. «Я» верит,
будто может творить в следующее мгновение совершенно разные явления,
между которыми выбирает. Скажем, взять яблоко, либо грушу. Выбрав вместо
груши яблоко, мы вроде как «знаем», что могли выбрать и грушу, потому
что для этого имели реальную возможность, о которой нам говорил весь
видимый расклад ситуации. Мы констатируем совершенный выбор в силу
убежденности, будто могли выбрать нечто иное. Попробуйте еще раз всерьез задуматься: «Что такое выбор?» Самое
парадоксальное и труднообъяснимое свойство выбора — это видимость
альтернативы. В этом ракурсе выбор так же необъясним, как и чувство «я». Выбор
— это активность «я». Выбор реален, пока реально «я», его творящее.
Ответ на вопрос, что такое выбор, приходит, когда осознаешь, что такое
«я», — не отдельные субличности, а саму природу «я», как такового.
Пока «я» кажется реальным, то реальным кажется и то, что оно творит,
как некое «свое», присущее этому «я» действие. Природа «я» неразлучна с
личной волей. По сути «я» — это воля в своем чистейшем виде. Или можно
сказать, что видимость «я» — это видимость личной воли. Человек не может выбрать грушу вместо яблока
по той же самой причине, по которой не может прыгнуть с балкона, даже
если к этому располагают внешние условия. А не может он в силу условий
внутренних. Просто потому, что не возникает такой воли. Даже мыльный
пузырь на отмеренные ему мгновения выражает такую же мощь неизбежности
своего существования, как и неприступная скала. И с этим нельзя не
считаться. Действительно непростой вопрос: что собой представляет эта
иррациональная видимость, будто «я» может в следующее мгновение творить
разные действия, например, — выбирать грушу вместо яблока, когда на деле
любой выбор наперед обусловлен внутренним психическим раскладом. Предстоящий выбор заранее ограничен до единственного неизбежного варианта так же, как и траектория движения облака по небу.
Автор: Игорь Саторин
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|