Многие из тех кто прочитал классический роман Л.Толстого «Война и мир» должны помнить красочное описание взрыва пушечного ядра, которое произошло рядом с князем Волконским. Как много мыслей передумал в то мгновение главный герой, как долго он наблюдал замедленный момент взрыва… Но для большинства советских школьников весь этот сюжет – не больше, чем литературная гипербола автора. Так думал и я до того времени, пока сам, будучи на границе, не столкнулся с подобным вплотную.
Плотнее некуда. В пяти метрах справа от себя. Фигуру человека с пулеметом наперевес я увидал довольно поздно, когда пули уже летели в меня. Звуки выстрелов не слышал. Зато четко видел черную дыру ствола, и будто бы заглядывал в этот черный колодец. И еще, хоть и менее четко (внимание было отвлечено черным дулом), но все-же я видел пули, которые летели рядом с моей головой. Уворачиваться от них не составляло никакого труда, не сложнее, чем от тяжело летящего шмеля.
Стрелявший был убежден, что с такого расстояния (5 метров!) не промахнется, поэтому даже поленился прицелиться и вести стрельбу с бедра. Расстреляв в меня все свои сорок пять патрон – длинный рожок опорожняется за три секунды – он очень удивился и скрылся. По моим ощущениям прошло, наверно, около минуты, а точнее сказать, время в тот момент остановилось вовсе. На каком-то неосознанном, абсолютно отрешенном от всяких мыслей, автоматизме я выстрелил в ту сторону из гранатомета (автомат в то время был у меня за спиной). Результат своей собственной стрельбы я не видел, наверное, в тот момент он был для меня абсолютно безразличен… Уже позднее капитан Каменев, свидетель произошедшего, сказал, что мой выстрел из РПГ-7 едва не задел голову стрелявшего, но «это детали, а главное, что сам в рубашке родился!»
По какой причине пулеметчик не сделал из меня решето с сорока пятью дырочками, я тогда не понимал. Похожий «школьный» случай с Волконским к тому времени успел забыться, аналогии всплыли только когда в подшивке «Технике-молодежи» прочитал письмо некого ветерана войны Ф.Филатова. В кратком изложении рассказ его таков: Солдат Федор Николаевич Филатов, родом из Балашова, за мгновение взрыва, который произошел в пяти метрах от него, пережил несколько томительных минут, будто завороженный наблюдая, как по стальному корпусу снаряда бегут огненные трещины, металл трескается, и медленно, «как во сне», разлетаются осколки (данное им в годы 2-й Мировой войны описание в точности соответствовало сделанным позднее скоростным видеозаписям). [«ТМ» 1980, N 3, с.57].
Способен ли человек видеть такое? Практически дословно, но уже более подробно, такое же явление описывал много лет спустя бывший геолог Евгений Валентинович Голомолзин: «…Надо было идти на дорогу, где меня должна была забрать «дежурка». Решив срезать путь, я пошел не по серпантину горизонтов, а стал спускаться вниз напрямик по уступам и в ожидании машины сел на обочине дороги. Спустя какое-то время я заметил, как метрах в трехстах от меня поперек дороги встал самосвал, перегородив ее. Очевидно, это было оцепление. Я был абсолютно спокоен, так как находился далеко вне зоны оцепления и, следовательно, от места взрыва.
Неожиданно, к моему изумлению, показалась «дежурка» и остановилась по ту сторону самосвала. До меня стало доходить, что оцеплено то место, где я сидел и, судя по расстоянию до оцепления, находился где-то в районе будущего взрыва. Не успел я осмыслить ситуацию, как прямо за спиной оглушительно рявкнуло, раздался душераздирающий визг рикошета каменных осколков… Время для меня вдруг приостановилось, а все что происходило дальше напоминало собой замедленное кино. Я судорожно повернулся, задрал голову вверх и оцепенел. В небе прямо надо мной расцветало что-то вроде праздничного салюта. Черные обломки неестественно медленно поднимались в воздух, после начали расползаться в стороны, образуя грибообразную шапку. «А ведь это алевролит»,- совершенно не к месту, профессионально определил я название взорванной породы и продолжал завороженно следить за происходящим.
Крупные куски породы грациозно вращались в воздухе, от них временами откалывались более мелкие осколки, которые расползались в стороны и постепенно отставали от своих крупногабаритных собратьев. Я не чувствовал ни малейшего страха. А наоборот – мной владело полное спокойствие и ощущение собственной защищенности. Только тело пронзало что-то вроде резкой нервной дрожи. Я будто оказался в другом временном измерении, остро осознавал это и был совершенно уверен, что могу в любой момент убежать из-под смертоносного зонтика.
Вдруг будто кто-то нажал невидимую кнопку, и следующее мгновение выпало из памяти. Очевидно, я, словно кошка, прыгнул в сторону большого камня и изо всех сил вжался в землю… В голове звучала единственная мысль: «Господи, только бы побыстрее». И тут словно выпал гигантский град. Со всех сторон зазвучали отрывистые удары падающих с неба глыб. Меня не задело ни одним осколком. Я вскочил на ноги. Ноги тряслись, а в голове шумели обрывки мыслей…» [«НЛО» 1996, N 7, с.22]…
Не меньше удивительны рассказы солдат, заглянувших в глаза смерти уже в наше время: «Когда на моих глазах шальной снаряд превратил возницу вместе с конем и повозкой буквально в пыль, для меня время полностью остановилось, сколько я оставался без движения – 20, 30, 60 минут – не знаю!» (летчик А.Маркуша)…
«…Я так залюбовался красивым полетом летящей прямо в меня пули, что даже увернуться не догадался, хоть время для этого у меня было предостаточно!» (капитан Н.З.)…
«…Душман выстрелил мне в голову, сам выстрел я не слышал, но ясно видел, как медленно росло облако порохового газа возле его ружья и как разрывная пуля высекла осколки из камня!» (рядовой Алексей К., 1986)…
«…БМПэшки рванулись вперед через баррикаду, они стреляли на ходу и вверх, трассеры летели как-то очень медленно. Точно помню – кругом была полнейшая тишина. И вдруг разом раздался грохот выстрелов и истошные крики женщин «Проспали!!». (Алексей Иванович, ночь 20/21 августа 1991)…
Эти солдаты спасались от пуль случайно и как бы по волшебству, но, видимо, правилам поведения в экстремальных условиях можно и обучать. По крайней мере, именно так и поступают последователи некоторых единоборств. Известно, к примеру, что, когда четвертого февраля 1940 года расстреливали осужденного днем раньше наркома внутренних дел Николая Ивановича Ежова, тот метался в тесной камере так, что ни одна пуля в него не могла попасть! Чем закончилась эта история известно – Ежова все-таки «достали», а расстрельная команда впоследствии дала ход легенде-были о способностях своего бывшего руководителя. Вот только как именно был добит Ежов – об этом история умолчала…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.