Как США готовят глобальную провокацию на рынке нефти
Автор – Кучер Егор
С наступлением весны мировые цены на нефть устремились вверх. Баррель Brent уже вплотную подошёл к отметке в 70 долларов. Между тем стало известно, что Дональд Трамп намерен расширить санкции против иранской нефти, но сделать это так, чтобы не вызвать дефицита и нового роста цен. Как на это отреагируют ОПЕК+, Россия и Саудовская Аравия?
Экономисты сейчас всё чаще обращают внимание на нестабильность мирового рынка нефти. Его балансировка решениями ОПЕК+ по сокращению добычи создаёт лишь видимость стабильности, которую необходимо постоянно поддерживать, регулируя уровень добычи в разных странах-экспортёрах.
Однако теперь на рынке есть новый очень сильный игрок – США. В 2018 году Америке удалось выйти в лидеры по мировой добыче, а это как раз тот фактор, который позволяет Вашингтону диктовать свои условия. Санкции против нефти из Ирана и Венесуэлы, конечно же, не случайны. В этих странах добыча падает, а в США – растёт. План прост – частично заместить недостающую на рынке нефть американским «чёрным золотом».
Более того, Трамп преследует цель снизить мировые цены на нефть, чтобы в США упали и внутренние цены, что в перспективе даст больше воздуха экономике страны. Если Вашингтон будет наращивать экспорт нефти, то цены пойдут вниз. Однако это невыгодно Саудовской Аравии, которая формально возглавляет ОПЕК. Эр-Рияду как раз необходимы высокие цены, высокие доходы. Получится ли у Трампа задуманное, и как на это будут отвечать Россия и Саудовская Аравия?
США против Ирана
По сообщению Reuters, США думают расширить экономические санкции против Ирана в мае. Повод для этого просто удивительный. Речь идёт не о каких-то новых действиях Тегерана, а просто о том, что май – это первая годовщина выхода США из сделки «шестёрки» международных посредников по иранскому атому. И годовщина эта – повод для ревизии мер.
Фото: www.globallookpress.com
По данным Reuters, новые санкции будут направлены против тех секторов экономики Ирана, которые ранее не были затронуты. Главная цель – продолжение снижения экспорта иранской нефти.
Мы просто хотим продолжения эффекта охлаждения (в иранской экономике). Мы хотим, чтобы бизнес продолжал думать, что ведение бизнеса с Ираном – ужасная идея на данном этапе,
– сказал агентству высокопоставленный чиновник администрации Трампа.
Один из инструментов новых санкций – ограничения на закупку нефти у Ирана целым рядом стран. Сейчас всё ещё действует исключение, согласно которому восемь государств пока имеют возможность покупать «чёрное золото» у Тегерана и не попадать при этом под американские санкции. Однако Вашингтон может отменить эти послабления.
Стоит отметить, что радикальный демарш Вашингтона по санкциям против Венесуэлы и Ирана уже вызвал рост мировых цен на нефть. С началом апреля стоимость барреля нефти марки Brent вплотную подошла к отметке в 70 долларов, цены вновь штурмуют рубежи ноября 2018 года. Дональд Трамп же, как и раньше, настаивает на как можно более низких ценах, так как между стоимостью сырой нефти и ценами топлива на внутреннем рынке США есть прямая связь. Однако, как Соединённые Штаты планируют понижать мировые цены, если вроде бы делают всё, чтобы они росли?
В 2018 году США стали новым мировым лидером по добыче из-за так называемой сланцевой революции. Период высоких цен на нефть в прошлом году увеличил доходы американских нефтяников, которые модернизировали сланцевую добычу. Она является менее затратной, так как используется метод гидроразрыва нефтеносного пласта – в отличие от традиционных способов по выкачиванию трудноизвлекаемой нефти, например, в Сибири.
Фото: www.globallookpress.com
Управление энергетической информации США (EIA) ранее сообщило, что в 2018 году средняя добыча нефти в США составляла 10,95 млн баррелей в сутки. В 2019 году она вырастет до 12,3 млн баррелей в сутки, а к 2020-му достигнет 13,03 млн баррелей. Всё этого развязывает Трампу руки в ситуации с Ираном, снижающуюся долю которого на рынке планируется заместить. Для сравнения – Россия и Саудовская Аравия добывают порядка 11 млн баррелей в сутки.
Трамп и ОПЕК. Борьба за цены
Итак, цель США – убрать Иран с мирового рынка нефти. И сейчас всё ближе тот момент, когда Вашингтон сможет как собственными действиями, так и давлением на другие страны сделать это, вызвав параллельно угодное Трампу плавное проседание мировых цен за счёт вывода на рынок рекордных партий американской сланцевой нефти.
Однако это полностью противоречит действиям ОПЕК+ – расширенного состава международного картеля стран-экспортёров, в который входят Россия и Саудовская Аравия. Москва и Эр-Рияд, а точнее, главы минэнерго этих стран – Александр Новак и Халед аль-Фалих – регулярно проводят переговоры по заморозке уровня мировой добычи, чтобы цены были достаточно высокими, а рынок – сбалансированным.
Декабрьское соглашение ОПЕК+ предусматривает, что страны сокращают ежесуточную добычу почти на 1,2 млн баррелей, государства-экспортёры также обязаны сократить производство углеводородов на 812 тыс. баррелей в сутки, а не входящие в ОПЕК страны – на 383 тыс. баррелей.
Трамп постоянно критикует ОПЕК за высокие цены на нефть и требует перестать сокращать добычу. Однако у России и Саудовской Аравии есть свои причины делать это. Для Москвы высокие цены на нефть в 2018 году, например, обернулись рекордным профицитом бюджета в 2 трлн рублей. Напомним, что бюджет России верстался из расчёта стоимости нефти в 40 долларов за баррель, тогда как мировые цены оказались, по сути, в два раза выше.
Д. Трамп. Фото: www.globallookpress.com
Что касается Саудовской Аравии, то её дела не так хороши. Бюджет королевства уже который год верстается, исходя из цены в 80 долларов за баррель, и пока мировые цены до этой планки недотягивают.
Директор МВФ по Ближнему Востоку и Центральной Азии Джихад Азур заявил ранее, что у Саудовской Аравии будет сохраняться дефицит бюджета при цене нефти ниже 80–85 долларов за баррель марки Brent. Таким образом, Эр-Рияду важны высокие цены, а пока они недостаточно высоки.
Таким образом, Саудовская Аравия не будет открыто препятствовать санкциям против Ирана, но явно не будет довольна выводом на рынок новых партий американской сланцевой нефти. Впрочем, помешать этому не так просто.
18 марта в Баку состоялось заседание мониторингового комитета ОПЕК+, на котором страны-экспортёры договорились сохранить пониженный уровень добычи нефти до конца июня. Как пояснил саудовский министр Халед аль-Фалих, это решение принято из-за того, что на мировом рынке образовались излишки нефти. Эксперты оценивают их примерно в 500 тыс. баррелей в сутки.
Халед аль-Фалих. Фото: www.globallookpress.com
Именно эти излишки – важная часть плана Трампа. Почему? Потому что после введения новых санкций против Ирана рынок поначалу не получит сильного удара и станет «доедать» остатки, то есть цены не пойдут вверх, чего как раз опасается Трамп. Следом США на фоне сокращения добычи нефти ОПЕК+ начнут вывод на рынок своих партий нефти, и цены могут пойти вниз. Одним словом, даже если цены сильно не изменятся, то стратегия против Ирана сработает на все 100%.
Перспективы
А что же делает ОПЕК+? Как расширенный состав картеля может этому помешать, что предпримут Новак и аль-Фалих? Пока что ОПЕК+ решил не форсировать события и предоставить первый ход Трампу.
Следующая встреча членов нефтекартеля была запланирована на апрель. На ней должны были обсуждаться сроки продления заморозки добычи до конца 2019 года, заявлял ранее министр нефти Ирака Тамер аль-Гадбан.
Но 18 марта в Баку апрельская встреча была отменена, так как страны решили, что после мартовской встречи принимать уже в апреле решения по соглашению до конца года преждевременно. Решение должно быть принято на большой конференции ОПЕК 25 июня, а в мае пройдёт лишь заседание мониторингового комитета.
Фото: www.globallookpress.com
Кстати, США говорят именно о мае. То есть и санкции против Ирана, и встреча ОПЕК для определения дальнейшей стратегии пройдут почти одновременно.
Эксперты предсказывают, что из-за санкций США против Ирана и Венесуэлы ОПЕК+ однозначно примет решение о заморозке добычи и на второе полугодие 2019 года. Вместе с тем Россия и Саудовская Аравия должны будут сначала оценить последствия действий США для рынка.
Так что на данном этапе у Трампа развязаны руки. Но Москва и Эр-Рияд должны внимательно следить, чтобы американская провокация на мировом рынке не имела глобальных последствий. Ведь ОПЕК+ может регулировать добычу и влиять на рынок гораздо более серьёзным совокупным объёмом нефти, чем США в одиночку. Разве что Иран вскоре как игрок на рынке может быть почти полностью устранён. И это те последствия агрессивной экономической политики США, с которыми в 2019 году будет бороться Россия, опираясь на Саудовскую Аравию и ОПЕК+.
США нужно договариваться с Россией: американские СМИ рассказали, чем закончатся санкций против Ирана
США ввели санкции против Ирана