Жизнь Бенедикта Спинозы — пример того, как слабый, больной, бедный человек может преодолеть проклятие, изгнание, ненависть окружающих и остаться личностью. Этот рассказ не о сложной метафизической системе философии Спинозы, а о том, как человек преодолевает удары судьбы силой духа и силой мысли.
Родители Спинозы были евреями-сефардами, бежавшими в Амстердам из Португалии, где иудеев преследовали как еретиков. В семье было пятеро детей. Мать очень рано умерла от туберкулёза, Баруху (так звали Спинозу) тогда было всего 6 лет. Отец до самой смерти был владельцем преуспевающей семейной фирмы по торговле южными фруктами.
Маленький Барух был умным и добрым мальчиком с большими карими глазами и вьющимися волосами. Кроткий ребенок был всем мил и приятен: он отлично учился, был послушным и внимательным.
Вскоре он стал посещать религиозную школу «Эц Хаим», где делал большие успехи, изучая Тору, Талмуд, риторику, труды Аверроэса и Аристотеля в средневековой интерпретации Маймонида. Юный Спиноза знал португальский, испанский, голландский языки, немного говорил на французском и прекрасно писал на литературном иврите.
Как известно, во многом знаньи — многая печаль: со Спинозой случилось самое страшное, что только может случиться с умным и образованным человеком. Он начал мыслить самостоятельно, принялся строить свою философскую систему и рассуждать о познании Бога. И даже писать статьи и книги.
Спиноза не внимал предостережениям мудрых учителей и священников. Он продолжал мыслить и высказывать свои мысли. Религиозная община не сразу наказала вольнодумца и еретика: сначала ему предложили тысячу флоринов в год (огромную сумму), чтобы он замолчал и продолжал посещать синагогу, исполнять обряды, вести себя примерно.
Юноша отказался от денег и продолжил писать свои «богомерзкие» книжки, говорить о Боге, размышлять о человеческой душе. Когда умер отец, Барух вместе с братом принял на себя управление семейной фирмой, но затем продал свою долю в бизнесе брату, так как намеревался посвятить себя философии.
Высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов и фактический отход от иудаизма вскоре привели к обвинению его в ереси и исключению из еврейской общины, его окрестили богохульником и атеистом. Текст его херема был зачитан в синагоге перед всей конгрегацией: «Да будет он проклят и днем и ночью, да будет проклят, когда ложится и встает, да будет проклят при входе и при выходе».
Подобная речь с проклятиями в сторону наказуемого была беспрецедентна, но Спиноза отнесся к этому с полным безразличием и даже не присутствовал на самой церемонии. После этого он стал изгоем. В результате херема, членам еврейской общины запрещался любой контакт со Спинозой, поэтому он не только не мог поддерживать контакт со своей семьей, но вообще жить в иудейской части города.
Спиноза принял имя Бенедикт, что на латыни означает «благословенный». Он поступил учеником в частный колледж экс-иезуита, «весёлого доктора» Франциска ван ден Эндена, где совершенствовал латынь, учил греческий, философию, естественные науки, обучался рисованию и шлифовке оптических стёкол.
Гонения усилились, и Спиноза переехал в Гаагу, где снял скромную комнату, в которой жил до самой смерти. Бенедикт продолжал писать свои книги. На жизнь он зарабатывал редкими переводами на иврит и частными уроками по философии, но достаточный для жизни доход давала ему шлифовка линз.
Он был крайне сдержанным в еде, например, его дневной рацион мог состоять всего лишь из молочного супа с кусочком масла, каши и бокала пива. Чуть ли не единственная роскошь, которую он себе позволял — это выкурить трубку табака.
Иногда философ играл с пауками — смотрел, как они дерутся друг с другом и смеялся. Можно догадаться, о чем он думал в эти минуты. Окно его каморки выходило на бесконечные каналы и занесенные снегом картофельные поля.
Так как шлифовальный аппарат находился в комнате, в которой жил Спиноза, то он мог по несколько дней не выходить из нее, и очень редко покидал дом. Несмотря на это, Спиноза вовсе не был затворником: он вел очень активную переписку, его друзья и другие ученые мужи часто посещали его дом. Да и сам Спиноза время от времени ездил в Амстердам и оставался там на несколько недель.
Однажды философ не мог выйти из дома не по своей воле, так как хозяин дома запер его в комнате. А произошло вот что: в 1672 году Нидерланды подверглись одновременно нападению со стороны Англии, Франции, Мюнстера и Кёльна. При этом внутри самой страны нарастал конфликт между правящими партиями, который достиг крайней точки 20 августа, когда нидерландские политические деятели Ян и Корнелис де Витты были убиты толпой линчевателей. Их тела растерзали на части, все внутренние органы, которые тут же распродали среди присутствующих, покупатели немедленно съели, а скелеты были выставлены на обозрение.
Спиноза стал свидетелем этих событий. Он вернулся домой и, потеряв привычное для него самообладание, взял табличку и написал на ней «Ultimi barbarorum» (истинные варвары). Бенедикт собирался вернуться на место резни, чтобы прикрепить там табличку, но хозяину удалось вовремя запереть постояльца и тем самым спасти ему жизнь.
У Спинозы были друзья и богатые покровители, ведь великие умы и искренние сердца всегда привлекают к себе внимание. Философу предлагали возглавить кафедру в университете, но он отказался – не хотел потерять свободу мыслить и говорить то, что он считал правильным. Покровители предложили Спинозе годовое содержание, но философ снова поблагодарил и отказался.
На протяжении 20 лет он страдал от туберкулеза. Эта болезнь унесла его жизнь, когда ему было всего лишь 44 года. Когда он умер, аптекарь арестовал тело философа, потому что тот остался ему должен. Друзьям пришлось выкупать тело для похорон.
Чтение его книг приравнивалось к богохульству. Его называли «исчадием ада», «еретиком», «угрозой морали». Лишь по прошествии веков мысли философа стали ясны и понятны. И великий Гете был потрясен словами Спинозы: «Кто истинно любит Бога, тот не будет стремиться к тому, чтобы Бог в свою очередь любил его». Вот об этом и писал Спиноза – о Боге, о природе, о любви и понимании, о человеческом предназначении и счастье.
Бенедикт Спиноза был проклят, изгнан, но он был счастлив, потому что сумел сохранить себя и свою личность. Он жил так, как хотел, и как было угодно Богу, веру в которого не терял ни на миг. Он писал свои книги и шлифовал линзы, чтобы люди могли лучше видеть. Такова была его миссия, а когда у человека есть миссия, погубить его не сможет даже самое страшное проклятие.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.