Порядок - это совершенное устроение всего сущего, сохраняемое Промыслом Божиим. Ключевое понятие христианской философии, синоним первой реальности. Божественный порядок в мире пребывает ненарушимым, потому что два града имеют свой конец: в Божественной славе и Божественном осуждении.
Мир и жизнь — не неразличимая тотальность и всеединство, а порядок, в котором все находится на своем месте, которое ему предписал Бог. Порядок заложен в само основание мира, и поэтому он не может быть никаким способом отделен от этого основания. Его нельзя интеллектуально выделить из Божественного порядка в творении. Но из этого следует, что этот порядок невозможно продемонстрировать образно, наглядно, в обозримой одним взглядом схеме. «Бог прославляется в качестве Праведности, потому что воздает всем существам по достоинству надлежащую меру, красоту, благопорядочность, устройство, всякое распределение и расположение, определяя каждому из существ его подлинный, наиболее правильный предел и будучи Виновником самодейственности каждого из них. Ибо божественная праведность устрояет, определяет и сохраняет всякое существо отдельным от всего остального в состоянии несмешения и различия, и уделяет всякой вещи, соответственно достоинству каждой из них, то, что ей полагается... Божественная праведность именно потому является подлинной и истинной, что уделяет каждому существу то, что ему подобает соответственно его достоинству и сохраняет природу каждого в надлежащем порядке и силе»[1]:94. «Божественная праведность воспевается также в качестве всеобщего Спасения, так как она спасает и сохраняет свойственные каждому сущность и местоположение чистыми (от смешения) с остальными и является безукоризненной причиной свойственной всем существам деятельности»[1]:95. Спасение извлекающее всякую тварь от зла «соответственно каждому существу устраивает так, что оно не пременяется в противоположное существо и не перемещается»[1]:95. «Если даже под неравенством надлежит разуметь те различия, которые делают все существа отличающимися друг от друга, то и на страже этого стоит Праведность, Которая не только не позволяет того, чтобы все взаимно перемешалось, но и блюдет, чтобы каждое существо сохраняло свой вид соответствующим его способу бытия»[1]:96. Бог «все взаимосвязывает Своим неслиянным единством, благодаря которому все существа соединены нераздельно, однако чисто и неповрежденно сохраняют каждое свой собственный вид, не оскверняясь смешением с себе противоположными и ни в чем не нарушая соединяющую безукоризненность и чистоту»[1]:106. Бог «всякую вещь так содержит и приводит к ее собственному концу, ради которого она произведена, без всякого превращения в что-либо иное против того, чем она была прежде по природе»[2]. Внесение порядка в свою душу составляет суть человеческой культуры.
цитаты «Бог не есть Бог неустройства, но мира» [3]. «Промысел есть Божественное попечение о существующем. Определяют его еще и так: Промысел есть воля Божия, которой целесообразно управляется все существующее. Если же Промысел есть воля Божия, то совершенно необходимо, чтобы бывающее происходило согласно со здравым смыслом, наиболее прекрасно и богоприлично и сколь только возможно хорошо, — так, чтобы не допускало более совершенного строя» [4]. «Пусть Бог против неправды нашей проявляет вящщую правду Свою, пусть истину Свою среди мрака лжи нашей облиставает ярчайшим светом к славе Своей, пусть из нашего зла извлекает большее добро, - все сие служит к одному лишь прославлению Бога, а не к нашему оправданию. Несмотря на такое устроение дел промышлением Божиим, правда остается правдой, а неправда - неправдой, истина - истиной, а ложь - ложью, добро - добром, а зло - злом» [5].
Сноски 1. Дионисий Ареопагит, св. О Божественных Именах / пер. о. Геннадия (Эйкаловича). — Буэнос-Айрес, 1957. 2. Ириней Лионский, св. Отрывки // Творения. — М.: Православный паломник, Благовест, 1996. — С. 532. 3. 1 Кор. 14:33 4. Немезий Эмесский, еп. О природе человека / пер. Ф. С. Владимирского. — М.: Канон+, ОИ «Реабилитация», 1998. — С. 43. 5. Феофан Затворник, св. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. — 2. — М., 1890. — С. 201.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
mogilevec пост зачетно-религиозный)++не тот мир сейчас в данном мире,нынче общественное бытие определяет сознание,с волками жить по волчьи выть)если по простому)Даже не пытайся осветить человечество!они слишком духовные чтоб опускаться до такой низости!