Массовая культура массового человека, разновидность пропаганды, то есть идеологического приказа, односторонней неинформативной коммуникации. В массовом обществе Нового времени массовая культура осуществляет тотальную безыдейную индоктринацию и выражается в сочетании несочетаемого и профанации. Массовая культура рождается в эпоху Нового времени (кон. XVIII — XIX веков) одновременно с массовым обществом, новым бизнесом и средствами глобальной информации и коммуникации. Ключевую роль в возникновении массовой культуры играют европейские столицы — Париж, Вена, Лондон, а на американском континенте — Нью-Йорк и Чикаго. Массовая культура — побочный продукт создания деятелями подлинного искусства общенациональной культуры в возникающих национальных государствах. Массовая культура возникает как «плохое» искусство, то есть якобы служащее для развлечения низших классов, а на самом деле — для всякого массового человека, к какому бы социальному слою он ни принадлежал. На протяжении всей истории массовой культуры ей всегда сопутствует контркультура в качестве мнимой альтернативы. Массовая культура находится в одном ряду таких явлений Нового времени, как массовая религия, массовая политика, массовая наука и образование. Все эти явления объединяет одна общая религия: религия самоспасения и противозаконного самоисследования. Массовая культура, как и другие стороны идеологии, не ставит вопрос выяснения истины или воплощения красоты. Отсюда основной закон массовой культуры: «Выяснить, чего хотят люди, и затем дать им это» [1]. Было бы неправильным считать массовую культуру лишь средством для внушения тех или иных идей. Сама структура массовой культуры внушает человеку идеи самодостаточности и самоспасения. Как констатировал Константин Леонтьев, массовая культура заменяет собой не только высокое искусство. Она совпадает до неразличимости с идеологической пропагандой, с софистикой вместо философии, и массовой религией вместо неотмирной религии Христианства. Всем этим массовая культура разрушает христианское государство: «Аристократические пышные наслаждения мыслящим сладострастием, "бесполезной (!) отвлеченной философией и вредной изысканностью высокого идеального искусства", эти стороны западной жизни, унаследованные ею или прямо от Эллады, или через посредство Рима времен Лукуллов и Горациев, утратили свой прежний барский и царственный характер и приобрели характер более демократический, более доступный всякому и потому неизбежно и более пошлый, некрасивый и более разрушительный, вредный для старого строя». Содержанием массовой культуры служит светская мистика, то есть магическое очарование и разочарование вот этим наличным миром, внеразумным и внеморальным, опьянение жизнью в ее течении и необъяснимой случайности. Гностическое опьянение носит фундаментально политический характер. В массовой культуре мы встречаем обработку всех мифов Нового времени, в том числе основополагающего мифа об абсолютной свободе человека. Мистика времени, мистика пространства, мистика коллектива и мистика антиномий группируются в массовой культуре в два основных блока: мораль (борьба с христианской нравственностью) и религия (замена Христианства религией самоспасения). Массовая культура, как и идеология, создает нового человека, то есть воспитывает людей, которые способны жить без истины, так что ими можно управлять с помощью лжи или истины в качестве лжи. Это те, кто «не принял любви истины для своего спасения, и поэтому поддается всякому неправедному обольщению» [2].
массовая культура как языческая «теология театра», и ее место в системе Нового времени
По объяснению блж. Августина, в языческих обществах политическая теология (theologia civilis) существовала в связи с двумя другими частями языческого учения о богах: философской теологией и теологией театра (theologia mythica) [3]. В массовых обществах XIX-XXI веков, возникших из разрушения христианских государств, идеология играет роль политической теологии, богословский модернизм – роль философской теологии, а массовая культура – роль теологии театра. Идеология, модернизм и массовая культура вместе составляют одну целостную религию самоспасения и противозаконного самоисследования. В посюстороннем коллективном самоспасении состоит религиозная суть политики, несовместимая с Христианством. Соответственно, политика является официальным и общеобязательным культом массового государства, затрагивающим человека с внешней стороны (то есть полностью, поскольку у массового человека есть только внешность). Модернизм — как философская теология — объясняет общественной элите, как дело обстоит «на самом деле»: то есть учит неверию или сомнению в истинах Христианства. А массовая культура внедряет идеи самотождества и самоспасения в души людей через зрелища, которые также носят культовый светский характер.
1. американский антрепренер XIX века J. H. Haverly 2. 2 Фес. 2:10 3. Августин Иппонийский блж. О Граде Божием // Творения. Часть 6. Киев, 1910
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.