Кажется, корабли-призраки появились в морях едва ли не раньше, чем настоящие корабли - легенды о них относятся ещё к тем временам, когда люди только учились поднимать паруса.
Чаще всего призраком становится корабль, потерпевший кораблекрушение. Но, согласно морским поверьям, иногда становятся ими и суда, покинутые командой и «потерявшиеся» в океане. В разные времена встречались корабли без экипажа («Мария Селеста» и др.), которые иногда удавалось привести в гавань и даже получить за это вознаграждение. Но были и суда, которые не хотели следовать за своим спасителем. Как говорили «морские волки», стоило такое судно взять на буксир, поднимался шторм, канаты лопались, судно уходило даже, как уверяли, против ветра.
Приводят в пример историю Питера МакСноу, старшего помощника со шхуны-бриг «Эдинбург». В 1864 году шхуна повстречала в Северной Атлантике корвет «Делавер», пропавший за пятнадцать лет до этого. На борту - ни живой души. Спасательное оборудование находилось в порядке и оставалось нетронутым, в трюме в полной сохранности груз каучука. Было принято решение буксировать «Делавер» - на его «родину», в Штаты. И к штурвалу американца встал Питер МакСноу. Не прошло и часа, как шквальный ветер обрывает трос, и американское судно исчезло из виду. Ветер скоре стих, но предпринятые поиски ни к чему не привели. МакСноу исчез вместе с корветом в просторах Атлантики.
История имела продолжение. В 1867 году, через три года, шхуна «Эдинбург» опять повстречала - только теперь в Тихом океане - корвет «Делавер». Капитан на шхуне сменился, но некоторые члены экипажа прекрасно всё помнили - и прошлую встречу с «Делавером», и бедолагу МакСноу. На этот раз, американский корвет был словно окутан дымкой, как и положено призраку, а у руля, по клятвенным уверениям моряков, стоял Питер МакСноу, ещё более призрачный, чем корабль.
«Он всегда был классным рулевым и лучшим моим товарищем, - рассказывал старый боцман с «Эдинбурга». - Наверное, и в тех краях, где ныне обитает наш Питер, ценится то же самое, что и у нас. Должно быть, это и везде ценится. Ну, и что с того, что он теперь водит другое судно?»
В давние времена моряки и вообще не торопились считать пропавшего товарища погибшим. Уж очень тонка для них бывала грань между мирами. А согласно
одной «пиратской легенде» - если пирату повезёт умереть не на виселице и не в море, а в своём доме, то из набежавшей тучи появляется чёрный парус. Над крышей проплывает КорабльМёртвых, и душа пирата поднимается на борт.
А некоторые корабли-призраки вновь и вновь демонстрируют сцену своей гибели. Особенно часто повторяется это на знаменитых Песках Гудвина в районе Ла-Манша недалеко от города Дила в графстве Кент.
Песчаная отмель эта была островом Ломеа, затопленным в XI веке, когда сумасшедший граф Гудвин перестал укреплять берега. В этом районе погибли сотни кораблей.
В конце XIX века новенький колёсный пароход «Виолетта» погиб, пересекая Ла- Манш во время зимнего шторма. Тонущую «Виолетту» видели в начале Второй мировой смотрители маяка на Ист-Гудвине, даже послали спасательный бот, но ничего не нашли.
Самый известный из кораблей-призраков Песков Гудвина - шхуна «Леди Лавибонд», потерпевшая кораблекрушение в феврале 1748 года. А известность придаёт этому кораблю-призраку синхронностью появлений. Каждые пятьдесят лет он появляется в районе Песков Гудвина, в феврале, и гибель его как бы настолько реальна, что в 1798 году капитану корабля «Эдинбридж» показалось, будто он вот-вот столкнётся с тонущим судном. В 1848 году его гибель выглядела столь убедительной, что и опытные моряки из Дила, знавшие о легенде, решили всё же, что происходит кораблекрушение, и также вышли искать погибающих в волнах.
В 1898 году в береговой спасательной службе Её Величества служил Теодор Кёртис, человек непомерной храбрости, как вспоминали о нём сослуживцы. Они подозревали, что «дружище Кёртис» в недавнем прошлом состоял в банде Чёрного Джона. Будто, после того, как Джона повесили, а банда распалась, он решил «отсидеться» на опасной службе, где не очень-то интересовались прошлым своих людей. «Коллеги» понимали, что он тоже выбрал спасательную службу не из человеколюбия, он не умел ценить чужие жизни, как, впрочем, и собственную.
Вот он и оказался в шлюпке, пошедшей к тонувшей в очередной раз «Леди Лавибонд». Впрочем, спасатели ещё не знали, что за судно перед ними. Едва Кёртис прыгнул в ледяную воду к людям, которые казались вполне реальными, как всё - и шхуна, и люди, и Кёртис - исчезло.
Но не такой был парень Теодор Кёртис, чтобы исчезать навсегда, да и не такая шхуна «Леди Лавибонд». Проходит пятьдесят лет, и в 1948 году спасатели вышли на помощь терпящему бедствие паруснику, который «какой-то чёрт занёс в XX век». Единственным, кого удалось вытащить из воды - до того как всё исчезло - был Теодор Кёртис. Именно так представился странный человек, рассказывавший службе Ми-6 странную историю - про свою жизнь в конце XIX века. Сопоставить рассказ с записями береговой охраны пятидесятилетней давности о пропаже одного из спасателей не удосужились... После фултонской речи Черчилля Ми-6 искала русских шпионов, а не путешественников во времени. Судьба Кёртиса неизвестна, как неизвестна и дальнейшая судьба корабля-призрака.
В феврале 1998 года над Ла-Маншем стояли такие туманы, что и настоящее кораблекрушение было бы не увидеть. Ветеран маячной службы, который, должно быть, не раз уже видел «Леди Лавибонд», сказал журналистам: «Ничего не поделаешь, ребята. Придётся подождать ещё полвека».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.