Новый год — новые проблемы? Как 2019-й изменит жизнь россиян
Как думаете, каким будет нынешний год? Как он изменит нашу страну и IT-индустрию? Чего нам ждать, опасаться, на что надеяться? Мы отобрали семь трендов минувшего года, которые обязательно выстрелят в этом. Хотите знать, что вас ждёт в ближайшие 12 месяцев?
И снимут, и опознают
В минувшем году уличные камеры наблюдения научились узнавать граждан «по фейсу». 40% из 162 тысяч объективов подключили к системе общегородской системы распознавания лиц для розыска преступников. Эксперимент запустили к ЧМ по футболу, он прошёл успешно: в руки полиции попали десятки правонарушителей. Служителям порядка выдавали смартфоны, куда приходили оповещения о попавших в кадр физиономиях, схожих с портретами из баз розыска.
В 2019 году власти столицы потратят на видеонаблюдение 7,5 млрд рублей.
Эксперты объясняют, что с помощью обычных видеокамер современная технология FindFace Security распознаёт лица с точностью от 80 до 99%. Так что ждите всё больше новостей о том, как полиция задержала преступника при помощи умной камеры. И не забывайте улыбаться, проезжая на эскалаторе мимо очередного объектива, ведь по ту сторону о вас знают гораздо больше, чем вы думаете.
Где карту открывали, туда не идите
Банки стремительно уходят в цифру — треть россиян активно пользуется дистанционными услугами в этой сфере. В 2019 году нам обещают прямо-таки магические технологии в отрасли финансов: будет и биометрическая идентификация по голосу, и электронные паспорта, и облачные хранилища.
Однако до полного ухода в сеть всё ещё далеко. Мешают две вещи: законодательство и… внесение наличных.
Для второй цели онлайн-банки используют собственную и партнёрскую сети банкоматов, но там нельзя вносить крупные суммы — большинство терминалов ограничено жёсткими лимитами. Замечают эксперты и другую проблему — онлайн-банки сильнее подвержены регуляторным рискам, то есть больше шансов, что они нарушат закон. Например, ввяжутся в отмывание денег или финансирование терроризма.
Поэтому государство пристальнее следит за ними.
Тем не менее за онлайном будущее. Например, представитель «Финам» Константин Молчанов считает, что вскоре крупные банки откажутся от офлайн-обслуживания клиентов. «Не удивлюсь, если через пару лет, например, Альфа-Банк заявит, что больше не обслуживает физических лиц в офисах», — говорит Молчанов.
Сим-карты по паспорту, мессенджеры по запросу
В июне 2018 года вступили в силу поправки закона «О связи» — отныне запрещено пользоваться сим-картой, не указав верные паспортные данные. Затем в правительстве ужесточили шаблон идентификации абонентов в мессенджерах. Согласно новым правилам, оператор должен молниеносно «пробивать» обитателя какого-нибудь WhatsApp, предоставляя его данные. Если досье отсутствует, то пользователя надо блокировать.
Законы наделали немало шума, однако их действия пока никто не ощутил: серые симки до сих пор продаются с лотков, анонимов в мессенджерах не банят.
При этом государство давно хочет превратить «симку» в этакий аналог паспорта, а интернет-активность россиян свести к единому знаменателю. Так что законы о мессенджерах — не просто блажь депутатов, а часть далеко идущего плана. Будет ли власть следить за его исполнением в 2019 году? Специально для 4PDA объясняет Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики SearchInform:
Оба закона служат решению задачи борьбы с анонимностью в интернете, а именно в мессенджерах. Они, безусловно, создают определённые затруднения мошенникам и злоумышленникам, но это не проблемы, а скорее хлопоты. Радикально же ситуацию не меняют.
Например, вступившие в силу с 1 июня 2018 года поправки в закон «О связи», конечно, повлияли на оборот серых SIM-карт. Однако не на число злоумышленников. Ведь никто из них не использует незащищённые каналы связи для переговоров, а то, что происходит внутри защищённых, ни провайдерам, ни самим мессенджерам, ни спецслужбам недоступно.
Что касается другого закона, тут ситуация ещё хуже. Он просто нереализуем на практике. Да, не сомневаюсь, что российские мессенджеры будут дисциплинированно отправлять данные пользователей. Использовать российский мессенджер без идентификации по номеру телефона действительно станет невозможно. Но какие могут быть меры воздействия на иностранные мессенджеры? Ведь существуют десятки альтернатив, где для регистрации не требуют ничего, кроме почты.
Алексей Парфентьев руководитель отдела SearchInform
Всё ближе к Европе
Осенью 2018-го «Ростелеком» поднял цены на интернет, вызвав истерию среди абонентов. Подорожание на 50 рублей провайдер объяснил «рамками общего повышения цен». Тот же манёвр повторил МГТС, о повышении объявил и московский провайдер RiNet. И это только начало — готовьтесь в 2019-м выложить за сеть дополнительные 50-150 рублей.
Почему мы будем платить больше?
Причина первая — нужны средства для выполнения закона Яровой. Провайдерам придётся изыскать на это дело от 40 до 60 миллиардов рублей. Причина вторая — рубль слабеет, а заграничное оборудование дорожает. Причина третья — НДС повышается до 20%, издержки надо компенсировать.
За покупками — в онлайн
Давайте вспомним, что происходило с ретейлом в 2018-м. Загибаем пальцы: закрылся MediaMarkt, зато развернулся Beru, «Связной» в отчаянии слился с «Евросетью», зато в Mail.ru объявили о создании «русского Алиэкспресса». Кажется, будто розничные продавцы техники умирают, пока их онлайн-коллеги живут припеваючи. Значит ли это, что в 2019 году мы окончательно забудем о походах в магазины и примемся покупать смартфоны исключительно через интернет? Для 4PDA комментирует Наталья Орлова, эксперт потребительского рынка, генеральный директор Группы компаний TDI:
По итогам 2018 года прирост онлайн-ретейла должен составить более 20%. В 2019-м рост тоже будет, но не такой бурный — максимум на уровне 10-15%. Замедление произойдёт из-за сниженной покупательской способности, связанной с увеличением цен. Это коснётся всего ретейла, в том числе физического. Кстати, он будет стагнировать или падать, а интернет-сектор стабильно останется на плаву.
Наталья Орлова эксперт потребительского рынка, генеральный директор Группы компаний TDI
При этом эксперт отмечает, что массовой миграции в браузерные магазины не случится. Потребитель всё ещё ходит за покупками пешком, предпочитая выбирать товар глазами. Эту привычку так просто не сломить.
Однако на общую картину это повлияет минимально: сейчас доля онлайн-ретейла в России составляет не больше 5%. На западе этот показатель тоже не слишком велик: колеблется в диапазоне от 7 до 17%. И в ближайшие годы стремительно увеличиваться эта доля не будет, ведь помимо финансовых есть еще психологические предпосылки. Население пока не готово массово переходить к онлайн-шопингу: покупателю надо увидеть товар, потрогать его, пощупать, плюс некоторым нравится сам процесс совершения покупки, это некий ритуал.
Наталья Орлова эксперт потребительского рынка, генеральный директор Группы компаний TDI
Слежка за вашим кошельком
Весь 2018-й государство пыталось вытащить наружу теневые доходы и расходы граждан. Новости всплывали самые разные: одни жаловались, что банки пытаются блокировать карты после крупных транзакций, другие приучились слать друг другу деньги под видом подарка. Апофеозом стала идея ФНС, которая запросила у Минфина право на получение банковских выписок со счетов физлиц вне плановых проверок. Если министерство одобрит затею, налоговики получат доступ к финансовой истории любого российского гражданина, даже если он не предприниматель.
Значит ли это, что в 2019 году мы будем отчитываться за каждый рубль, полученный на карту?
Можно ли будет и дальше втихаря сдавать квартиру? Собирать долги? Продавать имущество? На вопросы 4PDA отвечает Антон Бутивщенко, генеральный директор BIZ-DEV.PRO:
Если вы просто продаёте на «Авито» вещи и не извлекаете из этого коммерческую выгоду, для вас ничего не изменится. Коммерческая деятельность имеет целый набор признаков: регулярность, однотипность, объём и т.д. Так что активным пользователям «Авито» боятся нечего до тех пор, пока они не скрывают за частными объявлениями «свечной заводик».
Ну, и нет ничего страшного в том, что налоговики получат доступ к счетам. Банки уже давно мониторят счета и сообщают налоговой о высокой активности по счёту и крупных покупках. Если вы обычный человек, то для вас ничего не изменится. А если используете счёт физического лица для предпринимательской деятельности, то им могут заинтересоваться. Для этого нужно, чтобы вы получали действительно много переводов от разных людей.
Антон Бутивщенко генеральный директор BIZ-DEV.PRO
Добрались власти и до самозанятых — тех, кто неофициально работает «на себя». Например, чинит компьютеры, верстает на дому сайты, печёт тортики, получая деньги «на руки» и не декларируя прибыль. По разным оценкам, в России миллионы таких граждан, и логично, что государство хочет вытянуть их на свет божий. Для этого в 2019 году и вступает в силу налог на профессиональный доход. Пока в четырёх регионах: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях.
Подразумевается, что новый налог поможет самозанятым «выйти из тени» на максимально комфортных условиях: низкая ставка, удобный бумагооборот, всё можно делать через приложение. В разговоре Евгений Барулин, генеральный директор FL.ru, объясняет, почему новому налогу надо радоваться:
Граждане переживают, что эта инициатива вызвана желанием правительства контролировать доходы всех граждан. Однако стоит помнить, что выбор налогового режима — это не обязанность, а право каждого человека. Фактически россиянам предоставляется больше вариантов для выбора налогового статуса. Одновременно с этим самозанятые получат и больше свободы действий. Например, им будет проще выезжать за границу и оформлять кредиты.
Евгений Барулин генеральный директор FL.ru
Киберпреступлений станет больше
В октябре минувшего года Генпрокуратура выложила интересную статистику: в 2018-м было совершенно в два раза больше киберпреступлений, чем в 2017-м. Всего же за пять лет электронная преступность выросла десятикратно. Увы, нет никаких причин предполагать, что в 2019-м печальный тренд пойдёт на спад.
Будет ещё больше мошенничества в интернете, фишинговых сайтов и банковских взломов.
Чтобы выяснить, чего нам ждать, обратимся за комментарием к техническим специалистам. Мы опросили Татьяну Игуменшеву, директора по маркетингу компании Attack Killer, Андрея Кузьмичёва, заместителя генерального директора RU-CENTER, а также Алексея Сизова, руководителя направления Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет».
Татьяна Игуменшева объяснила 4PDA, что рост киберпреступлений обусловлен возрастающей ролью онлайна в нашей жизни:
Сегодня интернетом пользуются больше четырёх миллиардов людей во всём мире, а аудитория социальных сетей — 3,2 миллиарда. Мы всё больше уходим в сеть, соответственно и ценность сейчас имеют онлайн-активы: персональные данные, платежная информация и, собственно, деньги. Ограбления банков трансформировались во взлом онлайн-ресурсов, хищения баз данных, подмену реквизитов при проведении платежей.
Одни из самых распространенных видов подобных преступлений — несанкционированный перевод средств с карты, взлом аккаунтов и выманивание денег, шантаж через шифрование вирусами. Хакеры уже смогли адаптировать фишинг под банки и платёжные системы, а многие вредоносные сайты имеют поддельный SSL-сертификат. Но исключительно деньгами преступники не ограничиваются: объектом их пристального внимания становятся данные — их можно продать, использовать для шантажа или других способов получения прибыли.
Татьяна Игуменшева директор по маркетингу компании Attack Killer
Андрей Кузьмичёв уточнил, что в последнее время набирает моду фишинг — поддельные странички, которые маскируются под сайты известных брендов и сервисов. В основном это «лжебанки», уверен специалист:
Если говорить о крупном нанесённом ущербе, то в этом году было зафиксировано много случаев поддельных сайтов различных финансовых организаций, которые копировали сайт известного банка, к примеру, а за рассмотрение онлайн-заявки на кредит просили перевести часть денег. Эти ресурсы быстро блокируют, но из-за активного рекламного продвижения лжесайтов наши граждане успевают попасться на удочку мошенников. В этом году, по статистике ЦБ, было заблокировано 326 сайтов лжебанков.
Широко распространён фишинг вокруг продления домена и любых других услуг, оформляемых онлайн. На контакты с сайта отправляют письмо с предложением завершить регистрацию за деньги, продлить домен или избежать блокировки в специальных реестрах. А ссылки ведут к форме оплаты на поддельном сайте. Ну а вместе с расширением интернет-торговли вырастет и число мошенников, которые будут просить предоплату и не отправлять товар. Такого рода обман, к сожалению, всегда присутствовал и, скорее всего, будет набирать темп в ближайшие годы.
Андрей Кузьмичев заместитель генерального директора RU-CENTER
Конечно, это всего лишь версия — ни мы, ни наши эксперты не ясновидящие. Не исключено, что мы фатально промахнулись, и за использование интернета вам начнут приплачивать, а все онлайн-магазины разом обанкротятся. Но один сценарий будущего у вас уже есть. Можете пользоваться. Ведь предупреждён — значит вооружён.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.