Направление в психологии и других научных дисциплинах (например, социологии и политологии), в центре изучения которого находится поведение. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон, хотя схожие идеи формулировались и ранее. Он указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что интроспекция (самонаблюдение) - не научный метод познания, т.к. субьективен, не может быть проверен обьективными методами и зафиксирован, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека.
В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологи Эдуард Торндайк и Фредерик - считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция)
Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания. Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подверглась критике, в основном по этическим причинам. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. В СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека. В то же время к бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920-30-е годы «объективная психология» П. П. Блонского и «рефлексология» В. М. Бехтерева.
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).
Джон Уотсон, Эдуард Торндайк, Беррес Скиннер
Необихевиоризм
Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии - объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями.
Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного обьяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма.
Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.
Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл, Г.У. Олпорт.
Психоанализ (фрейдизм)
Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд.
По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (в переводе с латыни – влечение, желание). Эта энергия направлена на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение).
Фрейд считал, что человек рождается с этими двумя сильными влечениями, но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. По Фейду, личность формируется в течение первых шести лет жизни, а из-за доминирования в структуре личности бессознательного - личность не обладает никакой свободой воли, поведение человека полностью детерминировано (определено) его сексуальными и агрессивными мотивами.
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока или инстанции личности:
«Ид» («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
«Эго» («Я») - совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго - это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго, выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
«Суперэго» («Сверх-Я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного обьема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них:
-вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания);
-проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи);
-замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему);
-реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения);
-сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы адаптации).
У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных еще в детстве.
Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Свойства бессознательного по Фрейду - Желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга, процессы в бессознательном существуют вне времени, бессознательному не свойственны отрицание и сомнение...
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.