Психология как наука о психических процессах и механизмах функционирования психики
Данный этап начался с первой трети XX века и продолжается до настоящего времени.
В современной практике существует несколько классификаций видов психологии. Самой распространенной является разделение ее на научную и житейскую. Научная психология - это наука, основанная на рациональных данных, полученных при помощи экспериментов либо профессиональных наблюдений, в зависимости от сферы применения делится на фундаментальную, прикладную и практическую психологию.
Учебник по психологии для вузов дает развернутое определение научной психологии:
Психология изучает внутренние, скрытые от внешнего наблюдения структуры и процессы, знание которых необходимо для объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей как конкретного человека, так и групп людей. Психология как межотраслевая дисциплина включает в себя фундаментальную психологию, цель которой состоит в установлении фактов, механизмов и законов психической деятельности, а также прикладную психологию, изучающую психические явления в естественной обстановке и использующую полученные в фундаментальной науке знания в конкретных ситуациях и условиях, и практическую психологию, которая использует психологические знания для решения конкретных задач в медицине, педагогике, спорте и т. д.
Житейскую психологию, в свою очередь, также можно разделить на:
Популярную психологию, которая объединяет фундаментальные, прикладные и практические психологические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии (иногда ее еще называют поп-психологией). Ее позитивная роль состоит в том, что она расширяет и повышает психологическую культуру обыденного знания (система общепринятых представлений о реальности, накопленная многими поколениями в рамках отдельной культуры) и вызывает интерес к психологии как научной дисциплине. Есть еще один положительный момент популярной психологии - она помогает человеку разобраться в себе, понять себя и понять других, и, на основе полученных (пускай даже общих) знаний, заниматься саморазвитием и самопознанием.
Вторая часть житейской психологии (то чем чаще всего занимаются люди) - это обыденная психология, которая, как любая система обыденного знания - очень конкретна и субъективна. Обыденная психология стихийно (бессистемно) складывается на основе отрывочных знаний и сведений популярной психологии, неправомерных обобщений и интерпретаций, из разного рода личностных установок, которые нередко имеют характер предрассудков.
Обыденное знание представляет собой множество общедоступных, но неявных конструкций — принципов, утверждений, правил и убеждений, которые тем не менее выдержали множество испытаний в общественной практике и закрепились в той или иной культуре. Из этого следует зависимость обыденного знания от устоявшихся традиций его носителей, что не отвечает принципам обьективности научного знания. С бытовой точки зрения обыденное знание не имеет альтернатив (недаром его еще называют здравым смыслом или житейским опытом), поэтому оно как бы априори верно и не подвергается систематической рациональной критике, в результате чего в обыденной психологии используются размытые понятия (характерно смешение научных терминов и бытовых понятий), применяются частные суждения, объединяются психологические конструкции различного происхождения, нарушается логическая согласованность выдвигаемых утверждений и т.д., что неизбежно приводит к смешиванию и смещению знания. Тем не менее, все это не говорит о том, что не стоит заниматься обыденной психологией, хотя бы потому, что это часть обыденного знания, единственно на что не может претендовать обыденная психология - на объективность выводов, суждений и утверждений.
Итак, в 1910-1930-е годы в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых направлений, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания объекта, предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновение такого множества столь различных взглядов. Состояние психологии в начале XX века представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием направлений и их конкуренцией.
Основные направления, суть теорий и представители психологии XX-XXI века
Ассоциативная психология (от лат. associatio — соединение)
Одно из основных направлений психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций - устойчивых связей между образами явлений. Берет начало от Аристотеля.
Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой ассоциативной психологии. Она главенствовала до начала XX века и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо ассоциативная психология была развита в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация.
Согласно Локку в ассоциативной психологии: идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии (Reflection; Reflexion — умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания). Простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта - ощущение и рефлексия, из этих источников разум и получает идеи. Врожденных идей не существует - человек рождается как чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно.
Еще важная деталь в ассоциативной психологии: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоциативная психология была преобразована.
Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств (при объяснении эмоций) в учении о рефлексах головного мозга.
Спенсер внес в ассоциативную психологию проблему развития психики в филогенезе (историческом развитии) и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении.
В начале XX века появились концепции, отделившие ассоциативную психологию от ее телесного субстрата (основы) и представившие ее в виде имманентного (пребывающего внутри и не переходящего) принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоциативной психологии: 1) душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте; 2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика отождествленная с интроспективно (самонаблюдаемым) понятым сознанием, построена из элементов-ощущений, простейших чувств; 3) эти элементы (образы ощущений) имеют чувственный характер они первичны, а сложные психические образования (представления, мысли, чувства) - вторичны; 4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации; 5) условие образования ассоциаций - смежность двух психических процессов ; 6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте; 7) источник знаний о душе - самонаблюдение, наблюдая собственный внутренний мир исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Ассоциативная психология в своем развитии прошла ряд этапов: 1) Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания; 2) Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления; 3) Этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
В рамках ассоциативной психологии были выработаны представления, прежде всего - в области психологии памяти и психологии мышления. Ценно и само понятие ассоциации, однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип оказалась недостаточной: в 80-90-е годы XIX века предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций, вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.
Ассоциативная психология составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики.
Д. Локк, Герман фон Гельмгольц, Герберт Спенсер , Ч. Дарвин , И. М. Сеченов
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.