Множество статей , имеющих в своей основе психологическую составляющую, подтверждает, к сожалению, укоренившееся мнение, что психология не наука, и что любой, имеющий за спиной мало-мальский багаж знаний (особенно, если он где-то что-то прочитал) может сам разложить все по полочкам, а то что при этом путается причина и следствие - не беда, не наука же... Это подтолкнуло меня к тому, что бы немного поговорить о психологии: ее истории, основных учениях и направлениях.
Что бы понять, что из себя представляет психологическая наука сегодня необходимо обратиться к ее истории, которую можно разбить на этапы, где каждый из этапов характеризуется своим предметом изучения психологии:
Психология как наука о душе
Можно сказать, что своими корнями психология уходит в глубь веков в древние мифы о переселении и самостоятельной жизни души, но названием своим психология обязана греческой мифологии.
Эрот (Амур), сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что её сын-бог хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала усилия, чтобы их разлучить, заставляя Психею пройти ряд испытаний. Но любовь Психеи была сильна. Это впечатлило богов, и они решили помочь ей выполнить требования Афродиты. Эроту удалось убедить Зевса – верховного бога греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф стал классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея (греч. psyche – душа) – смертная, обретая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу прослеживается мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.
Психология как рациональное познание души человека зародилась в античной философии на основе созданной геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания, и впитала в себя все предшествующие мифы о душе. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.
Демокрит считал, что душа - частица природы и подчиняется ее законам. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа смертна - после смерти тела душа рассеивается в воздухе. В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе - ощущение и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление дает больше знаний, чем ощущения. Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине.
Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика (от греч. phlégma – слизь, мокрота) определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.
Человек, его духовный мир становится центром философского размышления у Сократа. Он сосредоточился на внутреннем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.
Мир этих идей стал основой учения о душе Платона. Он разработал учение о бессмертной душе, впервые выявив такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. По Платону душа состоит из трех частей : вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разуму (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других — разум, у третьих — мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи — воинами или героями. Платон так же считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и душу как два самостоятельных, антагонистических начала).
Аристотель, ученик Платона, выдвинул идею о неразделимости души и тела (трактат «О душе»). Он рассматривал душу как функцию живого организма, а не как самостоятельную сущность. Душа, по Аристотелю, является формой, способом организации живого тела. Он выделил в организме различные уровни способностей к деятельности. Эти уровни способностей составляют иерархию уровней развития души (развитие от низших уровней к высшим формам), которую он разделил на растительную, животную и разумную. При этом каждый человек в процессе превращения от младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее к разумной душе.
Установка философии античности во взглядах на человека была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.
Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая была разработана христианством. Христианская антропология исходила из теоцентрической картины мира и основного принципа христианской догматики - творения мира Божественным разумом. Сегодня нам достаточно трудно понять учения святых отцов, которые носят преимущественно символический характер.
Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице тварного, т.е. сотворенного Богом мира. Идея "Человек как центр Вселенной" - «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание, разрабатывалась еще античными философами и христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание. «Отцы церкви» считали, что природа человека связана со всеми основными сферами бытия: телом человек связан с землей, чувствами с материальным миром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способна восходить к самому Творцу, человек двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутренний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном каком-то месте. Святые отцы ввели различие между «внутренним» и «внешним» человеком. Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто таинственное, непознаваемое, божественное.
Разделение христианства на восточное и западное определило подходы этих направлений по пути познания/постижения мира, Бога и человека. В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути в восточном христианстве, западное христианство пошло по пути рационального, создав схоластику (христианская философия, главная цель которой обоснование религиозных догматов), конечно, наряду со схоластикой в западном христианстве существовали и иррационалистические мистические учения, но не они определяли духовный климат эпохи. Обращение к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивилизации Запада в Новое время от теоцентрической к антропоцентрической картине мира.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.