Эпоха «Возрождения» - эпоха расцвета искусства и наук. Возрождая античную гуманистическую культуру, эта эпоха способствовала освобождению всех наук и искусств от догматов и ограничений, наложенных на них средневековыми религиозными представлениями. В результате активного развития естественные, биологические и медицинские науки далеко шагнули вперед и началось и движение в направлении формирования психологического знания в самостоятельную науку.
Механика, как лидер естественных наук, оказала большое влияние на формирование механической картины природы и стала первым этапом развития европейской психологии как науки о сознании.
Французский философ и математик Рене Декарт создал теорию, объясняющую механизм поведения: информация через органы чувств по нервам («тончайшим трубочкам») поступает в мозг, возбуждает в нем «животные души», которые по двигательным нервам вытекают в мышцы, что приводит их к движению. Декарт ввел понятие рефлекса — ответной реакции организма на раздражение. Декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», находящаяся в головном мозге. Так понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее – в понятие «сознание». Декарт заложил основу детерминистской (причинностной, опосредованной) концепции поведения, явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит: «Я мыслю, значит, я существую». Декартом на основе механистического подхода был поставлен теоретический вопрос о взаимодействии «души и тела», который в дальнейшем стал предметом обсуждения для множества ученых.
Английский философ Джон Локк стал родоначальником эмпирической (опытной) психологии. Локк, точно следуя философии Декарта, полагал, что разум пассивно отражает воздействия среды, восприятие которых обеспечивается единым процессом перцепции (от лат. perceptio — собирание). Согласно точке зрения Локка, которую разделяют все сторонники эмпиризма, существует внешний опыт, непосредственно основанный на чувствах, его результат — простые идеи, неразложимые на меньшие единицы, и внутренний опыт, который формируется в результате манипуляций ума с простыми идеями, например в процессе самонализа и размышлений (рефлексии); при этом из простых идей образуются сложные. Понятие «внешний» не означает связи с действиями субьекта или его открытости для стороннего наблюдателя. И внешний, и внутренний опыт доступны только самонаблюдению.
Философ и математик Г.В. Лейбниц расширил теорию Локка, введя в дополнение к понятию «перцепция» термин «апперцепция» и трактуя его как психическую силу, обуславливающую целенаправленность действий. Именно апперцепция ответственна за феномены сознания, поскольку перцепция создает лишь такие восприятия, которые не осознаются, но лежат в основе непроизвольных поступков. Таким образом, Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых (бессознательных), недоступных самонаблюдению явлений.
Другое направление психологической мысли связано с английским мыслителем Т. Гоббсом, который начисто отвергал душу как особую сущность и считал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, движущихся по законам механики. Психические явления подводились им под действие механических законов. Т. Гоббс считал, что ощущения являются прямым результатом воздействия материальных предметов на организм. Они образуют последовательность мыслей в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Т. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое воздействие материального мира на органы чувств.
Психология как наука о поведении.
В начале XIX века стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные не на механике, а на физиологии, которая превратила организм в объект экспериментального изучения. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта и исследовала зависимость психических функций от строения органов чувств и мозга.
Открытие различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, позволило объяснить механизм связи нервов как «рефлекторную дугу», возбуждение одного плеча которой закономерно и необратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Это открытие доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесной природы, что было воспринято как опровержение учения о душе как особой бестелесной сущности. В 40-е годы XIX в. принцип рефлекса был перенесен со спинного мозга на головной и стал использоваться при объяснении феноменов восприятия, двигательной активности и т. д.
Немецкий физиолог Г.Э. Мюллер сформулировал положение о том, что никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Это положение было возведено в ранг закона, в результате чего психические процессы перемещались в тот же ряд, что и зримая под микроскопом и препарируемая скальпелем нервная ткань, которая их порождает. Оставалось, правда, неясным главное - каким образом совершается чудо порождения психических явлений.
Физиолог Э.Г. Вебер определил зависимость между непрерывностью ощущений и непрерывностью вызывающих их физических стимулов. В ходе экспериментов обнаружилось, что существует вполне определенное (для разных органов чувств различное) отношение между первоначальным раздражителем и последующим, при котором субьект начинает замечать, что ощущение стало другим.
Г. Фехнер заложил основы психофизики, она не затрагивала вопроса о причинах психических явлений и их материальной природы, а выявляла эмпирические зависимости на основе внедрения эксперимента и количественных методов исследования.
Г. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде; Ч. Дарвин, изучал инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека, Ф. Гальтон поставил вопрос о наследовании психологических характеристик, английский невролог X. Джексон, основываясь на эволюционных представлениях, изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга.
Постепенно работы физиологов по изучению органов чувств и движений готовили новую психологию, отличающуюся от традиционной психологии, тесно связанной с философией, а в дальнейшем была создана почва для отделения психологии и от физиологии в качестве отдельной научной дисциплины. Исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века заложили основы для экспериментальных психофизических исследований. С этого времени психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.
Основоположником отечественной научной психологии считается русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов, который в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические процессы с позиций рефлекторной теории. Его последователь русский физиолог Иван Петрович Павлов изучал условные рефлексы в деятельности организма. Его работы повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Одновременно с развитием экспериментальных методов изучения психических явлений рядом психологов широко использовался метод интроспекции (самонаблюдения) позволивший им прийти к выводу, что человеком управляет сознание. В то же время другие психологи предлагали отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения - на поведении человека. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация, которая вылилась в формирование нескольких влиятельных школ/направлений.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.