Как пишет уважаемый Ю. Скиданов, один из наиболее компетентных экономистов-обозревателей федерального уровня -
"На очередном заседании Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу экономического развития попытались разобраться, почему же стратегическое планирование, краеугольный элемент любой развитой экономики, в нашей стране до сих пор не вышел из состояния некоего теоретического упражнения на вольные экономические темы, несмотря на то что юридическая основа в виде базового закона давно создана. Проблема в том, что бездействует профильное министерство экономического развития, как считают многие сенаторы".
Чтобы машина поехала - мало одного ключа. Нужны и зажигание, и сцепление, и много ещё чего. Аналогия более чем уместная, если мы говорим о Минэкономразвития РФ, недавно соблазнами своими погубившего небесталанного поэта-русофоба Улюкаева... Действующий прямой аппарат Минэко - 17 тысяч 700 сотрудников, не считая привлечённых косвенно, в режиме аутсорсинга. Чем эта армия занимается - непонятно, ибо в стране как не было планирования экономики, так и нет. Какое уж там развитие - хотя бы управление и согласование наладили...
Но тут нужно понимать, что есть два вида деятельности: деятельность для результата и деятельность ради самой деятельности. Например, печка: она же никуда никакой локомотив не толкает, смысл её - обогревать собравшихся вокруг неё. Можно привести и много других примеров, когда деятельность существует ради себя самой, без результата. Минэкономики - далеко не единственная контора в стране, лишённая целеполагания.
Например, смеются, что мы лидируем с большим отрывом по числу полицейских на душу населения во всём мире. А чего смеяться-то? Экономику ликвидировали, людей куда-то девать нужно? Вот их и распихали, куда могли: одних в полицию, других в Минэкономики, третьих в вахтёры, четвёртых в охранники продуктовых магазинов и т.п. Их раздутые штаты нельзя сокращать, пока не появится какого-то приложения их силам - иначе получим гуманитарную катастрофу...
Так вот, если принимать деятельность ради деятельности, а не ради результата (который и не преследуется и даже не провозглашается целью) - то МинЭко трудилось четыре года очень бурно. Оно носило воду в решете до полного изнеможения клерков.
"Если судить по выступлению Артёма Шадрина, директора Департамента стратегического развития и инноваций министерства. Цифры и факты он привёл впечатляющие: разработаны отраслевые стратегии развития, а также общая концепция промышленной безопасности, генеральная стратегия размещения объектов электроэнергетики, определены основные направления деятельности Правительства. Всё в соответствии с требованиями Федерального закона №172.
А ещё создана федеральная информационная система, в которой зафиксировано около 157 тысяч (!) документов, которые регламентируют порядок и цели стратегического планирования от федерального уровня до муниципалитетов. Невольно возникает ассоциация с цитатой классика о «ста тысяч одних курьеров».
Понятие «стратегическое планирование» на уровне, скажем, сельского поселения звучит как-то не очень естественно, о чём не преминули заметить выступившие критики доклада, в том числе опытнейшие производственники, организаторы стратегического планирования в масштабах громадного народного хозяйства СССР — сенаторы Владимир Долгих, Герой Социалистического Труда СССР ( в том числе и за увеличение мощности Норильского ГМК), и Николай Рыжков, последний председатель Совета Министров СССР. Старички-то помнят, как оно было, когда люди были ещё людьми, а не вторичными приматами-дегродами...
А вот бойчак Артём Шадрин весьма оптимистичен, пообещав, что
«механизм стратегического планирования с проектным управлением и бюджетным планированием будет распространен на основной объём бюджетного финансирования, что позволит отойти от стандарта и быть готовым к разным ситуациям и факторам».
Такой оптимизм члены Временной комиссии не разделили. Приглашенная на заседание Вера Ганзя, член Комитета Госдумы по бюджету и налогом, чётко сформулировала претензии к деятельности Минэкономразвития: обилие разрозненных ведомственных документов не способно заменить единый стратегический документ, который определял бы и регулировал развитие экономики на основе системы индикативного планирования.
Она привела пример со ссылкой на материалы Счётной палаты РФ и её аудитора Василия Росляка: в регионах не могут организовать долгосрочное планирование из-за отсутствия соответствующего документа и методик.
На самом деле, думаю, не по этой причине. Отмазываются региончики-то... Отмазка им нужна - потому что не хотят они на местах плана. План - это ответственность. Когда он оглашён ("План-закон"!) - то всем сразу видно, где, кто и как его не выполнил. Так что это неудобно и дискомфортно. Гораздо проще ссылаться на "непостижимую волю рынка", и канючить трансферты из центра. И кредиты в банках брать на регион: так, что взял и пользуешься ты лично, а отдавать региону...
Звонче всех прозвучало выступление Вячеслава Штырова, члена Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Он предложил создать единый научно-прогностический центр, соединяющий стратегическое планирование научно-технического прогресса и экономического развития, отказавшись от бесплодной, как выразился сенатор, «игры в фантики, биржи и валютные спекуляции». Человек позанимался обороной и безопасностью - и понял, чем пахнут шутки спекулянтов. Они-то потом в Лондон и Ниццу сбегут, а тут останутся от них руины и пепелище...
По правде сказать, орлы приватизации не знают, как быть. Советский Госплан был штабом с полномочиями. Он выпускал логически связанную совокупность административных директив, регламентирующих, как и что делать десяткам тысяч предприятий. То есть приказывая произвести 100 000 пар валенков, он одновременно приказывал - кому обеспечить для этого войлок, а кому - электричество на станки подать...
А без этого что приказывать-то? Ну, прикажи мне сейчас произвести миллион пар валенков, хоть под угрозой расстрела - что я буду делать? Плакать буду. Умирать - страшно. Расстреляют меня за эти валенки, я и рад бы выкрутится - но как выкрутишься без материалов, без ресурсов?!
Даже если органу, осуществляющему "индикативное планирование и создание экономических стимулов для бизнеса в тех сферах, где он может быть эффективен" дадут полномочия "бездельных карать сурово, усердных награждать", которых сегодня у него нет - то что? Всякое производство, кроме усердия исполнителя, требует ещё ресурсной базы. Приказываешь копать - дай хотя бы лопаты, если экскаваторов нет. Приказываешь сеять - укажи, где взять семена...
А пока...
Как отмечает Скиданов -
"Модельное составление бюджетов, которое на первый взгляд стало элементом стратегического планирования — фикция, так как имеющиеся финансовые ресурсы подогнали под конъюнктурное определение, а Минфин стал главным плановым органом, хотя бухгалтерия и долгосрочные прогнозы вкупе со стратегической экономической политикой совершенно разные виды деятельности".
Скажите, мне одному приходит на память строфа из знаменитого "Верескового меда":
...Король глядит угрюмо:
"Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!"...
Забыли хищные орлы приватизации, как жизнь делается, от земли и сохи выводится. Тырить - совсем другое искусство, нежели производить. К счастью, живы ещё Рыжков и Долгих, старенькие-престаренькие, может, несмотря на возраст, припомнят, как оно у ЛЮДЕЙ делается?
...Гневно король промолвил:
"Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!"...
Враг поджимает, а мы ничего не умеем выпускать, только от врага товары принимать в обмен на сырьё недр... Если так дальше, то правильно понял товарищ Штыров в комитете по обороне и безопасности, каюк нам придёт!
Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 29 марта 2018