"Даже апостолы не поверили": что говорят историки о воскресении Христа
МОСКВА, 8 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане отмечают свой самый главный праздник — Пасху, Воскресение Христа. И уже почти две тысячи лет одни называют это событие чудом, а другие — "массовой галлюцинацией". Причем и те и другие ссылаются на исторические свидетельства первых веков нашей эры. Насколько подлинны данные историков о жизни и смерти Иисуса Христа — в материале РИА Новости. "Нашли виноватых"
Удивительно, но первыми, кто усомнился в воскресении Христа, были… апостолы. В Евангелии говорится, что прежде всех воскресшего Христа увидели благочестивые жены, присутствовавшие при его распятии. Они шли помазать тело Спасителя миром (маслом), чего требовали погребальные обычаи — поэтому в Церкви их называют женами-мироносицами. Однако тела в пещере не оказалось, а затем им явился сам воскресший Христос. Жены-мироносицы побежали рассказать о чуде его ученикам. "Не поверили", — сухо констатирует евангелист Марк.
Апостолы, согласно Евангелию, убедились в чуде, лишь когда сам Иисус явился им. Правда, с ними не было Фомы — тот и вовсе потребовал в буквальном смысле ощутимых доказательств. "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю", — приводит его слова евангелист Иоанн.
О смерти и воскресении Христа, помимо христианских авторов, рассказывают и некоторые римские, а также иудейские историки. В научной среде принято считать их свидетельства более достоверными.
Например, римский историк I века Тацит, повествуя о грандиозном пожаре в Риме, устроенном императором Нероном, утверждает, что правитель выставил виновными как раз последователей Иисуса. "Нерон <…> нашел виноватых и предал самым изощренным казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев", — пишет Тацит.
О Христе упоминают также Таллос, Светоний и Плиний Младший. Но наиболее значимым считается свидетельство иудейского историка I века Иосифа Флавия.
"И когда Пилат по обвинению наших старейшин приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой. Ибо божественные пророки предвозвестили это и огромное множество других чудес относительно него. И племя христиан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день", — писал он в "Иудейских древностях".
Этот отрывок в XX веке вызвал споры среди ученых. Кто-то сомневался, что приверженец иудаизма, считавший христиан последователями одной из многочисленных сект, мог вообще такое написать. Другие возражали: этот отрывок есть даже в арабской версии рукописи Флавия — самой древней из сохранившихся, наряду с греческой. Она-то уж точно, по словам лингвистов, не подвергалась правкам деятелей Церкви (что было распространенной практикой в первые века христианства).
"Отрывок из Флавия в арабской версии вполне реалистичен (там он говорит о мнении христиан в свойственной ему нейтрально-уважительной манере). А греческая версия имеет явные признаки дополнений", — отмечает старший преподаватель философского факультета МГУ, историк религии Илья Вевюрко.
Наука не сомневается
С другой стороны, возникает логичный вопрос: а с чего вдруг иудейские и римские историки так заинтересовались небольшой, как они говорили, "иудейской сектой"? И насколько их свидетельства достоверны?
"Дело в том, что пришествие Христа состоялось в неслучайное время. Весь тогдашний цивилизованный мир (он себя так понимал в буквальном смысле) объединен в рамках великого государства, Римской империи. К тому же Христос приходит в среду еврейского народа, который считает себя богоизбранным. Таким образом, мы имеем свидетельства римского и иудейского происхождения", — объясняет историк христианства, священник Филипп Ильяшенко.
Подлинность этих свидетельств наука сейчас, по его словам, не подвергает сомнению. Куда интереснее то, как пишут о Христе и его последователях римские историки.
"Римские авторы говорят о христианах, с одной стороны, высокомерно-пренебрежительно, как представители нации, правящей миром. А с другой — с неким скрытым изумлением. Мол, как это может быть: какой-то проповедник, казалось бы, безвестный человек, которого подвергли мучительной и позорной казни, оказывает такое влияние", — говорит Ильяшенко.
Сам факт того, что историки обратили на это внимание, показывает: возникновение христианства "было выходящим из ряда вон событием". "В каком-то там не самом значительном уголке империи произошло что-то, казалось бы, местечковое. Тем не менее идеи Иисуса Христа после его смерти поддерживаются и распространяются. Вроде бы его нет, но он не только не забыт, его слово гремит и раскатывается повсюду", — отмечает историк в беседе с РИА Новости.
"В любом случае для верующего человека такие вопросы вторичны. Самое главное — верить в то, что Христос действительно воскрес. А иначе в христианстве "вообще нет смысла", — рассуждает известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
"Бог стал человеком — вот первоначальная характеристика христианства. А что произошло со ставшим человеком Богом? Он отдал жизнь за нас, совершив жизненный подвиг. Его жизнь заканчивается смертью, поскольку он — человек, и воскресением, поскольку он — Бог. И преодоление этого противоречия — мост между землей и небом, между смертью и воскресением, между человечеством и Божеством. По этому мосту должен пройти каждый христианин", — заключает священнослужитель.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Все эти досужие рассуждения выглядят весьма бледно перед, пожалуй, лучшей Историей Иисуса Христа автора Эрнеста Жозефа Ренана. Истории написанной еще в 19 веке. Но до сих пор, несмотря на новые исследования, пожалуй, ничего лучше не написано. Ценность этого труда еще и в том, что автор скорее атеист, но сумевший деликатно изложить материал не оскорбляя чувств верующих и не обходя дискуссионные вопросы. Что большая редкость у нынешних любителей «поспекулировать» на этой грандиозной теме. Конечно, наиболее тонкая тема в истории Иисуса это проблема «Чуда». Включая и его воскрешение. Ключ к ответу на подобные вопросы дал довольно давно Св. Августин. Он утверждал, «Чудо находится не в противоречии с природой, а с тем, что НАМ о природе известно». Что же нам сегодня известно о природе, что позволяет представить некоторые «чудеса» описанные в Новом Завете. Во-первых «страшная тайна». Многие из известных физиков, космологов не атеисты. И, как минимум «исповедуют» Антропный Принцип» - Вселенная создана так, чтобы в ней мог появиться наблюдатель. Немало ученых идут и дальше – к Платону и Декарту. Но это отдельная тема. Среди моделей мироздания нынче живет и побеждает т.н. Голографический Принцип. Когда «всё в Мире» есть материализованная голограмма, что недавно подтверждают и экспериментальные данные. http://www.nature.com/news....1.14328 . Матрица голограммы в другом измерении. Рассказывая о голограмме, ученые - а их уже много - придали мирозданию еще более затейливую суть, чем можно было представить себе раньше. Тут уж точно не обойтись без вопроса: а кто так постарался? Может быть, и Бог - сущность более высокого порядка, чем мы, - примитивные голограммы. Но тогда вряд ли стоит искать его в нашей Вселенной. Не мог же он сотворить сам себя и теперь находиться внутри в виде голограммы?! А вот снаружи Творец вполне мог бы быть. Но нам этого не видно, Но вычислить «Его» можно, что и пытаются сделать некоторые математики. ( http://arxiv.org/abs/1112.1754 ). ). А то, что даже простую голограмму можно потрогать показали недавно японские специалисты, работающие над такими голограммами. И в недалеком будущем они появятся для обычных компьютеров. Пока сложность в том, что такие голограммы требуют высокой энергии и пока небезопасны в тактильных контактах. Тут уже пол шага и до «материализации» пока еще простой голограммы. В связи с этим меня заинтриговало описание в Новом Завете ситуации, года Мария Магдалина подошла к открытой уже пещере, где ожидала увидеть Иисуса, но внезапно увидела его около пещеры. И Он сказал ей – «Пока не прикасайся ко мне. Придет время и это будет возможно». Так что - Мария общалась с голограммой в процессе её «материализации»? Чудо? Кто знает …
Джош Макдауэлл, профессиональный юрист, – один из тех людей, которые не верили в воскресение Иисуса Христа. Он решил на основе имеющегося фактического материала опровергнуть реальность воскресения. Однако он, как и другие исследователи, затратив много времени на изучение документов, пришел к выводу прямо противоположному. Он написал несколько книг, являющихся серьезными исследованиями. Например, в книге «Доказательства воскресения» он приводит выводы, полностью подтверждающие историческую реальность Иисуса Христа, Его смерть на кресте и воскресение: «Исторические, литературные и юридические свидетельства в пользу воскресения Иисуса Христа чрезвычайно обширны… Сам Иисус Христос действительно предсказал, что Он воскреснет на третий день… Воскресение Иисуса Христа – единственный в своем роде факт, который определяет смысл и ценность христианства… Многие критики христианства, действуя не вполне честно, исключают возможность воскресения только в силу своего предубеждения против чудес… Последователи Христа вовсе не были невежественными людьми, они прекрасно понимали разницу между фактами и вымыслом… При изучении вопроса о воскресении Иисуса Христа следует применять те же критерии, которые применяются к любому другому историческому событию…
Существует множество историко-филологических свидетельств, которые документально подтверждают, что Новый Завет – основной источник сведений о воскресении – с честью выходит из любой проверки с применением самых тщательных методов исследования юридических свидетельств, а также находит множество подтверждений в новых археологических открытиях… Тело Христа было погребено в каменной гробнице, камень, приваленный к входу в гробницу, весил не менее двух тонн, и гробница была запечатана официальной римской печатью…
Устрашающей мощи Римской империи был брошен вызов, когда была сломана римская печать на гробнице; и евреи, и римляне признали, что гробница была пуста; каким-то образом камень весом в две тонны был отодвинут от входа в гробницу, которую все время охраняла римская стража; всегда отличавшиеся железной дисциплиной солдаты военной римской охраны бежали со своего поста, властям пришлось их подкупить, чтобы они не рассказали правду о том, что произошло в действительности; нетронутый саван оказался пустым: в нем не было тела Иисуса; после этого Христос являлся разным людям в самых разных обстоятельствах, одно из таких явлений видели пятьсот человек… Коренная перемена в жизни учеников Иисуса Христа необъяснима без факта воскресения… В чрезвычайно трудных и враждебных условиях они сохраняли непоколебимую убежденность в том, что Иисус Христос воскрес».